г. Владивосток |
|
01 ноября 2021 г. |
Дело N А51-20266/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 ноября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е. Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тернейлес",
апелляционное производство N 05АП-5199/2021
на решение от 13.07.2021
судьи Н.А. Тихомировой
по делу N А51-20266/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Тернейлес" (ИНН 2528000813, ОГРН 1022500614564)
к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ИНН 2543146126, ОГРН 1202500000339)
о признании незаконным решения,
при участии:
от ОАО "Тернейлес": Фунтусова Е.А. по доверенности от 14.12.2020 сроком действия на 1 год;
от Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края: Моисеенко О.Г. по доверенности от 21.01.2021 сроком действия до 31.12.2021;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тернейлес" (далее - заявитель, общество, ОАО "Тернейлес") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства и охраны объектов окружающего мира Приморского края (далее - министерство) от 02.10.2018, выраженного в решении комиссии по рассмотрении вопроса о заключении договора аренды лесного участка для заготовки древесины без проведения торгов по истечении срока действия договора аренды лесного участка для заготовки древесины N 34/29, об отказе в заключении договора на новый срок.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.07.2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд первой инстанции самостоятельно принял на себя полномочия государственного органа и установил иное основание для отказа, а именно: наличие переуступки прав и обязанностей по договору N 34/29 от 20.06.2008 аренды лесного участка. Договор переуступки зарегистрирован в установленном порядке в ЕГРН, сделка согласована с арендодателем, следовательно, оснований для признания договора уступки права аренды ничтожным у суда первой инстанции не имелось. Ссылается на позицию Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи А.В. Гончаровой в отпуске на основании определения суда от 22.10.2021 произведена ее замена на судью С.В. Понуровскую, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) начато сначала.
В канцелярию суда от ОАО "Тернейлес" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела письма N 04-16-50/13662/-ОГ.
Также в канцелярию суда от ОАО "Тернейлес" поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе, которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ОАО "Тернейлес" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Министерство по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.
Апелляционный суд, руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 АПК РФ, рассмотрел заявленное обществом ходатайство о приобщении к материалам дела указанного документа и определил его удовлетворить, как связанный с обстоятельствами настоящего спора и представленный в обоснование доводов жалобы.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На заседании краевой комиссии по лицензированию пользования участками лесного фонда Приморского края 28.02.1995 комиссия решила выдать лицензию на долгосрочное пользование лесом (15 лет) СП "Муданцзян-Кавалерово" на следующие участки лесного фонда Кокшаровского лесхоза: - участок N 22 с отпуском древесины 1, 5 тыс. кбм.; - участок N 23 с отпуском древесины 5, 6 тыс. кбм. Решение оформлено пунктом 2 протокола N 18.
В связи с реорганизацией СП "Муданцзян-Кавалерово" в общество ограниченной ответственностью "Дальвуд" (далее - ООО "Дальвуд") краевой комиссией по лицензированию пользования участками лесного фонда принято решение от 04.11.1997 о переоформлении всех разрешительных документов (аттестат, лицензии) на правопреемника. Решение оформлено протоколом N 54 от 04.11.1997.
06.04.1998 между ООО "Дальвуд" и Кокшаровским лесхозом Приморского Управления лесами заключен договор аренды N 6 участков лесного фонда N 22, 23, расположенных в кварталах 27, 28, 47, 48, 50-54 Заветного лесничества Кокшаровского лесхоза общей площадью 7 921 га. Срок действия договора установлен с 06.04.1998 по 06.04.2010.
Договор заключен на основании решения Краевой комиссии по лицензированию, оформленного протоколом N 18 от 28.02.1995, N 54 от 04.11.1997 (пункт 2 договора от 06.04.1998).
