г. Красноярск |
|
01 ноября 2021 г. |
Дело N А74-6305/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" ноября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барыкина М.Ю.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя (Сергеевой Натальи Евгеньевны): Пахомов М.В., представитель по доверенности от 12.05.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.04.2021 по делу N А74-6305/2020,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Сергеева Наталья Евгеньевна (далее также - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия о признании незаконным бездействия и об обязании возвратить излишне оплаченные (взысканные) страховые взносы.
Определениями от 06.08.2020, от 01.09.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) (далее также - управление) и Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (далее также - отделение).
Определением от 07.12.2020 произведена замена заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия ее правопреемником - Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее также - налоговый орган).
Определением от 01.03.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное), а также приняты к рассмотрению уточненные требования, согласно которым заявитель просит признать незаконными: бездействие Пенсионного фонда Российской Федерации, выразившееся в неисполнении решений налогового органа о признании безнадежной ко взысканию и списании недоимки от 31.01.2020 N 525, от 06.12.2019 N 1049, от 31.01.2020 N 527, бездействие налогового органа, выразившееся в невозврате излишне оплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 4 595 руб. 35 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 15 596 руб. 63 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 11 722 руб. 98 коп. по заявлениям предпринимателя от 05.03.2020, обязать налоговый орган возвратить суммы излишне оплаченных (взысканных) страховых взносов в указанных размерах.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.04.2021 требования предпринимателя удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал незаконным бездействие управления, выразившееся в неисполнении решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия о признании безнадежной ко взысканию и списании недоимки от 31.01.2020 N 525, от 06.12.2019 N 1049. Обязал управление в соответствии с установленной компетенцией принять решение о возврате заявителю страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 4 595 руб. 35 коп., на обязательное пенсионное страхование в сумме 15 596 руб. 63 коп. и в сумме 11 722 руб. 98 коп., направить указанное решение в соответствующий налоговый орган, обязал налоговый орган возвратить предпринимателю переплату по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 4 595 руб. 35 коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в суммах 15 596 руб. 63 коп., 11 722 руб. 98 коп. Взыскал с управления в пользу предпринимателя расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. В остальной части требований суд первой инстанции отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы управлением указано, что оно выступает в данном деле ненадлежащим ответчиком, поскольку вынесение решения о возврате или об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов не относится к компетенции управления. Кроме того, решение суда первой инстанции не содержит в себе указаний на то, в соответствии с какими именно нормами права бездействие управления, выразившееся в неисполнении решений налогового органа о признании безнадежными ко взысканию и списании недоимки, признано незаконным, а также на то, как именно данное бездействие нарушает права и законные интересы предпринимателя при наличии решений отделения об отказе в возврате спорных сумм переплаты.
Налоговый орган представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, указав, что налоговый орган решение суда первой инстанции не обжалует, с выводами об отсутствие правовых оснований для удовлетворения предъявленных к налоговому органу требований полностью согласен.
Заявитель представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, указав, что просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя просил апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), явку в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции управление прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения, его правопреемник - отделение. В связи с чем, определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.11.2021 произведено процессуальное правопреемство - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) заменено на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального права и материального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 28.02.2020 налоговым органом предпринимателю направлено сообщение N 3816, в котором указано, что по состоянию на 28.02.2020 обнаружен факт излишней уплаты (взыскания) страховых взносов по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017: на обязательное медицинское страхование работающего населения в сумме 4 595 руб. 35 коп., на обязательное пенсионное страхование в сумме 15 596 руб. 63 коп. и в сумме 11 722 руб. 98 коп.
Предприниматель 12.03.2020 представил в налоговый орган заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) от 05.03.2020.
Согласно отзыву налогового органа от 06.07.2020 возврат страховых взносов не был произведен налоговым органом из-за полученной им от управления информации. Так 08.04.2020 управление уведомлением N 41, со ссылкой на часть 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее также - Закон N 250-ФЗ), сообщило предпринимателю о принятых в отношении него решениях об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов N 014F07200000250, N 014F07200000251 от 30.03.2020 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (обязательное медицинское страхование), пеням и штрафам по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017, на сумму 31 914 руб. 96 коп.
