г. Москва |
|
01 ноября 2021 г. |
Дело N А40-93350/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Ж.В. Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А. Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2021 по делу N А40-93350/21
по заявлению ООО "Чайна Форклифт"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным решения от 27.11.2020 г. N 13-12/23342,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Муравьев И.А. по дов. от 12.07.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Чайна Форклифт" (далее - Заявитель, Общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Центральной акцизной таможни (далее - таможенный орган, таможня) об отказе в возврате излишне энного утилизационного сбора, выраженное в письме от 15.02.2021 N 13-12/03829, обязать Центральную акцизную таможню в рамках устранения допущенных нарушений возвратить ООО "Чайна Форклифт" излишне уплаченный утилизационный сбор по ДТ N 10009193/290118/0000530, N 10009193/060218/0000764, 10009193/080218/0000835, 10009193/130218/0000955 в сумме 2 175 000 руб.
Решением суда от 02.08.2021 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Таможня ссылается, что обществом нарушены положения п. 11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним.
В судебном заседании представитель таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в январе - феврале 2018 года в ОТО и ТК N 3 т/п Северо-Западный акцизный таможенный пост (переподчинен в декабре 2019 Центральной акцизной таможне) были поданы таможенные декларации N 10009193/290118/0000530, N 10009193/060218/0000764, 10009193/080218/0000835, 10009193/130218/0000955 на ввезенные погрузчики самоходные. Все товары были выпущены в свободное обращение.
К плательщикам утилизационного сбора отнесены, в том числе и лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию (п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Платежными поручениями: N 274 от 13.03.2018 на сумму 300 000 руб., N 225 от 02.03.2018 на сумму 300000 руб., N 212 от 27.02.2018 на сумму 750 000 руб., N 448 от 20.04.2018 от 750 000., N 102 от 01.02.20218 на сумму 2 700 000 руб., N 25 от 15.02.2018 на сумму 600000 руб., N 147 от 09.02.2018 на сумму 900 000 руб., N 148 от 09.02.2018 на сумму 3300 000 руб., N 160 от 14.02.2018 на сумму 750 000 руб., N 165 от 15.02.2018 от 450 000 руб. Обществом уплачен утилизационный сбор в полном объеме. Центральной Акцизной таможней (10009000) на все транспортные средства выданы ПСМ (паспорт самоходной машины).
По факту уплаты сбора Обществу были выданы ТПО.
Однако, при расчете размера утилизационного сбора Обществом были допущены ошибки, повлекшие уплату платежа в большем размере, чем это предусмотрено законодательством.
В связи с чем, Общество исх. N 006 от 28.01.2021 (вх. 05259) исх. N 009 04.02.2021 (вх.06484) обратилось с Заявлениями: о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, а так же заявления о перерасчёте утилизационного сбора и аннулирования (внесении изменений) в ТПО: N N ТПО 10009193/180318/ТС-5504867, 10009193/030318/ТС-5504732, 10009193/030318/ТС- 5504734, 10009193/280418/ТС-5532728, 10009193/190618/ТС-5487802, 10009193/190618/ТС-5487801, 10009193/110208/ТС-5504666, 10009193/110208/ТС- 5504665, 10009193/110218/ТС-5504663, 10009193/110218/ТС-5504640, NN 10009193/200218/ТС-5504679, 10009193/160218/ТС-5504580, 10009193/180218/ТС- 5504536.
Рассмотрев указанные заявления, Центральная акцизная таможня отказала в возврате.
Полагая данный отказ незаконным, заявитель обратился в суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение таможенного органа не законно и нарушает права и законные интересы общества.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Заявление о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним было мотивированно выявлением Заявителем предоставленных ранее ошибочных Расчетов сумм утилизационного сбора.
При осуществлении расчета утилизационного сбора в отношении приведенных выше ТС при определении их категории и подлежащего применению коэффициента, Обществом ошибочно использовался суммарный показатель фактической массы ТС и их техническая характеристика - "грузоподъемность" в сумме с массой допустимого числа пассажиров и водителя, в совокупности образующих такой показатель, как: максимально технически допустимая масса (МТДМ). В результате чего, к каждой из приведенных машин применялся коэффициент не соответствующий массе погрузчика, указанный в графе 35 ДТ - вес брутто.
В целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) и Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", предусмотрена уплата утилизационного сбора за каждую самоходную машину, или прицеп, ввозимый в Российскую Федерацию или произведенный, изготовленный в Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 24.1 ФЗ N 89 порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 81) установлены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним (далее - Правила), а также перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор (далее - Перечень).