В целях приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации между Управлением лесным хозяйством Приморского края и ООО "Дальвуд" 20.06.2008 заключен договор N 34/29 аренды лесного участка для заготовки древесины, в соответствии с пунктом 2 которого предоставляемый в аренду лесной участок площадью 7 921 га имеет местоположение: Приморский край, Кавалеровский район, Чугуевское лесничество, Заветнинское участковое лесничество, кварталы N 27, 28, 47, 48, 50, 51, 52, 53, 54.
Пунктом 1 указанного договора установлено, что договор заключен в соответствии с приказом МПР РФ от 04.10.2007 N 258, приказом управления лесным хозяйством Приморского края N 219 от 08.04.2008.
В соответствии с пунктом 20 договора от 20.06.2008 N 34/29 срок его действия установлен 10 лет с момента его государственной регистрации. Договор зарегистрирован 20.10.2008.
16.08.2014 между ООО "Дальвуд" и общество ограниченной ответственностью "Северлес" (далее - ООО "Северлес") заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 20.06.2008 N 34/29, в соответствии с пунктом 2 которого ООО "Северлес" перешли все права и обязанности по договору в полном объеме на срок действия договора N 34/29.
Дополнительным соглашением о внесении изменений в соглашение о передаче прав и обязанностей от 16.08.2014 в пункт 1 соглашения внесены изменения в части площади лесного участка, вместо площади 7 921 га стороны согласились считать верной площадь 8 344 га.
08.06.2017 между ООО "Северлес" и ОАО "Тернейлес" заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору N 34/209 от 20.06.2008, в соответствии с пунктами 1, 2 которого ОАО "Тернейлес" перешли все права и обязанности по вышеуказанному договору на срок действия указанного договора.
29.01.2018 между Департамент лесного хозяйства Приморского края (арендодатель) и ОАО "Тернейлес" (арендатор) заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 20.06.2008 N 34/29, согласно которому арендодатель в соответствии с приказом МНР РФ от 01.10.2007 N 258 "Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом РФ", на основании приказа управления лесным хозяйством Приморского края N 219 от 08.04.2008 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора (далее - лесной участок).
Пунктом 2 указанного соглашения предусмотрено, что лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 8344 га, местоположение: Приморский край, Кавалеровский муниципальный район, Чугуевское лесничество, Заветнинское участковое лесничество, квартала N N 27, 28, 47, 48, 50, 51, 52, 53, 54; номер учетной записи государственного учета лесных участков - 5/1105012-2008-04.
Срок действия договора до 19.11.2018 (пункт 23 дополнительного соглашения от 29.01.2018).
30.07.2018 ОАО "Тернейлес" обратилось в Департамент лесного хозяйства Приморского края с заявлением о заключении нового договора аренды лесного участка сроком на 49 лет, в связи с истечением срока действия договора аренды N 34/29 от 20.06.2008, рассмотрев которое комиссия по рассмотрению вопроса о заключении договора аренды лесного участка 02.10.2018 приняла решение об отказе в заключении договора на новый срок в связи с несоответствием договора аренды участка лесного фонда от 06.04.1998 N 6 требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ, и зафиксированными в 2015-2017 годах незаконными рубками, свидетельствующими о ненадлежащем исполнении арендатором своих обязанностей.
Полагая, что такой отказ является немотивированным, противоречит закону и нарушает право общества на получение арендуемого им лесного участка на новый срок, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, которое оставлено без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании части 3 статьи 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Положение о том, что арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок (часть 5 статьи 72 ЛК РФ) утратило силу с 01.10.2015 (Федеральный закон от 29.06.2015 N 206-ФЗ).
Вместе с тем Федеральным законом от 23.06.2016 N 218-ФЗ в ЛК РФ введена статья 73.1 и внесены изменения в положения статьи 74, предусматривающие льготный порядок, позволяющий арендаторам находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившим долгосрочные договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров заключить новые договоры аренды таких лесных участков без проведения торгов в определенных законом случаях.
Так, частью 1 статьи 73.1 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ) установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 данной статьи, частью 1 статьи 74 Кодекса.
