г. Санкт-Петербург |
|
01 ноября 2021 г. |
Дело N А42-5257/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Савина Е.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30109/2021) индивидуального предпринимателя Попова Дмитрия Михайловича на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.08.2021 по делу N А42-5257/2021, принятое в порядке упрощенного производства
по иску акционерного общества "Ситиматик" к индивидуальному предпринимателю Попову Дмитрию Михайловичу
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ситиматик" в лице Мурманского филиала (далее - Общество, АО "Ситиматик") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к индивидуальному предпринимателю Попову Дмитрию Михайловичу о взыскании основного долга в сумме 65 061,17 руб. по оказанным в период с января по декабрь 2020 года на основании договора от 01.01.2019 N 81/312/1000105 услугам обращения с твёрдыми коммунальными отходам.
Исходя из части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Решением Арбитражного суда Мурманской области в виде резолютивной части от 06.08.2021, исковые требования удовлетворены.
18.08.2021 судом изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает, что договоров с Обществом не заключал, и договор от 01.01.2019 N 81/312/1000105 не является действующим.
На дату договора N 81/312/1000105 ответчик не являлся индивидуальным предпринимателем.
04.10.2021 от истца поступили возражения на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба и отзыв на нее размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте арбитражного суда http://kad.arbitr.ru/.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, региональным оператором на территории Мурманской области в соответствии с соглашением б/н от 10.01.2018, заключённым с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, является истец.
Между истцом (Региональный оператор) и ответчиком (Заказчик) заключён договор N 81/312/1000105 от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - Договор), а именно, о приёме первым за плату принимаемых твёрдых коммунальных отходов в общем объёме 75,92 куб.м по адресу: Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Строителей, район домов NN 81, 89 в период с января по декабрь 2020 года, а также их (отходов) транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение (пункты 1.1, 1.2 Договора; приложение N 1 к Договору).
В порядке пунктов 1.5 и 10.1 Договора срок его действия до 09.01.2028, а датой начала оказания услуг признаётся 01.01.2019.
Стоимость (цена) услуг рассчитана в пункте 2.2 Договора и формируется в 2020 году из расчёта 890,42 руб. за куб.м.
Оплата должна производиться до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга, о чём указано в пункте 2.4 Договора.
Истец, полагая, что в рамках периода действия рассматриваемого Договора - с 01.01.2020 по 31.12.2020 - в полном объёме выполнил свои обязательства по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, оформил универсальные передаточные документы от 30.04.2020 N N 5/6533, 5/6534, 5/6535,5/6536, 5/11043, 5/14346, 5/17212, 5/21435, 5/26773, 5/29269, 5/34003,5/39107 о приёме-сдачи данных услуг (л.д.19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 35, 37, 39, 41) и выставил для оплаты счета от NN 6541, 6542, 6543, 6544, 10982, 14148, 17025, 21266, 26590, 29084, 33779, 38872 (л.д.18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40) на общую сумму 65 061,17 руб. (л.д.42).
В связи с неоплатой названной стоимости услуг истец обратился в суд за взысканием данного долга после направления ответчику оставленных без удовлетворения претензий.
Суд первой инстанции признал предъявленные требования обоснованными как по праву, так и по размеру.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев предусмотренных законом.
В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. На основании статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами; статус регионального оператора присваивается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Такие правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
АО "Ситиматик" в лице Мурманского филиала является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области от 10.01.2018, к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными расходами на территории Мурманской области приступило с 01.01.2019.
Публичная оферта (договор) на оказание услуг по обращению с ТКО опубликована в печатном СМИ "Мурманский вестник" 08.02.2018 и размещена на официальном сайте Регионального оператора в сети Интернет по адресу: http://regoperator.ru/doqovora-s-potrebitelyami-murmansk.
Тарифы на услугу Регионального оператора утверждены Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области N 49/9 от 18.12.2018 и применяются с учетом изменений, внесенных Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.
Согласно подпункту "в" пункта 8(1) раздела 1(1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(4) указанного раздела Правил предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом заявка потребителя должна содержать наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8(1).
В силу пунктов 8(8), 8(10), 8(10) заявка потребителя и документы рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления; если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, региональный оператор в течение 15 рабочих дней направляет потребителю 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем (проект составляется в соответствии с типовым договором).
