г. Чита |
|
1 ноября 2021 г. |
Дело N А19-8691/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 ноября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А, Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
при участии в судебном заседании представителей Иркутской таможни Репиной Л.С. (доверенность от 11.01.2021), Фисюк А.В. (доверенность от 14.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесофонд" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29.07.2021 года по делу N А19-8691/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лесофонд" (ОГРН 1047000060381, ИНН 7014042123, далее - заявитель, общество, ООО "Лесфонд") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ), к Иркутской таможне (ОГРН 1023801543908, ИНН 3800000703, далее - таможня, Иркутская таможня) о признании недействительными 43 решений Иркутской таможни от 22.03.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях, принятых на основании акта камеральной таможенной проверки от 12.02.2021года N 10602050/251218/0022541.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29.07.2021 года по делу N А19-8691/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что вывод о том, что расходы по доставке не включены в стоимость сделки, а цена товара, поставленного в рамках контрактов от 01.12.2018 N CDZLHG-201812-1, от 01.12.2018 N CDZLHG-201813-1, от 05.12.2018 N CQSY-CQSY-20181205 сформирована без учета транспортных расходов, является необоснованным и документально неподтвержденным. Вывод суда о том, что установленные в ходе проведения камеральной таможенной проверки обстоятельства свидетельствуют о недостоверности заявленных сведений в отношении таможенной стоимости товаров с учетом дополнительных начислений (пункт 10 статьи 39, пункт 3 статьи 40 ТК ЕАЭС), либо о наличии условий, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено, что является ограничением применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, предусмотренным статьей 39 ТК ЕАЭС является необоснованным, поскольку таможенным органом не представлены доказательства, а судом не установлены обстоятельства того, что Заявитель должен был оплатить и оплачивал расходы (понес затраты) по перевозке товаров.
Кроме того, заявитель не согласен с выводом суда о том, что поскольку согласно условиям контрактов от 01.12.2018 N CDZLHG-201812-1, от 01.12.2018 N CDZLHG-201813-1 от 05.12.2018 N CQSY-CQSY-20181205 оплата товара производится банковским переводом в течение 360 дней после выпуска товаров в свободное обращение на территории Российской Федерации, то указанное свидетельствует о том, что данная сделка отлична от сделки купли-продажи.
Заявителем при проведении камеральной таможенной проверки были предприняты все возможные действия для подтверждения заявленной таможенной стоимости и представлены доказательства того, что ООО "Лесофонд" принимались меры по получению запрашиваемых документов от иностранных партнеров. Таможенным органом не доказано отсутствие в представленных Обществом при декларировании товара документах сведений, необходимых для определения таможенной стоимости по избранному декларантом методу.
Таможенный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 09.09.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
ООО "Лесофонд" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей таможенного органа, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.12.2018 ООО "Лесофонд" (Россия) заключены контракты с ООО "Торговая компания Маань Шаньто" (MaanshanTuoTrading Co., Ltd.) (Китай) N CDZLHG-201812-1 на поставку строительного кирпича по цене 0,16 долл. США/шт., картонная коробка по цене 1,5 долл. США/шт.; с ООО "Чэндуская компания управления цепочками поставок "Чжунлянь Хуаган" (Chengdu ZhongLian HuaGang Supply Chain Management Co., Ltd) (Китай) N CDZLHG-201813-1 на поставку кирпича по цене 0,16 долл. США/шт., картонная коробка по цене 1,5 долл. США/шт.
Цена товара по указанным контрактам определена на условиях поставки СPТ Иркутск/Красноярск/Новосибирск/Омск/Улан-Удэ.
Кроме того 05.12.2018 года ООО "Лесофонд" (Россия) заключен контракт с ООО "Чунцинская компания управления цепочками поставок Сэнью" (CHONGQING SENYOU SUPPLY CHAIN MANAGEMENT CO.,LTD) (Китай) N CQSY-CQSY-20181205 на поставку товара - кирпич по цене 0,15 долл. США/пакет.
В соответствии с дополнительным соглашением N 1/1 к контракту от 05.12.2018, цена товара составила 0,28 долл. США/пакет;
Согласно приложению от 05.12.2018 N 1/1 к дополнительному соглашению N 1/1 к контракту от 05.12.2018, цена товара составила 0,15 долл. США/шт.
Цена товара по контракту от 05.12.2018 N CQSY-CQSY-20181205 определена на условиях поставки СШ (без указания пункта поставки).