Частью 1 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Согласно пункту 2 статьи 74 ЛК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; 2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; 3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; 4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; 5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка; 6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; 7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В соответствии с частью 3 статьи 74 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: 1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 Кодекса; 2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; 3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Кодекса; 4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Анализ приведенных правовых норм приводит к выводу о том, что арендаторы, надлежащим образом исполнявшие договоры аренды лесных участков, которые были предоставлены в аренду на торгах на срок 10 лет и более, получили право заключить новый договор аренды лесных участков без торгов.
Как следует из материалов дела, министерство, принимая решение от 02.10.2018 об отказе заявителю в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, указало на несоблюдение условий, предусмотренных частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ, для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов. Также указало на ненадлежащее исполнение арендатором своих обязанностей, в связи с неоднократным фиксированием незаконных рубок за 2015-2017 годы.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из незаконности оснований приобретения заявителем прав аренды лесных участков 08.06.2017 по договору о передаче прав и обязанностей.
Вместе с тем, суд первой инстанции, признавая оспариваемое решение министерства законным, не учел следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что изначально спорный лесной участок предоставлен в аренду сроком на 15 лет СП "Муданцзян-Кавалерово" на основании решения краевой комиссии по лицензированию пользования участками лесного фонда, созданной постановлением Администрации Приморского края N 189 от 21.04.1994 "О лицензировании лесопользования на территории Приморского края".
Решение оформлено пунктом 2 протокола N 18 от 22.08.1995.
В связи с реорганизацией СП "Муданцзян-Кавалерово" в ООО "Дальвуд" краевой комиссией по лицензированию пользования участками лесного фонда принято решение от 04.11.1997 о переоформлении всех разрешительных документов (аттестат, лицензии) на правопреемника.
Решение оформлено протоколом N 54 от 04.11.1997.
06.04.1998 между ООО "Дальвуд" и Кокшаровским лесхозом Приморского Управления лесами в рамках условий лицензии заключен договор аренды N 6 участков лесного фонда N 22, 23, расположенных в кварталах 27, 28, 47, 48, 50-54 Заветного лесничества Кокшаровского лесхоза общей площадью 7 921 Га.
Срок действия договора установлен 12 лет с 06.04.1998 по 06.04.2010.
В соответствии с пунктом 2 договор заключен на основании решения Краевой комиссии по лицензированию, оформленного протоколом N 18 от 28.02.1995, N 54 от 04.11.1997.
В целях приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации между Управлением лесным хозяйством Приморского края и обществом с ограниченной ответственностью "Дальвуд" 20.06.2008 заключен договор N 34/29 аренды лесного участка для заготовки древесины, в соответствии с пунктом 2 которого предоставляемый в аренду лесной участок площадью 7 921 Га имеет местоположение: Приморский край, Кавалеровский район, Чугуевское лесничество, Заветнинское участковое лесничество, кварталы N 27, 28, 47, 48, 50, 51, 52, 53, 54.
Пунктом 1 указанного договора установлено, что договор заключен в соответствии с приказом МПР РФ от 04.10.2007 N 258, приказом управления лесным хозяйством Приморского края N 219 от 08.04.2008.
В соответствии с пунктом 20 договора срок его действия установлен 10 лет с момента его государственной регистрации.
Договор зарегистрирован 20.10.2008.
16.08.2014 между ООО "Дальвуд" и ООО "Северлес" заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 20.06.2008 N 34/29.
08.06.2017 между ООО "Северлес" и ОАО "Тернейлес" заключен договор о передаче прав и обязанностей по договор N 34/209 от 20.06.2008, в соответствии с пунктами 1, 2 которого ОАО "Тернейлес" перешли все права и обязанности по вышеуказанному договору на срок действия указанного договора. Договор зарегистрирован 30.06.2017.
