г. Воронеж |
|
1 ноября 2021 г. |
А08-5667/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.11.2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пороника А.А.
судей Аришонковой Е.А.
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полухиным Д.И.,
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду: Чернякина И.М., представитель по доверенности от 14.01.2021 N 1, служебное удостоверение;
от гражданина Китая Ван Жукай: Акиншин В.И., представитель по доверенности N 31 АБ 1843942 от 10.06.2021, паспорт гражданина РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду
на решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.08.2021 по делу N А08-5667/2021
по заявлению гражданина Китая Ван Жукай
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду (г. Белгород, ОГРН 1043107046531, ИНН 3123021768)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Гражданин Китая Ван Жукай (далее - заявитель, Ван Жукай) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду (далее - инспекция, регистрирующий орган, налоговый орган) N 6959А от 28.04.2021 и обязании налогового органа зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью "ХУА ЯО" (далее - ООО "ХУА ЯО") в установленном законом порядке.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 11.08.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы налоговый орган указал на то, что в заявлении по форме Р11001 о государственной регистрации создания ООО "ХУА ЯО", поданного 23.04.2021, в показателе четвертого уровня не были заполнены поля "вид" (город) и "наименование" (Белгород) как обязательные элементы места нахождения юридического лица.
21.10.2021 посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от инспекции поступила дополнительная позиция по делу с приложениями, согласно которой для государственной регистрации ООО "ХУА ЯО" заявителю необходимо было представить одно заявление по форме Р11001, в котором заполнить один пункт в показателе "Населенный пункт" в отношении "Места нахождения юридического лица". В течение трех рабочих дней с момента получения указанного заявления регистрирующим органом было бы принято решение о государственной регистрации. Ван Жукай данным правом не воспользовался, а обратился с жалобой в вышестоящий регистрирующий орган, затем в суд, в связи с чем, увеличил сроки получения государственной услуги по государственной регистрации юридического лица при создании.
В судебное заседание, проведенное с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, явились представители инспекции и Ван Жукай.
Поступившие документы были приобщены судом к материалам дела.
Представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, считал обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Ван Жукай с доводами апелляционной жалобы не согласился, считал обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей участников процесса, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, заявителем 23.04.2021 в регистрирующий орган представлен комплект документов для государственной регистрации юридического лица ООО "ХУА ЯО", по результатам рассмотрения которого инспекцией принято решение N 6959А от 28.04.2021 об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "ц" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - ФЗ N 129-ФЗ) (представление документов, оформленных с нарушением требований) (л.д. 26).
Не согласившись с решением N 6959А от 28.04.2021, Ван Жукай обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Белгородской области (далее - Управление) с жалобой (л.д. 27 - 29).
Решением Управления от 26.05.2021 жалоба Ван Жукай оставлена без удовлетворения (л.д. 67 - 69).
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения Ван Жукай в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пунктов 1, 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Статьей 1 ФЗ N 129-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Исходя из пунктов 1, 2 статьи 4 ФЗ N 129-ФЗ, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта, а также с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах" (п. 1 ст. 6 ФЗ N 129-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - ФЗ N 149-ФЗ) информационные системы включают в себя, в том числе, государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов.
Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий (ч. 9 ст. 14 ФЗ N 149-ФЗ).
По смыслу положений ФЗ N 129-ФЗ и ФЗ N 149-ФЗ единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) в силу своей публичности является официальным источником сведений о юридическом лице, в связи с чем, содержащиеся в данном федеральном информационном ресурсе сведения и документы должны быть достоверны.
Перечень и объем содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и документов определен пунктом 1 статьи 5 ФЗ N 129-ФЗ. В частности, в реестре содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (подпункт "в").
В силу п. 4 ст. 5 ФЗ N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Как следует из пунктов 1.1, 1.2 статьи 9 ФЗ N 129-ФЗ, требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В соответствии с подпунктом "ц" пункта 1 статьи 23 ФЗ N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (далее - Положение), установлено, что Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно п. 5.9.39 Положения, Федеральная налоговая служба устанавливает (утверждает) требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.
