город Ростов-на-Дону |
|
01 ноября 2021 г. |
дело N А53-18875/2021 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шапкина П.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.08.2021 по делу N А53-18875/2021
по иску АО "Водоканал Ростова-на-Дону"
к ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - истец) обратилось в суд с требованием к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное Управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 267 568,93 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства согласно правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
02.08.2021 судом первой инстанции принято решение путем подписания резолютивной части, в соответствии с которой исковые требования удовлетворены в полном объеме.
25.08.2021 по заявлению ответчика судом изготовлено мотивированное решение.
Ответчик обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что ответчик был лишен возможности проверить правильность расчетов и представить контррасчет, поскольку из представленных истцом документов не усматривается, каким образом был произведен расчет, какие величины были использованы. Кроме того, между истцом и ответчиком заключен контракт N 48632, а в расчетах платы за сброс загрязняющих веществ указан иной номер договора - 49058. Ответчик полагает, что истец обязан осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую природную среду, как субъект, в ходе осуществления производственной деятельности которого происходит негативное воздействие на окружающую среду.
Отзыв на апелляционную жалобу от истца не поступил.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между акционерным обществом "Водоканал Ростова-на-Дону" (организация ВКХ) и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное Управление" Министерства обороны Российской Федерации (абонент) заключен контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 48632 от 15.10.2020.
Согласно п. 1 контракта абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду установленного качества в сроки и порядке, которые определены настоящим контрактом, соблюдать в соответствии с настоящим контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых приборов учета.
В пп. "в" п. 12 контракта установлено, что организация ВКХ обязана осуществлять производственный контроль качества питьевой воды и контроль состава и свойств сточных вод.
В силу пп. "д" п. 13 контракта организация ВКХ вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пп. "т" п. 14 контракта абонент обязан соблюдать установленные нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, в том числе обеспечивать реализацию плана снижения сбросов и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пп. "е" п. 14 контракта абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту.
На основании Декларации о составе и свойствах сточных вод N 57 от 29.10.2020 произведены расчеты платы за сброс сточных вод с превышением нормативов состава сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализация) г. Ростова-на-Дону:
за период с 01.01.2021 по 31.01.2021 на сумму 1 793,28 руб. (расчет N 109), на сумму 32 042,88 руб. (расчет N 110) и на сумму 3 832,22 руб. (расчет N 111);
за период с 01.02.2021 по 28.02.2021 на сумму 49 599,12 руб. (расчет N 200), на сумму 28 716,77 руб. (расчет N 222), на сумму 4 171,79 руб. (расчет201);
за период с 01.03.2021 по 31.03.2021 на сумму 46 738,32 руб. (расчет N 278), на сумму 34 963,62 руб. (расчет N 381), на сумму 5 710,93 руб. (расчет N 357).
Общая сумма задолженности за сброс сточных вод с превышением ДК в системы канализации г. Ростова-на-Дону ответчика перед истцом составляет 267 568,93 руб.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 21.04.2021 N 12639 о наличии задолженности за сброс сточных вод с превышением ДК в системы канализации г. Ростова-на-Дону и с предложением добровольно произвести оплату предъявленной суммы задолженности. Однако претензия оставлена без ответа и финансового удовлетворения.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
При вынесении обжалуемого решения, суд верно исходил из следующего.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утвержденными Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348, действовавшим в спорный период, утвержден "Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" (далее - Порядок). Порядок распространяется на абонентов (кроме населения), отводящих сточные воды и загрязняющие вещества через системы канализации в окружающую природную среду, и на организации, осуществляющие эксплуатацию систем канализации населенных пунктов (п. 3 Порядка).