Во исполнение указанных контрактов осуществлено декларирование товаров по ДТ:
- N N 10607120/301218/0013597, 10607120/080119/0000042, 10607120/090119/0000071, 10607120/110119/0000123, 10607120/110119/0000109, 10607120/250119/0000618, 10607120/290119/0000775, 10607120/180119/0000391, 10607120/210119/0000486, 10607120/210119/0000488, 10607120/230119/0000562, 10607120/180119/0000392 - товар "кирпич строительный" по цене 0,16 долл. США/шт., код в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 6904 10 000 0, условия поставки СРТ Красноярск, маршрут перемещения при импорте Ченсян (Китай) - Маньчжурия (Китай) - Забайкальск (Россия);
- N N 10607120/271218/0013456, 10607120/281218/0013541, 10607120/271218/0013442, 10607120/050119/0000006 - товар "кирпич строительный" по цене 0,16 долл. США/шт., код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 6904 10 000 0, условия поставки СРТ Красноярск, маршрут перемещения при импорте Ченсян (Китай)- Сухэ- Батор (Монголия) - Наушки (Россия);
- N N 10607040/090119/0000048, 10602050/251218/0022541, 10602050/251218/0022544, 10602050/251218/0022545, 10602050/251218/0022546, 10602050/251218/0022564 - товар "кирпич строительный" по цене 0,15 долл./шт., код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 6904 10 000 0, условия поставки СРТ Улан-Удэ, Иркутск, маршрут перемещения при импорте Туаньцзиньцунь (Китай)- Сухэ-Батор (Монголия) - Наушки (Россия);
- N N 10607120/170119/0000340, 10607120/310119/0000863, 10607120/310119/0000860, 10607120/010219/0000890, 10607120/310119/0000861 (часть
товара), 10607120/010219/0000887, 10607120/010219/0000888, 10607120/110219/0001151, 10607120/110219/0001167, 10607120/110219/0001165, 10607120/110219/0001155, 10607120/110219/0001168, 10607120/110219/0001171, 10607120/010219/0000892, 10607120/301218/0013600 товар - "коробки из гофрированного картона" по цене 1,5 долл. США/шт., код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 4819 10 000, условии поставки СРТ Красноярск, маршрут перемещения при импорте Ченсян (Китай) - Маньчжурия (Китай) - Забайкальск (Россия);
- N N 10607120/281218/0013545, 10607120/271218/0013458, 10607120/170119/0000339, 10607120/261218/0013427, 10607120/261218/0013432, 10607120/310119/0000861 (часть товара), 10607120/110219/0001162 - товар "коробки из гофрированного картона" по цене 1,5 долл. США/шт., код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 4819 10 000, условии поставки CPT Красноярск, маршрут перемещения при импорте Ченсян (Китай) - Сухэ-Батор (Монголия) - Наушки (Россия).
Таможенная стоимость проверяемых товаров определена и заявлена декларантом с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС и на основании представленных документов на условиях поставки CPT Красноярск (37 ДТ), СРТ Иркутск (1 ДТ), СРТ Улан-Удэ (5 ДТ).
В ходе камеральной налоговой проверки представленных Обществом деклараций таможенным органом установлено: несоблюдение требований п.10 ст. 38 ТК ЕАЭС в результате указания недостоверной информации о таможенной стоимости товаров и сведениях, относящихся к её определению; несоблюдение требований пп.2 п.1.ст.39 ТК ЕАЭС в результате невыполнения условий для применения метода 1, в соответствии с которым продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; несоблюдение пп. 4 п. 1 ст. 40, п.1 ст.39 ТК ЕАЭС в результате не включения в таможенную стоимость расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза (Наушки/Забайкальск).
