город Ростов-на-Дону |
|
01 ноября 2021 г. |
дело N А53-20311/2021 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Соловьева М.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мега" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.08.2021 (мотивированное решение от 28.09.2021) по делу N А53-20311/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мега" (ОГРН: 1176196033408, ИНН: 6143095058)
к Ростовской таможне (ИНН: 6102020818, ОГРН: 1056102011943)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мега" (далее - заявитель, ООО "Мега", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ростовской таможни (далее - таможня) от 12.05.2021 N 10313000-1324/2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.08.2021 в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Ростовской таможни от 12.05.2021 N 10313000-1324/2021 о привлечении ООО "Мега" к административной ответственности, отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Мега" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом, не имея подтверждения об надлежащем уведомлении лица в отношении которого составляется протокол. На момент составления протокола об административном правонарушении ООО "Мега" не получило уведомление о составлении протокола об административном правонарушении.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 23.11.2020 статистическая форма системный номер ЕВ20201123143819396 регистрационный номер 10313 000/231120/С403 890 заполнена и зарегистрирована посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием усиленной квалификационной подписи директора ООО "Мега" Гончарова Алексея Алексеевича, содержащая сведения об импортных операциях ООО "Мега" из Республики Казахстан в июне месяце 2020 года в рамках договора поставки N 01 от 05.06.2020 на сумму 540 000.00 руб.
С целью установления факта перемещения товаров из (в) страны ЕАЭС с дальнейшим представлением статистической формы учета перемещения товаров в таможенный орган, отделом таможенной статистики Ростовской таможни направлено письмо от 16.11.2020 N 25-19/24257 в адрес ООО "Мега".
23.11.2020 ООО "Мега" заполнена статистическая форма системный номер ЕО20201123143819396 регистрационный номер 10313000/231120/С403890, содержащая сведения об импортных операциях ООО "Мега" в июне 2020 года.
Статистическая форма системный номер ED20201123143819396 регистрационный номер 10313000/231120/С403890 должна была быть представлена в таможенный орган, не позднее 13.07.2020 включительно, однако, исходя из сведений, содержащихся в КПС "Статистическое декларирование", заполнена и зарегистрирована посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.11.2021.
Статистическая форма системный номер ED20201123143819396 регистрационный номер 10313000/231120/С403890 подписана электронной подписью, выданной
ООО "Компания "Тензор" на имя - ООО "Мега" Гончарова Алексея Алексеевича.
Таким образом, ООО "Мега" должно было представить статистическую форму в срок не позднее 13.07.2020 включительно, однако указанная статистическая форма заполнена и зарегистрирована посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.11.2020, то есть с нарушением установленного срока, что является нарушением пункта 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" и образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
26.03.2021 по факту совершения административного правонарушения должностным лицом отдела таможенной статистики Ростовской таможни составлен протокол об административном правонарушении N 10313000-1324/2021 в отношении ООО "Мега". Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя ООО "Мега", должным образом уведомленного о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствует телеграфное уведомление (вх. РТ 06941 от 25.03.2021), из текста которого следует, что телеграмма руководителю не доставлена, закрыто, адресат по извещению за телеграммой не является.
31.03.2021 протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении N 10313000-1324/2021 поступили для рассмотрения должностному лицу Ростовской таможни, уполномоченному в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23.8 КоАП РФ рассматривать от имени таможенного органа дела об административных правонарушениях.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, 12.05.2021 руководитель Ростовской таможни, вынес в отношении общества постановление N 10313000-1324/2021, в соответствии с которым общество с ограниченной ответственностью "Мега" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 с назначением административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением и представлением, используя право на обжалование, общество с ограниченной ответственностью "Мега" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС.
Объективную сторону правонарушения составляют следующие противоправные деяния: непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров; несвоевременное представление в таможенный орган статформы; представление в таможенный орган статформы, содержащей недостоверные сведения.
Пунктом 2 статьи 278 Федерального закона Российской Федерации от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон N 289-ФЗ) установлено, что российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 г. N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами -членами Евразийского экономического союза", которым на основании пункта 3 статьи 278 Федерального Закона N 289-ФЗ определены правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС; статистическая форма и правила заполнения статистических форм учета перемещения товаров (далее - Правила).