В соответствии со статьей 26 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1, действовавших на дату рассмотрения вопроса о предоставлении ООО "Дальвуд" (правопреемник СП "Муданцзян-Кавалерово") в аренду участка лесного фонда, участки лесного фонда могли предоставляться в краткосрочное пользование на срок до одного года или долгосрочное пользование (аренду) на срок до 50 лет.
В силу статьи 28 Основ лесного законодательства Российской Федерации участки лесного фонда предоставлялись в пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов.
Участки лесного фонда предоставлялись в пользование на основании специальных разрешительных документов: лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета.
Лицензия являлась документом, удостоверяющим право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду).
Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет являлись документами, удостоверяющими право их владельцев на краткосрочное пользование участками лесного фонда и (или) лесными ресурсами.
Статьей 31 Основ лесного законодательства Российской Федерации было предусмотрено, что Положение об аренде участков лесного фонда утверждается Правительством Российской Федерации.
В спорный период действовало Положение об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 N 712.
Согласно пункту 4 Положения об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 N 712 (далее - Положение об аренде), участки лесного фонда передаются в аренду на основании специального разрешительного документа - лицензии. Форма лицензии утверждается государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Лицензия является документом строгой отчетности, удостоверяющим право ее владельца на долгосрочное пользование участком лесного фонда (аренду). Лицензия выдается владельцем лесного фонда на основании совместного решения с соответствующим органом местного самоуправления.
На основании лицензии составляется договор на аренду участков лесного фонда (пункт 17 Положения об аренде).
На территории Приморского края порядок предоставления в аренду участков лесного фонда к моменту рассмотрения заявления СП "Муданцзян-Кавалерово" и на дату заключения первоначального договора аренды от 06.04.1998 был урегулирован Решением Малого Совета Приморского краевого Совета народных депутатов от 27.10.1993 N 375 "О порядке лесопользования на территории Приморского края" (далее - Решение, утратило силу в связи с изданием Постановления Законодательного Собрания Приморского края от 25.09.2002 N 84).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения о порядке лесопользования на территории Приморского края (Приложение N 1 к Решению) участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочное пользование на срок до одного года или долгосрочное пользование (аренду) на срок до 50 лет.
В силу пункта 3.1 указанного Положения участки лесного фонда предоставляются в пользование на основании прямых переговоров, лесных торгов и конкурсов. Участки лесного фонда сроком действия до одного года предоставляются в краткосрочное (разовое) пользование на основании прямых переговоров, а в долгосрочное пользование - на основании лесных торгов и конкурсов.
Таким образом, согласно действовавшему в спорный период законодательству участки лесного фонда в Приморском крае предоставлялись в долгосрочное (свыше одного года) пользование только на основании лесных торгов и конкурсов.
Предоставление участков лесного фонда в долгосрочное пользование производилось в форме аренды на основании лицензии и совместного решения администрации края, района (города) и органов Федеральной службы лесного хозяйства (пункт 4.1).
Пункт 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования участками лесного фонда Приморского края (Приложение N 4 к Решению) устанавливал, что лесной фонд предоставляется в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком лесного фонда в определенных границах, в соответствии с указанной целью в течение установленного срока, при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Согласно пункту 2.7 Положения о порядке лицензирования отбор претендентов на получение лицензии осуществляется в порядке проведения конкурсов, торгов, за исключением случаев, предусмотренных Положением о порядке лесопользования на территории Приморского края.
Система выбора претендентов на получение лицензии была урегулирована разделом 7 Положения о порядке лицензирования.
В соответствии с пунктом 7.3 Положения о порядке лицензирования при конкурсной системе представления лицензии победителем признается заявитель, отвечающий условиям конкурса и представивший экономически приемлемые и наиболее соответствующие требованиям ведения лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды технические решения. В случае, если на конкурс подана только одна заявка, лицензия на право пользования лесным фондом может быть представлена этому заявителю на условиях объявленного конкурса. Конкурс считается не состоявшимся, если ни один из претендентов не отвечает выдвинутым условиям. Затраты, понесенные участниками конкурса, не компенсируются.