Согласно пункту 8(12) Правил в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
В установленные сроки ответчик обязательств по заключению договора с региональным оператором не исполнил. Вместе с тем обязательства сторон по обращению с ТКО в спорный период возникли в силу закона. Заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно, путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки. При этом возможностью отказаться от заключения договора с региональным оператором имеют те юридические лица, которые обладают правом собственности или иным законным основанием на объекты размещения отходов, расположенные в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Доказательства того, что Общество в проверяемый период не осуществляло деятельность по вывозу ТКО с площадок, используемых потребителем, в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Условия договора N 81/312/1000105 от 01.01.2019 также содержат условия, определяющие порядок осуществления учета объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, которые позволяют Потребителю выбрать способ коммерческого учета ТКО (Приложение N 1 и Приложение N 2 Договора).
Коммерческий учет ТКО осуществляется, исходя из нормативов накопления, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ N 505 от 03.06.2016).
Согласно Постановлению Правительства РФ N 505 от 03.06.2016 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Нормативы накопления ТКО на территории Мурманской области в установленном законом порядке утверждены постановлением правительства Мурманской области от 03.05.2018 N 192-ПП/4.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Мурманской области от 03.05.2018 N 192-ПП/4, к ответчику был применен норматив накопления ТКО определенный п. 4 Нормативов накопления ТКО на территории Мурманской области: объекты торговли с торговым залом с установленным нормативом -1,04 м3/год.
Доказательств невыполнения истцом своих обязанностей в рамках договора, путем составления и направления соответствующего акта истцу в порядке, предусмотренном разделом 6 договора, ответчик в материалы дела не представил, претензий о ненадлежащем качестве услуг не заявлено, равно как не представлено доказательств того, что отходы не вывозились, или вывозились самостоятельно ответчиком.
В данном случае ответчик не представил доказательств того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ему могла оказывать и фактически оказывала иная организация, и что эти услуги им оплачены.
Доказательств того, что Общество в спорный период не осуществляло деятельность по выводу ТКО с площадок, используемых потребителем в нарушение требований 65 статьи АПК РФ не представлено.
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ, если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться. При этом согласно пояснениям истца, не опровергнутым ответчиком, перечень мест приема и передачи ТКО по договору не является исчерпывающим, в связи с чем отсутствие указания места накопления ТКО в договоре не является основанием для неоказания услуг ответчику.
Доводы подателя жалобы о недействительности спорного договора и, как следствие, необходимости применения последствий недействительности сделки заявлялись в суде первой инстанции и были обоснованно отклонены судом ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что Договор в судебном порядке не оспорен и является действующим. Кроме того, ответчиком в адрес Регионального оператора (истца) 18.12.2018 направлена заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами по объекту, используемому в предпринимательских целях и расположенному по адресу: Мурманская обл., г.Апатиты, ул.Строителей, район домов 81-89, на основании которой подготовлен спорный договор от 01.01.2019 N 81/312/1000105.
По смыслу статей 19 и 23 ГК РФ при регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя последний при осуществлении гражданских правоотношений продолжает действовать как гражданин, приобретая и осуществляя права и обязанности под своим именем, фамилией, а также отчеством.
Судами установлено, что действительно, спорный договор заключен между Обществом и физическим лицом - Поповым Дмитрием Михайловичем.
Между тем из заявления на заключение спорного договора от 18.12.2018 следует, что ответчик позиционирует себя как малый бизнес с самофинансированием.
В приложении N 1 к спорному договору сторонами согласованы объем и место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов.
В свою очередь, из содержания представленных истцом в материалы дела в подтверждение факта оказания спорных услуг универсальных передаточных документов следует, что указанные документы выставлены потребителю Попову Дмитрию Михайловичу, на оплату услуг по обращению с ТКО по договору от 01.01.2019 N 81/312/1000105.
В нарушении статьи 65 АПК РФ ответчик не представил в материалы дела доказательства использования павильона в личных, не связанных с предпринимательской деятельностью, целях.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.08.2021 по делу N А42-5257/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5257/2021
Истец: АО "СИТИМАТИК", АО "Ситиматик"
Ответчик: Попов Дмитрий Михайлович