г. Ессентуки |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А61-1824/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2021.
Полный текст постановления изготовлен 27.10.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Сомова Е.Г., Бейтуганова З.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Ибрагим" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.09.2021 по делу N А61-1824/2020, принятое по заявлению Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания (ОГРН 1021500576426, ИНН 1502008943) к крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Ибрагим" (ОГРН 1021500822166, ИНН 1505006327), с привлечением третьего лица, Администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания, о расторжении договора аренды от 24.08.2018 N 30А/З, при участии в судебном заседании представителя Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания - Дзахоева М.С. (доверенность от 19.04.2021 N 731), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Ибрагим" (далее - КФХ "Ибрагим", ответчик) о расторжении договора аренды земельного участка от 24.08.2018 N 30А/З с кадастровым номером 15:07:0010101:13, площадью 400 002 кв.м., расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Алагирский район, с. Красный Ход, 3-й км с левой стороны автодороги Алагир-Ардон, южнее животноводческого комплекса.
Определением суда от 24.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания (далее - администрация).
Решением суда от 10.09.2021 заявление министерства удовлетворено. Суд расторг договор аренды земельного участка с кадастровым номером 15:07:0010101:13, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Алагирский район, с. Красный ход, 3-й км с левой стороны автодороги Алагир-Ардон, южнее животноводческого комплекса от 24.08.2018 N 30А/З, заключенный между Министерством государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания и крестьянским (фермерским) хозяйством "Ибрагим" (ОГРН 1021500822166).
В апелляционной жалобе КФХ "Ибрагим" просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания не является надлежащим истцом по настоящему делу. Апеллянт также ссылается, что КФХ "Ибрагим" выполнило все взятые на себя по договору аренды от 24.08.2018 N 30А/З обязательства.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением Главы Республики Северная Осетия-Алания от 17.05.2018 N 139-РГ КФХ "Ибрагим" предоставлен в аренду без проведения торгов сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером из земель 15:07:0010101:13, площадью 400 002 кв.м, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Алагирский район, с. Красный ход, 3-й км с левой стороны автодороги Алагир-Ардон, южнее животноводческого комплекса, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
На основании указанного распоряжения между министерством (арендодатель) и КФХ "Ибрагим" (арендатор) заключен договор аренды от 24.08.2018 N 30А/З, зарегистрированный Управлением Росреестра по РСО-Алания, о чем в ЕГРП 07.10.2018 внесена запись N 15:07:0010101:13-15/037/2018-1.
14.01.2020 сторонами подписано соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 24.08.2018 N 30А/З, которое зарегистрировано Управлением Росреестра по РСО-Алания 23.02.2020 N 15/037/2020-4.
По акту приема-передачи от 24.08.2018 земельный участок передан арендатору.
Сторонами в подпункте 3 пункта 4.4 договора согласованы показатели реализации масштабного инвестиционного проекта:
- ежегодные поступления от налогов в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания в 2018 году должны были составить 106,24 тыс. руб., в 2019 году - 721,88 тыс. руб.;
- в 2019 году планировалось создание 21 рабочего места.
Согласно пункту 4.4 договора арендатор обязан соблюдать условия реализации масштабного инвестиционного проекта и его показатели, а также ежегодно не позднее 1 февраля представлять арендодателю соответствующие отчеты, подтвердив их соответствующими справками уполномоченных органов.
Ввиду пункта 4.1 договора арендодатель имеет право досрочного расторжения договора в случае невыполнения заявленных социально-экономических показателей реализации масштабного инвестиционного проекта, а также при невыполнении обязанности по предоставлению соответствующих отчетов.
Поскольку арендатором не исполнены обязанности, предусмотренные пунктом 4.4 договора, министерство письмами от 11.06.2019 N 1480, от 16.01.2020 N 86 уведомило арендатора о необходимости достижения социально-экономических показателей, указанных в договоре аренды.
В связи с невыполнением требований закона и условий заключенного договора аренды, министерством в адрес КФХ "Ибрагим" направлено уведомление от 09.04.2020 N 893 о расторжении договора аренды от 24.08.2018 N 30А/З, в котором арендатору предложено возвратить земельный участок по акту приема-передачи.
Арендатором не предприняты меры по исполнению обязанностей, предусмотренных пунктом 4.4 договора, земельный участок не возвращен, что послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют различные формы и методы, в том числе создают благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Таким образом, земельное законодательство и законодательство о защите прав инвесторов устанавливают льготный порядок предоставления земельных участков в целях реализации масштабных инвестиционных проектов.
Учитывая изложенное, в случае не реализации инвестиционного проекта отпадают правовые основания для пользования земельным участком, предоставленным на льготных основаниях. В таком случае публично-правовое образование в значительной степени лишается того, на что было вправе рассчитывать при заключении договора аренды (развитие овощеводства, новые рабочие места, налоговые поступления и т.д.).
Ответчик ссылается на непригодность земельного участка, поскольку земельный участок, площадью 40 га числиться как пашня, но не соответствует качеству.
КФХ "Ибрагим" в подтверждение данного довода ссылается на акт от 25.07.2006.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ввиду части 1 статьи 64, статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств.
Однако акт от 25.07.2006 не может быть принят в качестве относимого и допустимого доказательства. В нарушение требований статьей 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил документальное подтверждение своих суждений.
В материалы дела КФХ "Ибрагим" представлены бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2019 год, налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу за 2019 год, формы отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2019 год, информация о производственной деятельности за 2019 год, ответ Минсельхозпрод РСО-Алания от 28.04.2020 N 05-16/978, ответ МРИ ФНС N 4 по РСО-Алания от 10.08.2020 N 304-11/04125, протокол N 1 общего собрания КФХ "Ибрагим" от 22.12.2010, трудовые договоры, инвестиционный проект в доказательство создания определенного количества рабочих мест, осуществления сельскохозяйственной производственной деятельности. Апеллянт также ссылается, что своевременно в полном объеме оплачивает арендную плату согласно договору (платежные поручения).
Между тем, материалами дела подтверждается, что арендодателю соответствующие отчеты в установленные законом сроки не были представлены, возможность использования собственных средств отсутствует, земельный участок не используется, рабочие места не созданы, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Учитывая, что неиспользование КФХ "Ибрагим" земельного участка противоречит целям законодательного регулирования порядка предоставления земельных участков на льготных условиях, и в значительной степени лишает публично-правовое образование того, на что оно вправе было рассчитывать при заключении договора аренды, что является существенным нарушением договора аренды, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что требование министерства о расторжении договора аренды от 24.08.2018 N 30А/З является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Ссылка апеллянта, что министерство не является надлежащим истцом по настоящему делу, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.2020 N 116-РЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Северная Осетия-Алания по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Северная Осетия-Алания" органы местного самоуправления Республики Серная Осетия-Алания наделены полномочиями по предоставлению и охране земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Северная Осетия-Алания, за исключением земельных участков, на которых расположены республиканские объекты недвижимости, и земельных участков, предоставленных органам государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, государственным учреждениям и иным некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания.
Названный закон вступил в силу 01.01.2021, при этом оспариваемый договор аренды N 30А/3 заключен 24.08.2018, когда министерство обладало полномочиями по распоряжению земельными участками, никакие изменения в данный договор внесены не были, министерство является арендодателем по спорному договору, в связи с чем, министерство является надлежащим истцом по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.09.2021 по делу N А61-1824/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1824/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ, Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания
Ответчик: КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО "ИБРАГИМ", КФХ "Ибрагим"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АЛАГИРСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ АЛАГИРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ, Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по РСО-Алания, Калоева Мадина Михайловна