Не согласившись с бездействием налогового органа, выразившемся в невозврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, указанных в сообщении N 3816, заявитель обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением от 12.05.2020 N 46 жалоба предпринимателя на бездействие должностных лиц налогового органа, выразившееся в невозврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, оставлена без удовлетворения.
Полагая, что бездействие Пенсионного фонда Российской Федерации и налогового органа не основаны на законе и нарушают его права, предприниматель обратился с суд с рассматриваемым в настоящем деле заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из системного толкования приведенных правовых норм, а также части 1 статьи 198 и статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, действия (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ненормативным правовым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В апелляционной жалобе заявлен довод о том, что управление в силу имеющихся у него полномочий не имеет права принимать решения о возврате страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование.
Оценив указанные доводы, апелляционный суд установил следующее.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (статья 20 Закона N 250-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
На основании пункта 2 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 20.12.2011 N 490р "О порядке осуществления Пенсионным фондом Российской Федерации, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий главного администратора, администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования" отделения ПФР как администраторы доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, указанных в приложении N 2 к настоящему распоряжению, осуществляют бюджетные полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, пеней и штрафов.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации N НП-30-26/15844 и Федеральной налоговой службы N ГД-4-8/20020@ от 04.10.2017 разъяснено, что при поступлении в отделение ПФР заявления плательщика страховых взносов о возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по причине поступления денежных средств после 01.01.2017 на коды бюджетной классификации с главой "182", отделение ПФР не позднее 2 рабочих дней после получения указанного заявления направляет в УФНС России по субъекту РФ на бумажном носителе запрос о представлении сведений о принятом налоговыми органами по состоянию на текущую дату сальдо расчетов по страховым взносам, пеням, штрафам, сведений, переданных в рамках регулярного обмена, а также о суммах излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, соответствующих пеней и штрафов, подлежащих возврату, с указанием кода бюджетной классификации, на которые поступили вышеуказанные денежные средства. Получив Подтверждение, отделение ПФР принимает решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов и в рамках регулярного обмена информацией в срок не позднее 1 рабочего дня после принятия Решения направляет его в УФНС России по субъекту РФ (в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Закона N 250-ФЗ).
Таким образом, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за периоды, истекшие до 01.01.2017, относится к компетенции отделений Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом решения о возврате принимаются на основании данных Управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации.
Налоговым органом на основании статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с учетом справок от 06.12.2019 N 1126, от 31.01.2020 N 541 и от 31.01.2020 N 543 о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, взыскание которых невозможно, приняты: 1) решение от 06.12.2019 N 1049 о признании безнадежными ко взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам на сумму 33 613 руб. 31 коп. (20 620 руб. 96 коп. - недоимка, 12 992 руб. 35 коп. - пени); 2) решение от 31.01.2020 N 525 о признании безнадежными ко взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам на сумму 17 792 руб. 19 коп. (15 596 руб. 63 коп. - недоимка, 2 195 руб. 56 коп. - пени); 3) решение от 31.01.2020 N 527 о признании безнадежными ко взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам на сумму 10 582 руб. 25 коп. (7 301 руб. 98 коп. - недоимка, 3 280 руб. 27 коп. - пени).
С учетом принятых решений от 06.12.2019 N 1049 и от 31.01.2020 N 525, в адрес заявителя налоговым органом 28.02.2020 было направлено сообщение N 3816, согласно которому налоговым органом обнаружен факт излишней уплаты (взыскания) страховых взносов по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017: на обязательное медицинское страхование работающего населения в сумме 4 595 руб. 35 коп., на обязательное пенсионное страхование в сумме 15 596 руб. 63 коп., в сумме 11 722 руб. 98 коп.
На указанное сообщение предпринимателем 12.03.2020 представлены 3 заявления о возврате сумм излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) от 05.03.2020.
Налоговый орган, руководствуясь Законом N 250-ФЗ, письмом от 06.09.2017 ПФР России N НП-30-26/13859 и ФНС России N ЗН-4-22/17710@, 19.03.2020 письмом N ВС-09-15/03545 направил в адрес отделения заявления предпринимателя от 05.03.2020 для принятия соответствующих решений о возврате или отказе в возврате переплаты, о чем заявителю сообщено письмом от 19.03.2020 N В-09-15/03546.
