город Воронеж |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А14-1039/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 октября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Письменного С.И.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области: Главко Е.А. - представитель по доверенности от 01.10.2021 N 12.1-08/19, действительна до 31.12.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", удостоверение.
от индивидуального предпринимателя Митрофановой Ольги Михайловны: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Воронежской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.03.2021 по делу N А14-1039/2020 по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Митрофановой Ольги Михайловны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы в общем размере 42 457,40 руб., третьи лица: Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Митрофанова Ольга Михайловна (далее - истец, ИП Митрофанова О.М.) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже (далее - Управление Пенсионного фонда) об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы в общем размере 42 457,40 руб.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц: Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.03.2021 заявленные требования удовлетворены частично, суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже возвратить индивидуальному предпринимателю Митрофановой Ольге Михайловне сумму излишне взысканных пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 2 241,10 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Считая принятое решение в части удовлетворения заявленных требований незаконным и необоснованным, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит в указанной части отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.03.2021 по делу N А14-1039/2020 как принятое с нарушением норм материального права.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже ссылается на то, судом первой инстанции при принятии решения об обязании Управления произвести возврат не были учтены полномочия и обязанности органов пенсионного Фонда. Так, решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов должно принимать ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области, поскольку именно оно является распределителем денежных средств. Кроме того, фактическое осуществление возврата денежных средств производит ИФНС по Ленинскому району г.Воронежа, в связи с чем, Управление не является надлежащим ответчиком по делу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители индивидуального предпринимателя Митрофановой Ольги Михайловны, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Воронежской области, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения индивидуального предпринимателя Митрофановой Ольги Михайловны, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Воронежской области, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
От Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области по системе электронной подачи документов "Мой арбитр" поступило ходатайство о процессуальной замене Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области в связи с реорганизацией в форме присоединения.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 произведена замена Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области (ОГРН 1023601547177, ИНН 3664007552).
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта лишь в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из апелляционной жалобы Учреждения следует, что решение суда обжалуется им только в части возложения на Управление обязанности осуществить возврат страховых взносов в размере 2 241,10 руб., возражений в части проверки решения суда в полном объеме от сторон не поступало, в связи с чем суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Митрофанова Ольга Михайловна с 16.03.2009 зарегистрирована в Пенсионном фонде РФ в качестве страхователя, являющегося индивидуальным предпринимателем (рег. N 046-034-025654). Также ИП Митрофанова О.М. зарегистрирована в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам, на основании ее заявления от 26.07.2012 (рег. N 046-034-031825).
17.07.2019 ИП Митрофанова О.М. (рег. N 046-034-025654) обратилась в УПФ в г. Воронеже с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов в сумме 37 333,28 руб.
Также 17.07.2019 ИП Митрофанова О.М. (рег. N 046-034-031825) обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов в сумме 5 124,12 руб.
В ответ на данные обращения в адрес заявителя Управлением Пенсионного фонда были направлены уведомления о принятых решениях следующего содержания ( т.1 л.д.19-23):
- решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области от 26.07.2019 N 046F07190001293 в осуществлении возврата указанной суммы страховых взносов (23400 руб. - страховые взносы на страховую пенсию, 108,43 руб. - пени, 13 824,85 руб. - страховые взносы в ФФОМС) было отказано по причине непредставления отчетов по форме РСВ-1 за 2015 год, отчетные периоды 2016 года, в связи с чем, невозможно корректно определить суммы излишне взысканных (уплаченных) денежных средств, а также по причине истечения 3-х летнего срока с даты уплаты.
- решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области от 26.07.2019 N 046F07190001292 в осуществлении возврата указанной суммы страховых взносов (2388 руб. - страховые взносы на страховую и накопительную пенсию, 2,9 руб. - пени в ПФ РФ, 491,45 руб. - страховые взносы в ФФОМС, 2241,77 руб. - пени по страховым взносам в ФФОМС) было отказано по причине непредставления отчетов по форме РСВ-1 за 2015 год, отчетные периоды 2016 года, в связи с чем, невозможно корректно определить суммы излишне взысканных (уплаченных) денежных средств, а также по причине истечения 3-х летнего срока с даты уплаты.
Копии указанных решений в адрес заявителя не направлялись.
Судом первой инстанции было установлено, что уплата страховых взносов индивидуальным предпринимателем в заявленной сумме производилась следующим образом:
- 55,62 руб. пени на страховую часть пенсии уплачены в составе платежа по платежному поручению N 56 от 26.04.2010 на сумму 150 руб.,
- 52,81 руб. - пени на накопительную часть пенсии уплачены в составе платежа по платежному поручению N 57 от 26.04.2010 на сумму 100 руб.,
- 9 234,85 руб. - страховые взносы в ФФОМС уплачены в составе платежа по платежному поручению N 709 от 23.03.2015 на сумму 14 250,83 руб.
Указанные платежи на общую сумму 9343,28 руб. (9 234,85 + 52,81 + 55,62) произведены ИП Митрофановой О.М. самостоятельно, не привязаны к какому-либо периоду.
Кроме этого судом первой инстанции установлено, что ИП Митрофановой О.М. произведена оплата страховых взносов в ФФОМС в сумме 4590 руб. по платежному поручению N 696323 от 03.09.2018 и страховых взносов в фиксированном размере на страховую часть в сумме 23 400 руб. по платежному поручению от 01.10.2018 (получателем платежей является ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа).
Ссылаясь на наличие указанной переплаты, отраженной в справке N 36136 по состоянию на 10.07.2019 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, ИП Митрофанова О.М. обратилась в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов и пени.
Суд области, частично удовлетворяя заявленные требования, обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже возвратить индивидуальному предпринимателю Митрофановой Ольге Михайловне сумму излишне взысканных пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 2 241,10 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал
Доводы апелляционной жалобы мотивированы отсутствием правовых оснований для возложения на управление обязанности по возврату излишне взысканных пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 2 241,10 руб., поскольку решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов принимает не Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже, а Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области. Выводы суда первой инстанции относительно суммы пеней, подлежащих возврату, а также оснований по которым суд пришел к выводу о возможности произвести данный возврат, не оспариваются.
Судебная коллегия, не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части, исходя из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам.
Из положений указанных статей 19 - 21 и иных положений Закона N 250-ФЗ следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
В силу статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
При этом положениями статей 20 и 21 Закона N 250-ФЗ предусмотрено, что с 01.01.2017 исполнение указанных решений производится администратором страховых взносов, то есть налоговым органом.
Таким образом, полномочия органов Пенсионного фонда РФ с 01.01.2017 ограничены принятием решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней за периоды до 01.01.2017, при этом полномочиями по их фактическому возврату органы Пенсионного фонда РФ не обладают.
Следовательно, как верно отмечено судом первой инстанции, устранение нарушений прав предпринимателя со стороны органа Пенсионного фонда в данном случае заключается в возложении на органы Пенсионного фонда обязанности по принятию решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, правомочия которого могут быть реализованы в рамках установленного порядка взаимодействия с отделением Пенсионного фонда и налоговым органом.
Налоговый орган в рассматриваемом случае исполняет решение Пенсионного фонда о возврате уплаченных взносов.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно разъяснениям, изложенным в письме Пенсионного фонда Российской Федерации N НП-30-26/15844 и Федеральной налоговой службы N ГД-4-8/20020@ от 04.10.2017 отделение ПФР принимает решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов и в рамках регулярного обмена информацией в срок не позднее 1 рабочего дня после принятия Решения направляет его в УФНС России по субъекту Российской Федерации (в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
Из представленного суду апелляционной инстанции письма от 21.12.2016 N НП-30-26/18393 также следует, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пени и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 принимается отделением ПФР на основании протокола Комиссии.
Таким образом, органом, ответственным за принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пени и штрафов, является Отделение ПФР.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции признает заслуживающими внимания доводы жалобы о необоснованности возложения на управление обязанности по принятию решения о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, поскольку из положений Закона N 250-ФЗ и разъяснений, изложенных в письме Пенсионного фонда Российской Федерации N НП-30-26/15844 и Федеральной налоговой службы N ГД-4-8/20020@ от 04.10.2017, следует, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов могут быть приняты лишь на уровне отделений (но не управлений) ПФР, а реализованы управлениями налоговых органов по субъектам Российской Федерации.
Вместе с тем, апелляционный суд приходит к выводу, возложение судом обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже возвратить индивидуальному предпринимателю Митрофановой Ольге Михайловне сумму излишне взысканных пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 2 241,10 руб., не привело к принятию незаконного решения, исходя из следующего.
Из выписки из единого государственного реестра юридических лиц в отношении Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) следует, что указанное юридическое лицо 30.09.2021 прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области (ОГРН 1023601547177, ИНН 3664007552).
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 произведена замена Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области (ОГРН 1023601547177, ИНН 3664007552).
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует принципу исполнимости судебного акта.
Отмена решения суда в обжалуемой части не будет отвечать задачам судопроизводства в арбитражных судах, поскольку судами обеих инстанций установлено обстоятельство излишней уплаты заявителем страховых взносов, вследствие чего отказ в удовлетворении заявления только по мотиву предъявления требования к ненадлежащему ответчику явится крайним формализмом, влекущим очевидную несправедливость и фактически осуществляемого в противоречии с интересами лица, обратившегося за судебной защитой
С учетом изложенного, препятствий исполнения Управлением Пенсионного фонда обжалуемого судебного акта апелляционным судом не усматривается.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для изменения в данной части в данной части решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.03.2021 на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.03.2021 по делу N А14-1039/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
С.И. Письменный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-1039/2020
Истец: ИП Митрофанова Ольга Михайловна
Ответчик: УПФР в г. Воронеже Воронежской области
Третье лицо: ГУ отделение пенсионного фонда РФ по ВО, ИФНС ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ВОРОНЕЖА, МИФНС N 16 по Воронежской области