По результатам проверки составлен акт камеральной таможенной проверки от 12.02.2021 г. N 10607000/210/120221/А000032, на основании которого приняты решения от 22.03.2021 г. о внесении изменений в ДТ N N 10602050/251218/0022541, 10602050/251218/0022544, 10602050/251218/0022545, 10602050/251218/0022546, 10602050/251218/0022564, 10607040/090119/0000048, 10607120/010219/0000887, 10607120/010219/0000888, 10607120/010219/0000890, 10607120/010219/0000892, 10607120/050119/0000006, 10607120/080119/0000042, 10607120/090119/0000071, 10607120/110119/0000109, 10607120/110119/0000123, 10607120/110219/0001151, 10607120/110219/0001155, 10607120/110219/0001162, 10607120/110219/0001165, 10607120/110219/0001167, 10607120/110219/0001168, 10607120/110219/0001171, 10607120/170119/0000339, 10607120/170119/0000340, 10607120/180119/0000391, 10607120/180119/0000392, 10607120/210119/0000486, 10607120/210119/0000488, 10607120/230119/0000562, 10607120/250119/0000618, 10607120/261218/0013477, 10607120/261218/0013432, 10607120/271218/0013442, 10607120/271218/0013456, 10607120/271218/0013458, 10607120/281218/0013541, 10607120/281218/0013545, 10607120/290119/0000775, 10607120/301218/0013597, 10607120/301218/0013600, 10607120/310119/0000860, 10607120/310119/0000861, 10607120/310119/0000863, а также предложено в срок, установленный п.24 Порядка, утвержденного Решением Коллегии Евразийского экономического союза от 10.12.2013 N289 представить в таможенный орган, в котором зарегистрированы ДТ (Иркутская, Братская таможни), корректировки деклараций на товары (КДТ) и их электронные копии и уплатить дополнительно исчисленные таможенные пошлины и налоги.
Заявитель полагая, что решения Иркутской таможни от 22.03.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях, принятых на основании акта камеральной таможенной проверки от 12.02.2021 г. N 10602050/251218/0022541 являются необоснованными и не соответствуют требованиям действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с требованием.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 218 Федерального закона от Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае выявления по результатам проведения таможенного контроля в форме таможенной проверки в соответствии с частью 28 статьи 237 Федерального закона N 289-ФЗ нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании принимается Решение по результатам таможенного контроля.
Статьей 332 ТК ЕАЭС предусмотрено, что камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Порядок).
Согласно положениям пункта 11 Порядка сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров, если по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами установлена недостоверность сведений, заявленных в ДТ; несоответствие сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ; необходимость внесения дополнений в сведения, заявленные в ДТ.
В соответствии с пунктом 21 Порядка внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.
Как следует из положений статьи 313 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров) (пункт 1).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза (пункт 2).
Согласно пункту 10 статьи 38 ТК ЕАЭС заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Пунктом 15 этой же статьи предусмотрено, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС, если при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товары пересекли таможенную границу ЕАЭС и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в пункте 3 статьи 38 ТК ЕАЭС.
Положения главы 5 ТК ЕАЭС основаны на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
Согласно статье VII ГАТТ 1994 оценка ввезенного товара для таможенных целей должна основываться на действительной стоимости ввезенного товара. Если продажа или цена является предметом каких-либо условий или соображений, из-за которых стоимость оцениваемых товаров не может быть определена, цена сделки не может быть приемлемой для таможенных целей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств- членов.
На основании пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.
Таможенная стоимость товаров может быть определена в рамках статей 41 - 45 ТК ЕАЭС.
Порядок контроля таможенной стоимости, а также формы принимаемых в ходе этого контроля решений определены Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, Положением об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 42 от 27.03.2018 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения при проведении контроля таможенной стоимости товаров, в том числе после их выпуска, признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров являются, в частности, следующие обстоятельства:
а) выявление несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в том же документе, а также сведениям, содержащимся в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, сведениям, полученным из информационных систем таможенных органов, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия таможенных органов и государственных органов (организаций) государств-членов, и (или) из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, сведениям, полученным другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, входящими в право Союза, и (или) законодательством государств-членов;
б) выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза;
в) выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, определенной в соответствии с информацией о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, информацией из ценовых каталогов;
г) выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых произведены (состоят) ввозимые товары;
д) наличие взаимосвязи продавца и покупателя ввозимых товаров в сочетании с более низкой ценой ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, продажа и покупка которых осуществлялись независимыми продавцом и покупателем;
е) наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости ввозимых товаров не соблюдена (например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, не добавлены либо добавлены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров, расходы на страхование и т.п.).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются, в том числе, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
Согласно пунктам 9, 10 статьи 38 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в правдивости или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для целей таможенной оценки (статья 17 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994.
Определение таможенной стоимости ввозимых товаров, исходя из принципов, установленных Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994, должно основываться на критериях, совместимых с коммерческой практикой (абзац 8 пункта 4 общего вступительного комментария).