Пунктом 22.3 Порядка установлено, что плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, рассчитывается исходя из базовых нормативов платы, умноженных на разницу между фактической концентрацией (далее - ФК) и ДК или ВДК загрязняющих веществ, а также на пятикратно повышающий коэффициент к базовым нормативам платы, умноженных на коэффициент индексации платы, на коэффициент экологической ситуации и объемы фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения до очередного отбора проб организациями ВКХ, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Нормативы состава сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации) города Ростова-на-Дону определены Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 15.10.2020 N 1074 "Об установлении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации) города Ростова-на-Дону".
В соответствии с подпунктами "и", "ж" пункта 35 Правил N 644 "Об утверждении правил холодного водоснабжении и водоотведения" абонент обеспечивать реализацию плана снижения сбросов плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований. Абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
Организация водопроводно-канализациоиного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (подпункты "в", "г" пункта 36 Правил N 644).
Согласно подпунктам "д", "е" подпункта 34 Правил N 644 в перечень обязанностей организации водопроводно-канализационного хозяйства входит в том числе: осуществлять производственный контроль качества питьевой воды; осуществлять контроль за составом и свойствами принимаемых в канализационную сеть сточных вод и соблюдением нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативов допустимых сбросов абонентов, а также требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно п. 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 728) периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении объектов абонентов определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Истец заявил о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ с превышением ДК в размере 267 568,93 руб.
В обоснование размера задолженности, заявленной ко взысканию истцом, в материалы дела представлены расчеты платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за спорный период (л.д. 11-19).
В апелляционной жалобе ответчик ссылается, что из представленных истцом документов неясно каким образом произведен расчет, какие величины были использованы, и, как следствие, ответчик был лишен возможности проверить правильность расчетов и представить контррасчет. Кроме того, между истцом и ответчиком заключен контракт N 48632, а в расчетах платы за сброс загрязняющих веществ указан иной номер договора - 49058.
Проверив расчет, представленные истцом, суд апелляционной инстанции признает их надлежащими исходя из следующего.
Действительно, в представленных истцом расчетах имеется указание на договор N 49058, однако наименования объектов абонента, в том числе абонентский номер в/ввода, полностью соответствуют перечню объектов, согласованных сторонами в контракте N 48632 от 15.10.2020.
Нормативы состава сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации) города Ростова-на-Дону определены Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 15.10.2020 N 1074 "Об установлении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации) города Ростова-на-Дону".
Расчеты платы за сброс сточных вод с превышением нормативов состава сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализация) г. Ростова-на-Дону, произведены истцом на основании показателей, утвержденных в Декларации о составе и свойствах сточных вод N 57 от 29.10.2020, в отношении спорных объектов: г. Ростов-на-Дону, ул. Дачная, 10, в/г N 50; ул. Красноармейская, 97, в/г N 1-2; ул. Семашко, 89, в/г N 57.
Апелляционный суд отмечает, данная Декларация со стороны ответчика подписана начальником ЖКС N 1 (г. Ростов-на-Дону) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Мионобороны России по ЮВО, проставлена печать учреждения.
В расчетах истца подробно изложены показатели, на основании которых взыскивается задолженность, приведены расшифровка значений, формулы расчета.
При этом ответчик не представил доказательств того, что между истцом и ответчиком заключен договор N 49058 либо имелись иные взаимоотношения сторон по спорным объектам вне рамок предъявленной истцом задолженности по контракту N 48632 от 15.10.2020.
Таким образом, доводы ответчика о невозможности проверить представленные расчеты, а также об их неясности, признаются судом несостоятельными.
Доводы ответчика, о том, что ответственным за сброс загрязняющих веществ в водный объект сточных вод с превышением допустимых концентраций является истец, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, основания для переоценки выводов суда отсутствуют.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что требование истца о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ с превышением ДК в размере 267 568,93 рублей обоснованно удовлетворено судом в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Поскольку заявитель апелляционной жалобы освобожден от оплаты государственной пошлины, судебные расходы распределению не подлежат в соответствии с п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.08.2021 по делу N А53-18875/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Судья |
П.В. Шапкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18875/2021
Истец: АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