Отделением были приняты решения N 014F07200000250 и N 014F07200000251 от 30.03.2020 об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов на основании части 3 статьи 21 Закона N 250-ФЗ и со ссылкой на прочие основания, о чем заявителю сообщено уведомлением от 08.04.2020 N 8768.
Управлением 08.04.2020 в адрес предпринимателя направлено уведомление о принятых в отношении него решениях об отказе в возврате сумм излишен уплаченных (взысканных) денежных средств. В качестве приложения к ответу приложены решения от 30.03.2020 N 014F07200000251 и N 014F07200000250 об отказе в проведении возврата, а также уведомление исх. N 8768 (программный N 41) от 08.04.2020 о принятом решение об отказе. В приложенном уведомлении от 08.04.2020 сообщается об отказе в возврате 31 914 руб. 96 коп., включающих в себя суммы по всем трем заявлениям (11 722 руб. 98 коп. + 15 596 руб. 63 коп. + 4 595 руб. 35 коп.).
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что решения об отказе в возврате переплаты по страховым взносам N 014F07200000250 и N 014F07200000251 от 30.03.2020 были приняты отделением, а не управлением, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционной жалобы об отсутствие у управления полномочий по принятию решений о возврате переплаты по страховым взносам.
Вместе с тем, на момент рассмотрения апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия.
Судом апелляционной инстанции в порядке статьи 48 АПК РФ произведено процессуальное правопреемство - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) заменено на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (третье лицо по делу).
На основании пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
В силу статьи 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах, в числе прочего, являются: справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом; защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что неверные выводы суда первой инстанции о полномочиях управления в части возможности принятия им решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и указание в резолютивной части решения управления, как орган обязанный принять решение о возврате денежных средств, не являются основанием для отмены (изменения) решения суда первой инстанции, поскольку на дату рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции управление прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к отделению. Несмотря на указание в резолютивной части решения управления, в связи с тем, что состоялась реорганизация, исполнять решение будет отделение, то есть компетентный на принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Из представленных в материалы дела карточек по расчетам с бюджетом следует, что у предпринимателя по состоянию на 28.09.2018 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, возникла переплата по виду "взнос" в сумме 4 595 руб. 39 руб., которая сохранялась в указанном размере до 04.11.2020 (включительно). По состоянию на 28.09.2018 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, возникла переплата по виду "взнос" в сумме 11 722 руб. 98 коп., которая сохранялась в указанном размере до 04.11.2020 включительно.
В соответствии с материалами дела и пояснениями налогового органа от 03.11.2020 переплата по страховым взносам на обязательное медицинское страхование 4 595 руб. 35 коп., на обязательное пенсионное страхование 11 722 руб. 98 коп. сформировалась за счет платежей предпринимателя с 22.11.2017 по 28.09.2018.
Согласно пояснениям налогового органа от 01.02.2021 N 05-13/02254 переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 15 596 руб. 63 коп. связана с рассмотрением спора между налоговым органом и заявителем при участии в нем в качестве третьего лица отделения (дело N А74-6054/2018).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 04.09.2018 по делу N А74-6054/2018 предпринимателю было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе N1 по Республике Хакасия, выразившегося в непринятии решения о признании безнадежной ко взысканию и списанию недоимки за 2014 год.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.11.2019 судебные акты трех инстанций по делу N А74-6054/2018 отменены и дело возвращено на новое рассмотрение с указанием на ошибочность выводов о признании обоснованным бездействия налогового органа по не списанию сумм страховых взносов и пени, возникших за периоды до 01.01.2017. Верховный Суд Российской Федерации указал, что списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования страховые взносы в пределах, определяемых частью 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, а также задолженность по пени и штрафу.
При новом рассмотрении дела N А74-6054/2018 в арбитражном суде, с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в его Определении от 01.11.2019, налоговым органом проведено списание сумм страховых взносов, что послужило основанием для отказа заявителя от требований.
В деле N А74-6054/2018 предметом спора являлась сумма по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 17 328 руб. 48 коп. руб., пени по ним в сумме 263 руб. 94 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 3 399 руб. 05 коп., пени по ним в сумме 54 руб. 96 коп., всего 21 046 руб. 43 коп.