Раздел 8 Положения о порядке лицензирования предусматривал публикацию перечня участков лесного фонда, подлежащих лицензированию, о сроках и условиях предоставления лицензий по интересующим претендентов участкам лесного фонда. Информация о выносимых на конкурс участках лесного фонда публикуется в краевых органах печати не позднее, чем за три месяца до даты их проведения.
Проведения еще одних торгов после получения лицензии (торгов на право заключить договор аренды) действующие в спорный (переходный) период нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровня не предусматривали. Договор аренды заключался на основании лицензии (пункт 17 Положения об аренде).
Учитывая, что лицензия на пользование участком лесного фонда сроком свыше одного года могла быть выдана исключительно по результатам лесных торгов и конкурсов, апелляционный суд приходит к выводу о том, что право аренды по договору аренды N 6 от 06.04.1998, было получено путем прохождения конкурсных процедур, что соответствует выводу суд первой инстанции по настоящему делу.
На основании вышеизложенного выдача на основании решения комиссии по лицензированию пользования участками лесного фонда Приморского края от 28.02.1995 правопредшественнику ООО "Дальвуд" по результатам конкурса лицензии сроком на 15 лет, на основании которой был заключен договор аренды от 06.04.1998 сроком на 12 лет, переоформленный впоследствии путем заключения договора N 34/29 от 20.06.2008 для целей приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, и договора от 08.06.2017 о передаче прав и обязанностей по договору N34/209 от 20.06.2008 ОАО "Тернейлес", свидетельствует о предоставлении спорного участка лесного фонда в аренду на торгах, что отвечает требованиям части 1 статьи 73.1 и части 1 статьи 74 ЛК РФ.
Таким образом, заявитель использовал лесной участок на основании договора аренды, заключенного на торгах, условие, предусмотренное частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ, в рассматриваемом случае на отношения сторон не распространяется.
Отказ в заключении договора аренды на новый срок по основанию несоответствия условию, предусмотренному частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ незаконен.
Статья 74 Лесного кодекса Российской Федерации не устанавливает запрет на заключение договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, в случае, если с заявлением обратился арендатор, который не являлся участником торгов и получил право пользования таким лесным участком на основании соглашения о переуступке прав и обязанностей.
В соответствии с положениями статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным кодексом (пункт 3).
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (пункт 4).
Поскольку в силу статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации при перенайме осуществляется передача прав и обязанностей по договору аренды другому лицу, общество является правопреемником первоначального арендатора лесного участка и доказало свое право на заключение нового договора аренды в отношении спорного лесного участка без проведения торгов.
Вывод суда о том, что договор о передаче прав и обязанностей по договору N 34/209 от 20.06.2008 между ООО "Северлес" и ОАО "Тернейлес" заключен 08.06.2017, то есть в период действия пункта 7 статьи 448 ГК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которому победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора, судебной коллегией признается несостоятельным в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено данным кодексом, другим законом или иными правовыми актами.
Соглашение о перенайме представляет собой сделку по передаче договора (статья 392.2 Гражданского кодекса Российской Федерации), предусматривает в соответствии с пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации одновременную передачу всех прав и обязанностей по договору аренды и к такой сделке применяются правила об уступке требования и о переводе долга.
Суд, признавая по правилам пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительным соглашение об уступке, руководствовались пунктом 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом им не учтено, что лесное законодательство в соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имеет приоритет в отношениях, связанных с оборотом лесных участков.
Часть 6 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации о том, что победитель конкурса или единственный участник конкурса, с которыми заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с частью 10 статьи 80.2 Кодекса не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из указанного договора, а также сдавать предоставленный лесной участок в субаренду, устанавливающая запрет на уступку права и перевод долга в определенных случаях, была введена Федеральным законом от 29.12.2017 N 471-ФЗ, то есть после заключения договора о передаче прав и обязанностей обществу по договору N34/209 от 20.06.2008 аренды лесного участка от 08.06.2017 (дата регистрации договора от 08.06.2017 - 30.06.2017).