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Пленума) при оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 N 83 "О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров" установлено, что даже в случае если перевозка (транспортировка) товаров осуществлялась безвозмездно, величина расходов на перевозку (транспортировку) товаров, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС, рассчитывается на основании тарифов на перевозку (транспортировку) товаров соответствующим видом транспорта, действующих в период перевозки (транспортировки) товаров или в соответствующий период времени (сезонность перевозки).
Как установлено судом и следует из материалов дела, основанием для принятия таможенным органом оспариваемых решений явился факт неподтверждения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия полагает правомерными выводы суда первой инстанции о том, что требование общества с ограниченной ответственностью "Лесофонд" о признании недействительными решений Иркутской таможни от 22.03.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях, удовлетворению не подлежит.
Проверкой установлено, что предметом контракта от 05.12.2018 N CQSY-CQSY- 20181205 являются "строительные материалы" (кирпич), единицы измерения (1 пакет), цена 0,15 долл. США/пакет. Цена товара устанавливается на условиях CIF.
Пунктом 1 дополнительного соглашения от 05.12.2018 N 1 к контракту внесены изменения в части условий поставки (CPT Иркутск/Красноярск/Новосибирск/Омск/Улан- Удэ), при этом, цена товара и единица товара, в отношении которой определена цена, не изменилась.
Пунктом 1 дополнительного соглашения от 05.12.2018 N 1/1 дополнен пункт 1 Контракта: наименование поставляемого товара "строительные материалы (кирпич), единицы измерения (1 пакет), цена 0,28 долл.США/пакет;
Пунктом 1 приложения 1/1 к дополнительному соглашению от 05.12.2018 N 1/1 дополнен пункт 1 Контракта: наименование поставляемого товара "строительные материалы (кирпич) размеры: 196мм88м49мм, единицы измерения (1 шт), цена 0,15 долл.США/шт.
Таким образом, установлено, что в один период времени действовала разная цена товара "кирпич" на одних условиях поставки CPT - за 1 пакет 0,28 долл. США и 0,15 долл. США и 0,15 долл. США - за 1 шт., а также действие одной цены вне зависимости от условий поставки (СРТ и CIF), при существенной разнице в этих условиях, влияющих на величину стоимости поставляемого товара (при условиях CIF - обеспечение страхования товара, при условиях CPT - страхование отсутствует), что свидетельствует о наличии зависимости цены товара от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товара не может быть количественно определено, что является условием для не применения метода определения таможенной стоимости - по стоимости сделки с ввозимыми товарами (подпункт 2 пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС).
В ходе анализа представленных декларантом документов и сведений, а также информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, установлено, что согласно условиям контрактов от 01.12.2018 цена товара устанавливается в долларах США на условиях поставки CPT Иркутск/Красноярск/Новосибирск/Омск/Улан-Удэ.
Так, по контракту N CDZLHG-201812-1 осуществляется поставка строительного кирпича по цене 0,16 долл. США/шт., картонная коробка по цене 1,5 долл. США/шт.
По контракту N CDZLHG-201813 поставляется строительный кирпич по цене 0,16 долл. США/шт., картонная коробка по цене 1,5 долл. США/шт.
При этом вне зависимости от пункта доставки цена сделки в рамках каждого из контрактов остается неизменной.
В соответствии с Инкотермс 2010 термин CPT означает, что продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанное место назначения, выполнить экспортное таможенное оформление для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе. Таким образом, на условиях поставки CPT прошедший экспортное таможенное оформление товар за счет Продавца перевозится до указанного пункта назначения и готов к разгрузке.
Учитывая значительное расстояние между пунктами Омск, Иркутск, Улан-Удэ, Новосибирск, Красноярск, установление одинаковой цены на товары, доставляемые на условиях поставки CPT в вышеуказанные пункты, свидетельствует о зависимости цены товара от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товара не может быть количественно определено.
Таким образом, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС отсутствие зависимости продажи товаров или их цены от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено является одним из условий необходимых для определения таможенной стоимостью ввозимых товаров, таможенный орган пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае не может быть применим метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Из материалов дела также следует, что в ходе проверки таможенным органом у ООО "Лесофонд" запрашивались документы и сведения, подтверждающие сведения о величине транспортных расходов по доставке проверяемых товаров от станции отправления до станции назначения, тарифы от сторонних транспортных организаций на перевозку товаров с указанием видов и стоимостных выражений расходов по перевозке товаров с аналогичными условиями от пункта отправления до таможенной границы ЕАЭС и до станций Иркутск, Красноярск, Улан-Удэ с учетом характера груза (кирпич строительный, коробки картонные из гофрированного картона), общего веса, перевозки в крупнотоннажных контейнерах.
