г. Пермь |
|
01 ноября 2021 г. |
Дело N А60-26215/2021 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И.В.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица, Центральной акцизной таможни Федеральной таможенной службы,
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 10 августа 2021 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-26215/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Машиностроительная компания "Технэкс" (ИНН 6678049565, ОГРН 1146685037179)
к Центральной акцизной таможне Федеральной таможенной службе (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10009000- 504/2021 от 13.05.2021
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Машиностроительная компания "Технэкс" (далее - заявитель, ООО МК "Технэкс") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Центральной акцизной таможне Федеральной таможенной службы (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10009000-504/2021 от 13.05.2021.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 августа 2021 года, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены: признано незаконным и отменено постановление Центральной акцизной таможни Федеральной таможенной службы о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10009000-504/2021 от 13.05.202.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе ООО "МК "Технэкс" в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, указанных в ст. 2.9 КоАП РФ, для признания правонарушения малозначительным. Указывает, что согласно товарной накладной N 479/3142-К от 23.04.2020, отгрузка товара произведена в апреле 2020 года. Таким образом, ООО "МК "Технэкс" не позднее 21.05.2020 обязано было представить в Центральную акцизную таможню статистическую форму учета перемещения товаров, отгруженных в апреле 2020 года по договору N 3142-К от 17.02.2020. Статистическая форма учета перемещения товаров системный номер ED20210319094447315 от 19.03.2021 представлена ООО "МК "Технэкс" в таможню 19.03.2021, т.е. с нарушением срока, установленного п. 9 Правил, на 204 рабочих дня. Считает, что правонарушение, совершенное ООО "МК "Технэкс", нельзя признать малозначительным, поскольку по смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных (неблагоприятных) последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении ООО "МК "Технэкс" к исполнению своих публично-правовых обязанностей в области таможенного законодательства. Обращает внимание, что данное административное правонарушение, совершенное Заявителем, не будет являться впервые совершенным.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (28.10.2021).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.03.2021 ООО "МК "Технэкс" по электронным каналам связи в электронном виде с применением электронной подписи посредством сети "Интернет" представило в Центральную акцизную таможню статистическую форму учета перемещения товаров системный номер ED20210319094447315 от 19.03.2021.
ООО "МК "Технэкс" не позднее 21.05.2020 обязано было представить в Центральную акцизную таможню статистическую форму учета перемещения товаров, отгруженных в апреле 2020 года по договору N 3142-К от 17.02.2020.
Статистическая форма представлена ООО "МК "Технэкс" в таможню 19.03.2021, т.е. с нарушением срока, установленного п. 9 Правил, на 204 рабочих дня.
22.03.2021 заинтересованным лицом в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 10009000-504/2021 по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заинтересованным лицом вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10009000-504/2021 от 13.05.2021 года, которым общество с ограниченной ответственностью "Машиностроительная компания "Технэкс" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным, общество с ограниченной ответственностью "Машиностроительная компания "Технэкс" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Согласно статье 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протоколу о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами-членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с Перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
В пункте 3 части 1 статьи 12, части 1 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС ведут таможенные органы.
Согласно части 2 статьи 104 Закона N 311-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
В соответствии с ч. 1 ст. 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлено, что статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и иных источниках информации.
Согласно ч. 2 ст. 278 Федерального закона обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329" (далее - Правила).
Согласно п. 5 Правил, российское лицо, которое заключило сделку либо имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования (или) распоряжения товарами, обязано своевременно безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Согласно п. 6 Правил, статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), ил отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Согласно п. 7 Правил, статистическая форма представляется в таможенные орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись).
При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 утверждены новые Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, определяющие порядок ведения и заполнения статистической формы учета перемещения товаров (далее - Правила N 891).
Пунктом 9 Правил N 891 установлено, что статистическая форма предоставляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
В соответствии со статьей 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1).
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Положения Правил N 891 в части сроков предоставления в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, улучшают положение лица.
Как следует из материалов дела, 17.02.2020 между ООО "МК "Технэкс" (Продавец, Россия) и ТОО "Концерн "Цесна-Астык" (Покупатель, Казахстан) заключён договор N 3142-К.
В ходе исполнения обязательств по договору в апреле 2020 года Продавец отгрузил Покупателю товары различных наименований, коды ТН ВЭД ЕАЭС 3403990000, 8436990000, на общую сумму 4558.00 EUR, в соответствии с счетом-фактурой N 906-3142-К от 23.04.2020, товарной накладной N 479/3142-К от 23.04.2020, CMR N 906-3142-К от 23.04.2020.
19.03.2021 ООО "МК "Технэкс" по электронным каналам связи в электронном виде с применением электронной подписи посредством сети "Интернет" представило в Центральную акцизную таможню статистическую форму учета перемещения товаров системный номер ED20210319094447315 от 19.03.2021, содержащую следующую информацию:
-гр.10 "Документы" - Счет-фактура (инвойс) N 906-3142-К от 23.04.2020, Договор N 3142-К от 17.02.2020;
- гр. "отчетный период" - 04 месяц 2020 год;
- гр. "дата заполнения документа" - 19.03.2021.
Согласно товарной накладной N 479/3142-К от 23.04.2020, отгрузка товара произведена в апреле 2020 года.
Таким образом, ООО "МК "Технэкс" не позднее 21.05.2020 обязано было представить в Центральную акцизную таможню статистическую форму учета перемещения товаров, отгруженных в апреле 2020 года по договору N 3142-К от 17.02.2020.
Статистическая форма представлена ООО "МК "Технэкс" в таможню 19.03.2021, т.е. с нарушением срока, установленного п. 9 Правил, на 204 рабочих дня.
Факт несвоевременного представления обществом в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров установлен судом первой инстанции, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и обществом не оспаривается, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства в материалах дела не имеется.
Таким образом, в действиях общества доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности таможенным органом не допущено.
Оспариваемое постановление принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное обществу административное наказание соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Подателем жалобы на рассмотрение апелляционного суда поставлен вопрос об отсутствии оснований для признания вменяемого обществу правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Отклоняя данные доводы, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" изложена правовая позиция, согласно которой при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ (пункт 18.1 Постановления N 10).
Таким образом, положения статьи 2.9 КоАП РФ могут быть применены судом к любому совершенному административному правонарушению, в том числе и в случае повторного совершения.
Таможенным органом не представлено судам доказательств, что несвоевременное получение им статистической формы причинило существенный вред обществу, личности или государству.
Утверждение заинтересованного лица о том, что в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких - либо материальных (неблагоприятных) последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении ООО "МК "Технэкс" к исполнению своих публично-правовых обязанностей в области таможенного законодательства противоречит воле законодателя, который в Постановлении Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 г. четко закрепил условия применения ст.2.9 КоАП РФ (отсутствие общественной опасности и причинения вреда).
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что вменяемое обществу правонарушение не повлекло и не могло повлечь серьезных негативных последствий, либо причинить ущерб охраняемым общественным интересам.
Из материалов дела не следует, что совершенное обществом правонарушение препятствовало таможенному органу осуществлять возложенные на них полномочия.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции о малозначительном характере правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 августа 2021 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А60-26215/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-26215/2021
Истец: ООО "МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ТЕХНЭКС"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