С 24.07.2020 вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329", которым утверждены новые правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, статистическая форма и правила ее заполнения и в соответствии с которым увеличен срок представления статистической формы с 8 до 10 рабочих дней. Так, статистическую форму необходимо представить в таможенный орган в электронном виде, не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
В рассматриваемом случае, увеличение срока предоставления статистической формы в таможенный орган в электронном виде, до 10-ти рабочих дней календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад, положение лица, совершившего административное правонарушение не улучшаются и не ухудшаются, так как срок нарушения предоставления статистической формы нарушен более чем на 10 рабочих дней. Следовательно, подлежат применению требования Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329.
Исходя из п. 7 Правил, статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее -электронная подпись).
Согласно третьему абзацу п. 7 Правил, при наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью.
Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Статистическая форма заполняется на русском языке по форме согласно приложению N 1 и в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложением N 2.
Судом первой инстанции установлено, что 23.11.2020 ООО "МЕГА" заполнена статистическая форма системный номер ЕО20201123143819396 регистрационный номер 10313000/231120/С403890, содержащая сведения об импортных операциях ООО "МЕГА" в июне 2020 года, то есть с нарушением установленного законом срока.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об обоснованности выводов таможни о нарушении заявителем требований пункта 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2016 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза", статьи 278 Федерального закона N 289-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявитель не обеспечил выполнение обязательных требований, установленных действующим законодательством о таможенном регулировании и организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Общество имело возможность для соблюдения требований законодательства, однако, им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства объективной невозможности исполнения требований действующего таможенного законодательства не представлены.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Каких-либо объективных причин, исключающих возможность обществом своевременно представить в таможенный орган статистические формы не установлено.
Выполняя требования таможенного законодательства общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющее предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением сроков предоставления статистической отчетности о перемещении товара через таможенную границу в адрес получателя на территории государства - члена ЕЭС. Рассматриваемое правонарушение является формальным, в связи с чем, представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий.
Доводы апелляционной жалобы общества о не уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в материалах дела имеется телеграмма от 22.03.2021, поданная по квитанции N 1205112 о необходимости явиться 26.03.2021 для составления протокола об административном правонарушении, направленная по юридическому адресу общества: Ростовская область, город Волгодонск, улица Ленина, дом 102, офис 5.
Из имеющегося в материалах дела телеграфного уведомления - вх. РТ 06941 от 25.03.2021 следует, что телеграмма руководителю не доставлена, закрыто, адресат по извещению за телеграммой не является.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что таможенным органом приняты достаточные и исчерпывающие меры для извещения заявителя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
При этом, в нарушение положений статьи 165.1 ГК РФ заявитель не обеспечил получение юридически значимых сообщений по месту своего нахождения, в связи с чем, в силу прямого указания статьи 54 ГК РФ несет риск наступления неблагоприятных последствий.
В абзаце 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Такая позиция направлена на пресечение возможности уклонения от административной ответственности путем неполучения корреспонденции и последующей неявки на составление административного протокола.
При таких обстоятельствах выводы арбитражного суда о соблюдении таможней порядка составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении согласуются с указанными нормами права и разъяснениями Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Обществом не представлены доказательства того, что при совершении вмененного ему административного правонарушения, имел место исключительный случай. Данное правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением общества к действующим международным нормам таможенного законодательства, направленных на достоверное декларирование товаров и отражение достоверной статистической информации о перемещаемых через таможенную границу товарах.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным и не требует наличия ущерба, а выражается в пренебрежительном отношении лица к исполнению публично-правовых обязанностей, установленных действующим законодательством.
Совершенное обществом правонарушение посягает на экономическую безопасность государства.
С учетом изложенного, угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий или наличии какого-либо вреда, а в пренебрежительном отношением заявителя к действующим международным нормам таможенного законодательства, направленных на достоверное декларирование товаров и отражение достоверной статистической информации о перемещаемых через таможенную границу товарах.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.08.2021 (мотивированное решение от 28.09.2021) по делу N А53-20311/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Судья |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20311/2021
Истец: ООО "МЕГА"
Ответчик: Ростовская таможня, Федеральная таможенная служба Южное таможенное управление Ростовская таможня