При этом ни один из вышеперечисленных документов Обществом не представлен ни в ходе проверки, ни в материалы настоящего дела.
С целью выяснения обстоятельств сделки Иркутской таможней получена информация от ОАО "РЖД" (перевозчик товаров), ПАО "Трансконтейнер" (экспедитор товаров по территории Российской Федерации), ООО "АдвокатЪ" (информация о документах, на основании которых проведена таможенная проверка, указаны в разделе акта "Виды проверенных документов и сведений") из которой следует, что общая стоимость расходов по доставке товаров в соответствии с заявленными условиями поставки CPT Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, перемещаемых в одном контейнере превышает общую стоимость товаров, указанную в инвойсах в отношении товара "Кирпичи" более чем в 14 раза, в отношении товара "Коробки картонные" - более чем в 255 раз.
Как следует из пояснения Общества расчеты за поставленный товар (кирпичи строительные, картонные коробки) между сторонами сделки, ООО "Лесофонд" и ООО "Торговая компания Маань Шаньто" (MaanshanTuoTrading Co., Ltd.), ООО "Чэндуская компания управления цепочками поставок "Чжунлянь Хуаган" (Chengdu ZhongLian HuaGang Supply Chain Management Co., Ltd), ООО "Чунцинская компания управления цепочками поставок Сэнью" (CHONGQING SENYOU SUPPLY CHAIN MANAGEMENT CO.,LTD), до настоящего момента не произведены.
Согласно условиям контрактов от 01.12.2018 N CDZLHG-201812-1, от 01.12.2018 N CDZLHG-201813-1 от 05.12.2018 N CQSY-CQSY-20181205, оплата товара производится банковским переводом в течение 360 дней после выпуска товаров в свободное обращение на территории Российской Федерации, что свидетельствует о том, что данная сделка отлична от сделки купли-продажи, что в свою очередь является условием, влияние которого на стоимость товара не может быть количественно определено (пункт 1 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Как следует из пояснений ООО "Лесофонд", изложенных в письме от 10.02.2021 N 01/10, в настоящее время с инопартнерами согласовываются дополнительные соглашения о продлении срока действия контракта, задолженность ООО "Лесофонд" по контрактам 01.12.2018 N CDZLHG-201812-1, от 01.12.2018 N CDZLHG-201813-1 от 05.12.2018 N CQSY-CQSY-20181205 сторонами не оспаривается и подлежит погашению вне зависимости от срока действия контракта. Вместе с тем, действия контрактов закончены 31.12.2020.
Оплата товара в течение столь длительного периода времени является обстоятельством, которое может свидетельствовать о представлении товарного кредита, а не о сделке купли-продажи, что в свою очередь является условием, влияние которого на стоимость товара не может быть количественно определено (пункт 1 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 39 ТК ЕАЭС, в случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно исходил из того, что установленные в ходе проведения камеральной таможенной проверки обстоятельства свидетельствуют о недостоверности заявленных сведений в отношении таможенной стоимости товаров с учетом дополнительных начислений (пункт 10 статьи 39, пункт 3 статьи 40 ТК ЕАЭС), либо о наличии условий, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено, что является ограничением применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, предусмотренным статьей 39 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 15 статьи 38 ТК ЕАЭС в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 ТК ЕАЭС, применяемые последовательно.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41-44 ТК ЕАЭС, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС.
Метод по стоимости сделки с идентичными товарами неприменим в связи с невозможностью осуществления в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 41 ТК ЕАЭС корректировки стоимости сделки для учета разницы в расходах, обусловленной различиями в расстояниях, на которые перевозились оцениваемые и идентичные товары. Поправка к стоимости сделки с идентичными товарами на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа информации свидетельствует об отсутствии транспортной составляющей в цене сделки товаров, продекларированных по проверяемым ДТ. Наличие информации о стоимости перевозки оцениваемых товаров, значительно превышающей саму стоимость сделки, исключает возможность поправки стоимости сделки с идентичными товарами.