Как усматривается из оспариваемого решения и объяснений регистрирующего органа, заявление (форма N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании"), представленное Ван Жукай, оформлено с нарушением Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ (далее - Требования), а именно в пункте 3 заявления "Место нахождения юридического лица" не заполнен показатель четвертого уровня (подпункт 4 пункта 29 Требований) "Населенный пункт (город, деревня, село и прочее)" (л.д. 9).
Как следует из п. 29 Требований, в пункте 3 "Место нахождения юридического лица" в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном адресном реестре, с учетом положений пункта 14 настоящих Требований указываются сведения о населенном пункте (муниципальном образовании), который (которое) будет местом нахождения юридического лица и в пределах которого находится адрес юридического лица.
Заявителем показатели первого уровня (субъект Российской Федерации, код 31) и второго уровня (вид 2 - городской округ - наименование город Белгород) заполнены в соответствии с государственным адресным реестром и Требованиями, что подтверждается материалами дела и не оспаривается регистрирующим органом (л.д. 9).
Довод инспекции о том, что в показателе четвертого уровня (подпункт 4 пункта 3 заявления по форме N Р11001) должны быть заполнены поле "вид" (город) и поле "наименование" (Белгород), основан исключительно на письме ФНС России от 05.04.2021 N 14-1-04/0024@ (л.д. 74 - 75), согласно которому в случае проставления в показателе второго уровня значения 2 (городской округ) показатель следующего уровня, т.е. подпункт 3 пункта 29 Требований, не заполняется, тогда как показатель четвертого уровня (подпункт 4 пункта 29 Требований) заполняется обязательно за исключением случая, когда место нахождения юридического лица располагается вне границ населенных пунктов, но в границах городского округа.
Однако, как верно отметил суд области, ссылка регистрирующего органа на письмо ФНС России от 05.04.2021 N 14-1-04/0024@ несостоятельна.
В силу ч. 1 ст. 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Исходя из п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия, в соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.
Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 763).
Пунктом 8 Указа N 763 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
В письме ФНС России от 05.04.2021 N 14-1-04/0024@ указано, что Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить информирование заинтересованных лиц.
Вместе с тем, письмо ФНС России от 05.04.2021 N 14-1-04/0024@ не зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации, не опубликовано в установленном порядке, следовательно, в соответствии с пунктом 10 Указа N 763, ссылка на данный документ при разрешении споров не допускается, так как он не влечет правовых последствий как не вступивший в силу и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.
Также материалы дела не содержат в себе доказательств информирования о настоящем письме заинтересованных лиц, в число которых очевидно должны входить потенциальные заявители, поскольку именно для них данная информация имеет существенное значение.
Кроме того, письма не обладают признаками нормативного правового акта, поэтому содержащиеся в них разъяснения не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.
Помимо прочего, разъяснения письма ФНС России от 05.04.2021 N 14-1-04/0024@ не соответствуют положениям пункта 29 Требований, согласно которым в случае, если местом нахождения юридического лица будет муниципальное образование, сведения о котором указываются в рассматриваемом в настоящем подпункте показателе, следующие за ним показатели пункта 3 "Место нахождения юридического лица" (подпункты 3 и 4 настоящего пункта) не заполняются.
Названными Требованиями руководствовался заявитель, заполняя установленную форму заявления Р11001.
Представленное в регистрирующий орган заявление Ван Жукай о государственной регистрации юридического лица при создании от 23.04.2021 по форме Р11001 соответствует Требованиям.
Ввиду чего, оспариваемое решение не соответствует положениям ФЗ N 129-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, суд правомерно признал требования Ван Жукай подлежащими удовлетворению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеуказанным основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма АПК РФ закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Заявителем жалобы не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих правовую позицию, изложенную в жалобе.
Каких-либо доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда области, жалоба не содержит. Доводы заявителя сводятся к несогласию с установленными в решении суда обстоятельствами и их оценкой, однако иная оценка заявителем этих обстоятельств не может служить основанием для отмены принятого судебного акта.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 337.37 НК РФ налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.08.2021 по делу N А08-5667/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Пороник |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-5667/2021
Истец: Ван Жукай
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Белгороду