Согласно п. 5 Правил, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 г. N 81 (далее Перечень)
В соответствии с примечанием "4" к Перечню в действующий на момент уплаты Заявителем редакции Постановления Правительства N 81 от 06.02.2016 года (в редакции от 11.05.2016 г), размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем N 81 (пункт 5 Постановления N 81).
Разделом II Постановления N 81 определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты. В целях выбора коэффициента для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в Перечне N 81 указаны наименования (виды) самоходной техники и их коды - по ТН ВЭД ЕАЭС.
Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 рублей (сноска 4 к Перечню).
Такая физическая характеристика транспортного средства, как грузоподъемность, не может влиять на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств. Именно масса транспортного средства, прочность и масса материалов, из которых оно изготовлено, необходимы для расчета суммы утилизационного сбора, так как только эти параметры будут влиять на процесс утилизации.
Определение "полная масса транспортного средства", по мнению таможенного органа, соответствует понятию "технически допустимая максимальная масса", указанному в TP ТС 018/2011, под которым понимается установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.
В силу положений пункта 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Осуществляя расчет утилизационного сбора в отношении приведенных выше ТС при определении их категории и подлежащего применению коэффициента, Обществом ошибочно использовался суммарный показатель фактической массы ТС и их техническая характеристика -"грузоподъемность" в сумме с массой допустимого числа пассажиров и водителя, в совокупности образующих такой показатель, как: максимально технически допустимая масса (МТДМ). В результате чего, к каждой из приведенных машин применялся коэффициент не соответствующий массе погрузчика, указанный в графе 35 ДТ - вес брутто.
На момент обращения с указанным расчетом действовали коэффициенты, установленные Перечнем в редакции Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 согласно таблице, приведенной в исковом заявлении.
Сумма переплаты составила 2 175 000 рублей.
Указанные технические характеристики - максимальные массы груза, водителя, пассажиров, топлива не могут влиять на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств. На затраты по утилизации транспортных средств непосредственное влиянием оказывает масса транспортного средства, прочность и масса материалов, из которых оно изготовлено.
Груз, водитель, пассажиры, топливо утилизации не подлежат.
Нормативное обоснование того, что указанные им характеристики -максимальные массы груза, водителя, пассажиров, топлива должны учитываться при расчете размера утилизационного сбора в соответствии с Правилами и Перечнем отсутствуют.
Данные факты Общество изложило в дополнительных пояснениях, предоставив весь необходимый пакет документов в таможенный орган, свидетельствующий об излишней уплате.
Согласно п. 34. Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 при отсутствии в заявлении, приведенном в приложении N 3 или 4 к настоящим Правилам, необходимых сведений и непредставлении необходимых документов таможенный или налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления:
а) возвращает заявление плательщику (его правопреемнику, наследнику) или его уполномоченному представителю;
б) направляет плательщику (его правопреемнику, наследнику) или его уполномоченному представителю решение об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним или о его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора по форме, приведенной в приложении N 5.
Тем не менее, таможенный орган продержал у себя пакет документов более 5 дней, и направил ответ только 15.02.2021 по обоим заявлениям. 30-дневный срок предусмотрен только в случае принятия положительного решения, что прямо предусмотрено п.35 Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81.
Следовательно, таможенным органом нарушен порядок предоставления ответа, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Согласно 29 Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81, Заявление, приведенное в приложении N 3 или 4 к настоящим Правилам, подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте, выданном на самоходную машину и (или) прицеп, отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением.
Довод Таможни о том, что декларантом нарушены положения п. 11 Правил несостоятелен, так как данный пункт относится к Порядку взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
Однако, уполномоченным таможенным органом - Центральной акцизной таможней - при взимании и уплате утилизационного сбора каких-либо нарушений не установлено. Платежи и расчеты были приняты, подтверждением являются выданные ТПО. В ином случае, ТПО не выдается.
Возврат/зачет осуществляется в соответствии с разделом V Постановления.
Действующим законодательством конкретный перечень документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора, не установлен.
Перечень документов является примерным и ориентировочным, представленный расчет является справочным документом, более того Общество обратилось с двумя заявлениями: Заявлением о внесении изменений/ аннулирование ТПО и заявлением на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора. Предоставив пакет документов, свидетельствующий о том, что утилизационный сбор был неверно оплачен в большем размере, чем полагалось ранее.
Заявителем полностью соблюден порядок направления в таможню заявлений.
Так, Заявления Общества составлены в соответствии с формой, приведенной в Приложении N 4 к Правилам.