Таким образом, общество является законным правопреемником ООО "Дальвуд" и, как следствие, - законным правопреемником первоначального арендатора лесного участка со всеми правами и обязанностями, переданными по договору о передаче прав и обязанностей от 08.06.2017 в отношении договора N 34/209 от 20.06.2008, поскольку замена стороны в договоре не изменяет обязательство.
Вывод суда первой инстанции об обратном не соответствует обстоятельствам рассматриваемого спора и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Что касается второго основания отказа - ненадлежащего исполнения арендатором своих обязанностей, в связи с неоднократным фиксированием незаконных рубок за 2015-2017 годы, то апелляционная коллегия отмечает следующее.
Согласно представленному в материалы дела ответу УМВД России по Приморскому краю от 08.10.2018 N 7/2-3467 в период с 2015 по 2017 год на территории спорного лесного участка выявлены факты незаконных рубок деревьев, возбуждены уголовные дела, в которых лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, не установлены.
Согласно представленному в материалы дела ответам Чугуевского филиала КГКУ "Примлес" от 02.04.2021 и 16.09.2021 правонарушения по статье 8.28 КоАП РФ в 2017-2018 годах на переданном ОАО "Тернейлес" лесном участке не зафиксированы, фактов нарушения условий договора аренды лесного участка за 3 года арендаторами ОАО "Тернейлес" и ООО "Северлес" не установлено.
Условие договора аренды лесного участка для заготовки древесины N 73/29 от 08.09.2008, согласно которому арендатор осуществляет охрану лесов от самовольных рубок со стороны иных лиц, коллегия во внимание не принимает, поскольку действующее лесное законодательство возлагает функцию по осуществлению федерального государственного лесного надзора на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации, в том числе и на министерство.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что общество со своей стороны надлежащим образом исполняло условия спорного договора переданного ему в аренду лесного участка.
Доказательства обратного министерством в материалы дела не представлены.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание, что оспариваемое решение не соответствует положениям Лесному Кодексу РФ, нарушает права и законные интересы заявителя, требования общества о признании незаконным решения от 02.10.2018, выраженного в решении комиссии по рассмотрению вопроса о заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов по истечении срока действия договора аренды лесного участка для заготовки древесины подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Судебная коллегия считает необходимым обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края в месячный срок со дня принятия настоящего постановления повторно рассмотреть заявление открытого акционерного общества "Тернейлес" от 30.07.2018, поскольку данный способ отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
При изложенных обстоятельствах, учитывая доказанность имеющих для дела обстоятельств, которые суд первой инстанции посчитал не установленными, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований. Соответственно апелляционная жалоба заявителя подлежит удовлетворению.
Нарушения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Процессуальный срок на обращения заявителя за судебной защитой судом первой инстанции восстановлен правомерно, поскольку министерством не представлены доказательства того, что заявитель был ознакомлен с оспариваемым решением ранее 15.12.2020.
В связи с удовлетворением заявленных требований судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на министерство.
В остальной части государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы в размере 3000 рублей, подлежит возврату из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.07.2021 по делу N А51-20266/2020 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 02.10.2018 об отказе в заключении договора аренды лесного участка на новый срок.
Обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края в месячный срок со дня принятия настоящего постановления повторно рассмотреть заявление открытого акционерного общества "Тернейлес" от 30.07.2018.
Взыскать с Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края в пользу открытого акционерного общества "Тернейлес" судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3000 (три тысячи) рублей и по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Возвратить открытому акционерному обществу "Тернейлес" из федерального бюджета 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по кассовому чеку от 16.12.2020.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20266/2020
Истец: ОАО "Тернейлес"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