г. Красноярск |
|
01 ноября 2021 г. |
Дело N А69-884/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Дамбарова С.Д., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Таракановой О.М.,
при участии: от ответчика (Федерального бюджетного учреждения "Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей"): Сельского К.А., представителя по доверенности от 25.12.2020 N 17-03-18, диплом, Соболева А.Н., представителя по доверенности от 25.12.2020 N 17-03-21,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей" (ИНН: 2466016747, ОГРН 1022402647937) на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 28 июня 2021года по делу N А69-884/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СТ-ТБО" обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей", третье лицо Управление эксплуатации Красноярского судоподъемника - филиал Федерального бюджетного учреждения "Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей" о взыскании задолженности по договору от 10.04.2020 N 707.20 в размере 843 рублей 35 копеек, пеней в размере 160 рублей 46 копеек, а также пеней начиная с 06.05.2021 по день фактической оплаты долга исходя из 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты долга расходов на услуги представителя в размере 7000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 28.06.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, сводятся к несогласию с выводами суда, правовой оценкой установленных обстоятельств и представленных доказательств. Заявитель жалобы считает, что в результате неверного толкования условия договора судом необоснованно взысканы денежные средства за услуги по вывозу ТКО, которые не были оказаны в спорный период. Считает, что представленные истцом в материалы дела доказательства (скриншот ГЛОНАСС), не подтверждают факт оказания истцом ответчику услуг.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу и дополнение к нему, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 25.08.2021.
С учетом определений об отложении судебного разбирательства, в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание назначено на 25.10.2021.
Определением от 25.10.2021 в связи с очередными отпусками судьи Петровской О.В. и судьи Радзиховской В.В., произведена замена судьи Петровской О.В. на судью Дамбарова С.Д., судьи Радзиховской В.В. на судью Морозову Н.А.
Рассмотрение апелляционной жалобы, осуществлено с учетом положений части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своего представителя не обеспечил.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам проведенного конкурсного отбора приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 01.06.2018 N 102-од истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Тыва, с обществом заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Тыва от 29.05.2018.
Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 25.07.2018 N 16 установлен тариф на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва на 2018 год: 570,24 руб./м? для прочих категорий потребителей с 1 августа по 31.12.2018, для населения - с 1 октября по 31.12.2018.
Истец приступил к исполнению своих обязанностей по обращению с ТКО с момента утверждения единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО.
11.08.2018, 18.08.2018, 08.12.2018 в газете "Тувинская правда" (выпуски N 88, 90, 137) и одновременно на официальном сайте регионального оператора размещена публичная оферта и типовой договор на оказание услуги по обращению с ТКО.
Между истцом и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 10.04.2020 N 707.20, согласно которому региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и в месте, которые определены в договоре и обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
В соответствии с пунктом 2 договора сторонами согласованы объем ТКО, места сбора и накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления ТКО и подъездных путей к ним, что определяется приложением к договору.
Согласно пункту 4 договора датой начала оказания услуг по обращению с ТКО определяется с 19.05.2020.
Согласно пункту 6 договора, потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 20 числа месяца, следующего за месяцем, за которым осуществляется оплата на основании акта.
Пунктом 16 договора стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО" расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Пунктом 24 договора предусмотрена ответственность потребителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате услуг в виде неустойки в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы долга за каждый день просрочки.
В соответствии с пунктом 32 договора, он вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшее с 01.01.2020 и действует до 31.12.2020, а по финансовым обязательствам - до их исполнения.
Согласно пункту 38 договора приложение N 1 к настоящему договору является его неотъемлемой частью.
Согласно расчету истца стоимость оказанных услуг по обращению с ТКО за январь 2020 года составила в сумме 843 рублей 35 копеек, о чем свидетельствует акт оказанных услуг от 31.01.2020 N 214.
Ответчик оплату за оказанные услуги не произвел, претензия от 15.08.2020 N 780, направленная в адрес ответчика не исполнена, что послужило поводом для обращения истца в суд с настоящим иском.
Правильно применив нормы права, а именно - статьи 309. 310, 329, 330, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы и заслушав представителей ответчика, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон N 52-ФЗ) установлено, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а пунктом 1 статьи 22 названного закона устанавливается требование о сборе, использовании, обезвреживании, транспортировке, хранении и захоронению отходов производства и потребления, деятельность предприятия, вывозившего твердые коммунальные отходы с территории ответчика в спорном периоде в отсутствие государственного контракта, была направлена на защиту охраняемых законом публичных интересов.