Заявление содержит все предусмотренные формой сведения. К заявлениям Обществом были приобщены документы, подтверждающие исчисление и уплату утилизационного сбора: соответствующий расчет сумм утилизационного сбора, направлявшийся в таможню при уплате сбора; соответствующие платежные поручения; соответствующие ТПО. Также к заявлениям Обществом были приобщены документы, позволяющие определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора: новый расчет сумм утилизационного сбора, с использованием верного значения коэффициента; декларация на товар, содержащая сведения о массе машины; пояснения об ошибочной уплате сбора, а также об отсутствии необходимости учета грузоподъемности для целей определения коэффициента, а так же даны пояснения о необходимости аннулирования предыдущих ТПО, и выдачи новых.
Помимо этого, к заявлениям приобщены документы, подтверждающие полномочия подписанта, а также уставные документы заявителя, позволяющие установить правоспособность Общества.
Указанные документы являются достаточными для расчета и подтверждения излишней уплаты утилизационного сбора, а решение Таможенного органа об отказе в возврате утилизационного сбора нарушает право Общества на своевременный возврат, излишне уплаченного в бюджет РФ сбора.
Отсутствие в представленном заявителем пакете документов аннулированных ТПО в соответствии с пунктом 8 утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 288 Порядка заполнения и применения таможенного приходного ордера выданных в подтверждение уплаты утилизационного сбора при декларировании спорных транспортных средств обусловлено следующим:
Пунктом 3 Порядка, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 288 "О форме таможенного приходного ордера и порядке заполнения и применения Таможенного приходного ордера", определено, что ТПО применяется для отражения исчисления и (или) уплаты, а также для автоматизации учета, помимо таможенных платежей, в том числе иных платежей, администрирование которых осуществляется таможенными органами (подпункт 2).
Порядок N 288 не предусматривает и возможность самостоятельного формирования плательщиком формы ТПО, ДТПО со сведениями, подлежащими изменению, учитывая, что статус таких документов в силу перечисленных норм права определен в качестве документов строгой отчетности таможенного органа.
Согласно пункту 40 Инструкции N 350 до оформления нового ТПО, ДТПО уполномоченное должностное лицо перечеркивает все экземпляры ТПО, ДТПО и проставляет на них надпись "Аннулировано", после чего аннулирует электронную копию ТПО, ДТПО в базе данных ТПО. Аннулирование третьего экземпляра ТПО, ДТПО производится в случае, если указанный экземпляр ТПО, ДТПО имеется в наличии в таможенном органе. В новом экземпляре делается соответствующая отметка об оформлении данного ТПО взамен аннулированного с указанием справочного номера аннулированного ТПО в графе 6 "Представляемые документы/Дополнительная информация". Третий экземпляр нового ТПО выдается на руки плательщику при наличии такой возможности. При невозможности выдачи третьего экземпляра нового ТПО на руки плательщику данный экземпляр хранится вместе со вторым экземпляром ТПО.
Следовательно, заполнение бланков ТПО, ДТПО, их формирование в электронных носителях, а равно их аннулирование и выдача новых ТПО, ДТПО, отнесены к исключительной компетенции таможенных органов, на плательщика не может быть возложена не предусмотренная Порядком N 288 обязанность по инициированию отдельной процедуры корректировки и аннулирования ТПО, ДТПО, до его обращения в таможенный орган за возвратом излишне уплаченных платежей, администрирование которых осуществляется последним, коль скоро такие действия может осуществить только таможенный орган, в том числе в случае получения сведений об ошибочной уплате плательщиком сумм таких платежей, вне зависимости от формы их предоставления.
В связи с этим у таможенного органа не имелось препятствий для аннулирования ранее выданных плательщику ТПО и формирования новых ТПО со скорректированными сведениями о расчете утилизационного сбора и его размера, а равно для проставления на них и ПТС соответствующих отметок, как это предусмотрено Порядком N 288 и Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81, с последующим отражением необходимых сведений в программных средствах таможенного органа.
Требования Постановления Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 ООО "ЧАЙНА ФОРКЛИФТ" также выполнены, факт ошибочной уплаты утилизационного сбора им подтвержден представленными с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора документами, следовательно, основания принятия такого решения не имелось, и оно не соответствует требованиям не только названного Порядка, но и статье 24 Закона N 89-ФЗ, Порядка N 288 и Инструкции N 350.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение таможенного органа противоречит нормам законодательства, а также нарушает права заявителя в предпринимательской сфере.
При таких обстоятельствах у Центральной акцизной таможни отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав таможню в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата заявителю излишне уплаченного утилизационного сбора.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в отзыве на заявление при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им правомерную оценку, и с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2021 по делу N А40-93350/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93350/2021
Истец: ООО "ЧАЙНА ФОРКЛИФТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