По состоянию на 31.01.2020 была списана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 15 596 руб. 63 коп., в том числе в рамках дела N А74-6054/2018 в сумме 14 716 руб. 18 коп. Указанная сумма недоимки списана по решению от 31.01.2020 N 525
Списание указанной недоимки, как следует из представленных в материалы дела карточек расчета с бюджетом и пояснений налогового органа, привело к образованию спорной переплаты по страховым взносам.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции факт наличия у заявителя спорной переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское, пенсионное страхование лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Таким образом, наличие спорной переплаты подтверждено материалами дела.
Согласно отзыву отделения N 09-32 от 02.10.2020 решения об отказе в проведении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов были приняты из-за отсутствия переплаты по данным Пенсионного фонда Российской Федерации и наличия у заявителя задолженности по пени по иной категории страховых взносов (индивидуальный предприниматель, осуществляющий выплаты физическим лицам).
Относительно отсутствия переплаты по данным Пенсионного фонда Российской Федерации судом первой инстанции правильно установлено, что в карточке по расчетам с бюджетам по состоянию на 08.04.2020 по сроку уплаты 09.01.2017 управлением было проведено начисление заявителю страховых взносов в сумме 36 217 руб. 59 коп., в результате чего сформировалась недоимка в сумме 20 620 руб. 96 коп.
Затем по состоянию на 18.08.2020 по сроку уплаты 09.01.2017 было проведено уменьшение начисленных страховых взносов на сумму 20 620 руб. 96 коп., в результате чего сальдо по страховым взносом составило 0,00 руб.
Восстановление задолженности в размере 36 217 руб. 59 коп., а затем списание лишь в размере 20 620 руб. 96 коп. управление обосновало отсутствием у Пенсионного фонда Российской Федерации информации о причинах списания недоимки и оплатой недоимки в период с 16.08.2018 по 21.09.2018 (дополнительные пояснения управления к отзыву от 02.11.2020 N 09-13).
Однако полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование на основании пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" переданы налоговым органам.
На основании части 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон N 436-ФЗ) решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
Из карточки расчета с бюджетом следует, что на 01.01.2017 налоговым органом принята от управления сумма задолженности по взносам в размере 2 958 руб. 82 коп. и 34 097 руб. 83 коп., а также переплата в размере 813 руб. 89 коп. и 1 769 руб. 35 коп. Итого в карточке расчетов с бюджетом сформировалась недоимка в размере 19 473 руб. 41 коп. (2958,82 + 34097,83 - 813,89 - 16769,35). Затем по данным налогового органа на 01.09.2018 задолженность предпринимателя составила 35 337 руб. 14 коп. (19473,41 + 19356,48 - 2612,30 - 293,49 - 293,48 - 293,48).
21.09.2018 предпринимателем была уплачена сумма страховых взносов в размере 14 716 руб. 18 коп., в результате сумма недоимки составила 20 620 руб. 96 коп. Данная сумма задолженности в размере 20 620 руб. 96 коп. списана по решению от 06.12.2019 N 1049 о признании безнадежными ко взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Далее в карточке расчетов с бюджетом отражено решение от 31.01.2020 N 525 о признании безнадежными ко взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам на сумму 15 596 руб. 63 коп.
В результате чего, у предпринимателя сформировалась переплата.
Списание недоимки связано с результатами рассмотрения дела N А74-6054/2018, в частности с исполнением Определения Верховного Суда Российской Федерации по делу N А74-6054/2018 от 01.11.2019.
Таким образом, указанные действия по восстановлению недоимки и частичному ее сторнированию свидетельствуют о неисполнении решений о признании задолженности безнадежной ко взысканию и ее списании, принятых налоговым органом в соответствии с его компетенцией в порядке части 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 3 статьи 21 Закона N 250-ФЗ установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
Законом N 250-ФЗ Федеральный закон N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 01.01.2017.
Спорные правоотношения по оплате страховых взносов касаются периода до 01.01.2017, в связи с чем, а также учитывая переходные положения, установленные статьей 20 Закона N 250-ФЗ, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В соответствии с частью 12 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее также - Закон N 212-ФЗ) возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
На основании части 21 статьи 26 Закона N 212-ФЗ зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля за уплатой страховых взносов, в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля за уплатой страховых взносов, производится по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа.
Таким образом, наличие задолженности по страховым взносам (пеням, штрафам) препятствует возврату излишне уплаченных страховых взносов в том случае, если соответствующая сумма задолженности превышает сумму излишне уплаченных страховых взносов (либо равна ей) и возможен зачет переплаты в счет погашения задолженности (в том числе не истекли сроки ее принудительного взыскания) (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968 по делу N А40-52687/2016).
По смыслу правовой позиции, изложенной в пункте 57 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пени могут взыскиваться только в том случае, если были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующей пенеобразующей недоимки. Соответственно, утрата возможности взыскания недоимки для начисления пени влечет невозможность взыскания пени.
Как следует из пояснений заявителя, все страховые взносы и пени по ним предпринимателем оплачены в полном объеме или взысканы принудительно, в том числе через службу судебных приставов, в подтверждение чего в материалы дела представлена справка службы судебных приставов, согласно которой долг по исполнительным производствам погашен в полном объеме.
Доказательств наличия у заявителя задолженности по пени, в отношении которой имеется возможность взыскания с учетом установленных сроков для принудительного взыскания пенеобразующей недоимки и самой пени, установленных статьями 69, 45, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом N 212-ФЗ, в материалы дела лицами, участвующими в деле, не представлено.
Соответственно, у отделения не было оснований для отказа в возврате переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское, а также на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия (бездействие), выразившиеся в неисполнении решений о признании безнадежной ко взысканию и списании недоимки от 31.01.2020 N 525,от 06.12.2019 N 1049, являются незаконными, поскольку не соответствуют Законам N 250-ФЗ и N 436-ФЗ, нарушают права и законные интересы предпринимателя.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу пункта 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Как следует из ранее указанных обстоятельств дела и пояснений лиц, участвующих в деле, три года со дня уплаты спорных сумм страховых взносов на момент обращения с требованиями о возврате переплаты не истекли.
Соответственно, исходя из вышеизложенного правового регулирования, суд первой инстанции выбрал правильный способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя с учетом фактических обстоятельств настоящего дела.
Относительно требования заявителя в части признания незаконным бездействия налогового органа по невозврату излишне оплаченных страховых взносов, арбитражный суд первой инстанции правильно указал, что в соответствии с изложенными правовыми нормами у налогового органа отсутствуют полномочия по принятию решений о возврате (об отказе в возврате) сумм излишне взысканных (уплаченных) страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017.
Порядок взаимодействия органов Пенсионного фонда и налоговых органов при обращении плательщиков страховых взносов с заявлениями о возврате страховых взносов за периоды, истекшие до 01.07.2019, регламентирован письмом от 06.09.2017 ПФР России N НП-30-26/13859 и ФНС России N ЗН-4- 22/17710@.
Пунктом 1.1 данного письма предусмотрено, что в случае обращения плательщика в налоговый орган по месту учета плательщика налоговый орган направляет через Управление Федеральной налоговой службы в соответствующее отделение ПФ РФ запрос с приложением копии заявления плательщика.
Как следует из материалов дела, 12.03.2020 заявитель обратился с заявлениями о возврате суммы излишне уплаченного страховых. Налоговый орган направил указанные заявления отделению для принятия соответствующих решений, о чем предпринимателю сообщено письмом от 19.03.2020 N B-09-15/03546.
Следовательно, действия налогового органа соответствуют положениям Закона N 250-ФЗ, Порядку взаимодействия органов Пенсионного фонда и налоговых органов при обращении плательщиков страховых взносов с заявлениями о возврате страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017.
В указанной части решение суда первой инстанции не обжалуется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации отделение освобождено от оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.04.2021 по делу N А74-6305/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Ю. Барыкин |
Судьи |
Д.В. Юдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-6305/2020
Истец: Сергеева Наталья Евгеньевна
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N1 ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Третье лицо: ГУ "Отделение Пенсионного фонда РФ по РХ", ГУ УПФР в г.Абакане, УФНС по Республике Хакасия