Метод по стоимости сделки с однородными товарами неприменим в связи с невозможностью осуществления в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 42 ТК ЕАЭС корректировки стоимости сделки для учета разницы в расходах, обусловленной различиями в расстояниях, на которые перевозились оцениваемые и однородные товары. Поправка к стоимости сделки с товарами на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа информации свидетельствует об отсутствии транспортной составляющей в цене сделки товаров, продекларированных по проверяемым ДТ. Наличие информации о стоимости перевозки оцениваемых товаров, значительно превышающей саму стоимость сделки, исключает возможность поправки стоимости сделки с однородными товарами.
Метод вычитания для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров неприменим, так как в распоряжении таможенного органа отсутствует информация, необходимая для его применения. В частности, отсутствуют сведения о продаже на территории ЕАЭС идентичных и однородных товаров; сведения о вознаграждении посреднику (агенту), обычно выплачиваемом или подлежащем выплате, либо надбавке к цене, обычно производимой для получения прибыли и покрытия общих расходов (коммерческих и управленческих расходов) в размерах, обычно имеющих место в связи с продажей на таможенной территории ЕАЭС товаров того же класса или вида.
Метод сложения неприменим в связи с отсутствием в распоряжении таможенного органа документов и сведений, представленных иностранным производителем товаров для целей определения расчетной стоимости товаров (требовать данные документы согласно пункту 6 статьи 44 ТК ЕАЭС таможенный орган не вправе).
При таких обстоятельствах, определение Иркутской таможней таможенной стоимости товара по резервному методу на основе гибкого применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами с включением в структуру таможенной стоимости перевозки до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС, с учетом информации, предоставленной в ходе таможенной проверки ООО "Адвокатъ", ПАО "Трансконтейнер", судом правомерно признано обоснованным.
Доводы заявителя о том, что расходы на транспортировку товара до места прибытия на станции Иркутск, Красноярск, Улан-Удэ учтены в цене товара; с продавцом согласована единая ставка, которая включала бы средние расходы на доставку до любой станции, указанной в контракте; фактическая стоимость перевозки с ж/д станции КНР до ж/д станции РФ не доведена в адрес таможни, вместе с тем, указано, что стоимость перевозки проверяемых товаров ниже суммы субсидии: от 2 500 до 4 000 долл. США за перевозку 1 контейнера в соответствии с программой субсидирования экспортных железнодорожных перевозок на территории КНР, обоснованно отклонены судом первой инстанции с приведением соответствующих мотивов.
При этом судом принято во внимание, что документов, подтверждающих сведения о величине транспортных расходов по доставке проверяемых товаров от станции отправления до станции назначения; тарифы от сторонних транспортных организаций на перевозку товаров с указанием видов и стоимостных выражений расходов по перевозке товаров с аналогичными условиями от пункта отправления до таможенной границы ЕАЭС и до станций Иркутск, Красноярск, Улан-Удэ с учетом характера груза (кирпич строительный, коробки картонные из гофрированного картона), общего веса, перевозки в крупнотоннажных контейнерах; документов, подтверждающих участие инопартнеров ООО "Лесофонд" по контрактам N CDZLHG-201812-1 от 01.12.2018, N CDZLHG- 201813-1 01.12.2018, N CQSY-CQSY-20181205 от 05.12.2018 в программе по субсидированию перевозок на территории Китая, а, следовательно, подтверждающих расходы по транспортировке товаров, учтенные по информации проверяемого лица в цене товара, заявителем ни в ходе проверки, ни в ходе судебного разбирательства не представлено.
В соответствии с Инкотермс 2010 термин СРТ означает, что продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанное место назначения, выполнить экспортное таможенное оформление для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления, однако, продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.
Доводы заявителя о том, что расчет таможенной стоимости товаров на основе стоимости сделки с ввозимыми товарами с дополнительным включением расходов по перевозке (транспортировке) товаров не отвечает принципам и правилам определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза судом правильно признаны несостоятельными и свидетельствующими о неверном толковании норм таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном регулировании.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц на момент подачи апелляционной жалобы составляла 1 500 руб.
Обществом с ограниченной ответственностью "Лесофонд" по платежному поручению от 18.08.2021 года N 1400 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 64 500 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 18.08.2021 года N 1400 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 63 000 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29.07.2021 года по делу N А19-8691/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Лесофонд" (ОГРН 1047000060381, ИНН 7014042123) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 63 000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8691/2021
Истец: ООО "Лесофонд"
Ответчик: Иркутская таможня