В случае отказа в исковых требованиях о взыскании задолженности следуют противоречия другим публичным интересам - закрепленным в Законе N 52-ФЗ гарантирующим санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, обеспечивающим реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Пунктом 8 статьи 23 Закона Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ) в редакции Федерального закона от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти субъекта и региональным оператором по обращению с ТКО.
Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 25.07.2018 N 16 установлен тариф на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва на 2018 год: 570,24 руб./м? для прочих категорий потребителей с 1 августа по 31.12.2018, для населения - с 1 октября по 31.12.2018.
Постановление Службы по тарифам Республики Тыва от 20.12.2018 60, установлен единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год, в размере 579,94 руб./м
с учетом НДС 20%.
Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 20.12.2019 50, установлен единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 год, в размере 562,23 руб./м
.
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предусматривает, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Во исполнение требований вышеназванного федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами
В соответствии с пунктом 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
В силу пункта 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.
При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
Пункт 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.).
В данном случае вышеуказанное Постановление от 12.11.2016 N 1156 разъясняет, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашения и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период, исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8.18 Постановления N 1156).
Пункт 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, предусматривает, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 8(17) Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Доводы ответчика о том, что в январе 2020 года заявление о заключении договора было направлено истцу, однако каких-либо действий со стороны истца не было, отклоняются апелляционным судом.
Как следует из пояснений истца, ответчиком заявление предоставлено 22.01.2020, согласно которому, ответчик просит о включении двух объектов: Ровенская 2Б и Новомостовая.
Истцом ответчику был представлен типовой договор, с учетом заявления от 22.01.2020, который в указанную дату не был подписан. Доказательств обратного, ответчиком в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что само по себе отсутствие договора не освобождает потребителя от обязанности по оплате услуг.
Кроме того, в данном случае стороны при подписании договора 10.04.2020 в пункте 32 договора согласовали, что договор вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшее с 01.01.2020 и действует до 31.12.2020, а по финансовым обязательствам - до их исполнения.
Довод заявителя жалобы о том, что у него в спорный период не формировались ТКО, отклоняются судом апелляционной инстанции с учетом правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978.
Также подлежат отклонению доводы ответчика о том, что сведения из системы ГЛОНАСС не могут быть приняты в качестве доказательства оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 23 Постановления N 1156, в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
Как пояснил истец, транспортирование ТКО с контейнерной площадки ответчика осуществлялось операторами: ООО "Современный дом" на основании договора от 03.06.2019 N 13-пр на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (далее по тексту - договор N 13-пр) и ООО "Альянс" на основании договора от 01.02.2019 N 10-пр, в соответствии с условиями договоров операторы обязаны вести в отношении каждого мусоровоза маршрутный журнал. Факт оказания услуг подтвержден маршрутными журналами.
Таким образом, вывоз осуществлялся автотранспортным средством с государственным регистрационным номером А405ВС - 30.01.2020 (стр. 11 маршрутный журнал 405) с объекта Новомостовая, 1, в расчете 1 контейнер*0,75 м3 и автотранспортным средством Т337ВВ с объекта Ровенская, 2Б - 15.01.2020 в расчете 1 контейнер* 0,75м3 (стр. 21 маршрутный журнал ООО "Альянс").
При этом, в соответствии с СанПиНом 2.1.7.3550-19 не допускается загнивание и разложение мусора в контейнерах, поэтому строго регламентируется периодичность вывоза твердых коммунальных отходов в холодное время (при среднесуточной температуре +5 С и ниже) вывоз осуществляется не реже, одного раза в трое суток.
Обязанность ответчика по внесению платы за услуги регионального оператора по обращению с ТКО возникает в силу наличия у него права собственности на помещение независимо от существования договорных отношений с региональным оператором, актов выполненных работ и счетов-фактур (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации)
Освобождение собственника нежилого помещения от внесения платы за услуги регионального оператора противоречит действующему законодательству.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2021 N 307-ЭС20-23161 по делу N А21-11710/2019, от 23.03.2021 N 310-ЭС21-1817 по делу N А08-3042/2019, от 07.12.2020 N 301-ЭС20-19479 по делу N А43-19970/2018.
Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и сдачу ТКО на полигон, либо заключение соответствующих договоров с иными лицами, которые позволили бы прийти к выводу о том, что ответчиком не получена услуга по вывозу ТКО в спорный период, материалы дела не содержат.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 28 июня 2021 года по делу N А69-884/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-884/2021
Истец: ООО "СТ-ТБО"
Ответчик: Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей"
Третье лицо: Управление эксплуатации Красноярского Судоподъемника-филиал ФБУ "Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей"