г. Санкт-Петербург |
|
01 ноября 2021 г. |
Дело N А21-1106/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.
при участии:
от заявителя: Хабибов И.А. по доверенности от 19.04.2021
от заинтересованного лица: Грищенкова М.И. по доверенности от 04.03.2021
от 3-го лица-1: Пузыревский С.А. по доверенности от 13.01.2021 (онлайн)
от 3-го лица-2: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30800/2021) АО "Янтарьэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.08.2021 по делу N А21-1106/2021, принятое
по заявлению АО "Янтарьэнергосбыт"
к Службе по государственного регулирования цен и тарифов Калининградской области
3-и лица: 1) ФАС, 2) УФАС по Калининградской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнергосбыт" (ОГРН: 1083925011422, адрес: 236005, г. Калининград, ул. Дарвина, 10; далее - АО "Янтарьэнергосбыт", Общество, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Калининградской области о признании незаконным и отмене постановления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (ОГРН: 1023900773192, адрес: 236022, г. Калининград, пр-кт Советский, 13; далее - Служба, административный орган, заинтересованное лицо) N 01э-04-05 от 28.01.2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 16051 руб. 78 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральная антимонопольная служба (ОГРН: 1047796269663, адрес: 125993, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, далее - ФАС, третье лицо-1), Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (ОГРН: 1023901001552, адрес: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, 4; далее - УФАС, Управление, третье лицо-2).
Решением от 09.08.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявления АО "Янтарьэнергосбыт" об оспаривании постановления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области N 01э-04-05 от 28.01.2021 отказал.
Не согласившись с решением суда, АО "Янтарьэнергосбыт" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что спорные помещения являются нежилыми, следовательно, тариф на электроэнергию, установленный для категории "население", не может применяться для потребителей, проживающих в нежилых помещениях.
В судебном заседании представитель АО "Янтарьэнергосбыт" поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Службы и ФАС возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзывах.
УФАС, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица-2 в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, что в ходе проверки ФАС России в рамках осуществления государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике выявлены факты нарушения АО "Янтарьэнергосбыт" в 2019 и 2020 годах порядка ценообразования при осуществлении деятельности по энергоснабжению жителей дома, расположенного по адресу: Калининградская обл., г. Светлогорск, ул. Аптечная, 2.
АО "Янтарьэнергосбыт" с Журавлевым С.Н., Кудрявцевой И.И., Николаевым В.А., Бесединым И.С., Филатовой С.А., Артемовой Е.В., Журавлевой К.С., Гаврилиной О.А. заключены договоры энергоснабжения как с собственниками помещений в доме, помещения в котором не отнесены к жилищному фонду (статус - нежилое помещение "гостиница для семейного проживания").
В ходе административного расследования установлено, что Обществом оплата за электрическую энергию, потребляемую гражданами-потребителями в доме, расположенном по адресу: Калининградская обл., г. Светлогорск, ул. Аптечная, 2, на бытовые нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельностью, с августа 2019 года начислялась по тарифам на электрическую энергию (мощность), установленным для расчетов с потребителями, не относящимися к населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Также установлено, что размер излишне полученной прибыли АО "Янтарьэнергосбыт" в результате завышения платы за электрическую энергию, потребленную на коммунально-бытовые нужды составил 8025,89 рублей (без учета НДС).
По данному факту 03.09.2020 заместителем начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дудкиным С.А. составлен протокол N 21/04/14.6-27/2020 об административном правонарушении в отношении АО "Янтарьэнергосбыт".
Определением от 20.11.2020 материалы дела об административном правонарушении N 21/04/14.6-27/2020 переданы по подведомственности в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.
Постановлением Службы о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 01э-04-05 от 28.01.2021 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 16 051,78 руб.
Указанным Постановлением Общество признано виновным в нарушении требований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", приказом ФСТ России от 16.09.2014 N 1442-э "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей", приказом Службы от 26.11.2018 N 82-01э/18 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Калининградской области на 2019 год", приказом Службы от 25.11.2019 N 105-01э/19 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Калининградской области на 2020 год".
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям или никотинсодержащей продукции завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ на розничных рынках государственному регулированию подлежат, в том числе: цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей; предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка.
В силу абз. второго части 6 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).
Таким образом, законодательно урегулировано установление уполномоченными органами тарифов за электроэнергию, которые применяют стороны правоотношений по договорам поставки электроэнергии при расчете стоимости ресурса.
В соответствии с пунктами 67-71(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", пунктами 24 и 25 Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных приказом ФСТ России от 16.09.2014 N 1442-э, по регулируемым ценам (тарифам) для населения и приравненных к нему категорий потребителей оплачивается электрическая энергия (мощность), потребляемая гражданами на коммунально-бытовые нужды и не используемая для осуществления коммерческой деятельности.
Согласно положениям Закона об электроэнергетике существует две категории потребителей электрической энергии, которым электрическая энергия, используемая на коммунально-бытовые нужды, поставляется по ценам, установленным для категории "население": население и приравненные к нему категории потребителей.
В случае если электрическая энергия, потребленная в нежилых помещениях, не используется для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности, оплата всего объема электрической энергии производится по тарифам, установленным для категории "население".
Главным критерием определения применяемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям на территории субъектов Российской Федерации, является направление использования электрической энергии.
В случае если электрическая энергия, потребленная в нежилых помещениях, не используется на коммунально-бытовые нужды, то оплата потребленной электрической энергии производится по ценам, установленным для прочих потребителей.
Согласно приказу Службы от 23.01.2017 N 08-01э/17 "Об определении границы зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Янтарьэнергосбыт" Обществу присвоен статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Калининградской области. Приказом ФСТ России от 25.01.2012 N 16-э АО "Янтарьэнергосбыт" включено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.
В соответствии с Положением о Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 28.03.2011 N 189, Служба устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Кроме этого, Служба осуществляет контроль за правильностью применения регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике.
Так, в рамках своих полномочий Службой приказом от 26.11.2018 N 82-01э/18 установлен тариф на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2019 год на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 4,20 руб./кВт*ч (с НДС), что без учета НДС составляет 3,50 руб./кВт*ч.
Приказом Службы от 25.11.2019 N 105-01э/19 установлен тариф на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2020 год, в том числе на 1 полугодие в размере 4,20 руб./кВт*ч (с НДС), что без учета НДС составляет 3,50 руб./кВт*ч.
Как следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ, в предусмотренных законом случаях должны применяться цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что спорные помещения являются нежилыми, следовательно, тариф на электроэнергию, установленный для категории "население", не может применяться для потребителей, проживающих в нежилых помещениях.
Указанный довод признается апелляционным судом несостоятельным, поскольку статус помещений в качестве нежилых не исключает применение тарифа к категории потребителей "население", если гражданами электрическая энергия используется исключительно для коммунально-бытовых нужд, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
При этом заявитель не представил достаточных и безусловных доказательств осуществления гражданами спорных помещений предпринимательской деятельности и использования электрической энергии в иных целях, чем коммунально-бытовые нужды.
Указанная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 14340/11.
Учитывая факт нарушения Обществом установленного порядка применения тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, а также то, что действия Общества при определении платы за пользование электроэнергией привели к завышению регулируемых государством тарифов, квалификация правонарушения по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ является правильной.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности. Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 14.6 КоАП РФ в размере 16 051 руб. 78 коп.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем государственная пошлина, уплаченная Обществом за подачу апелляционной жалобы в силу пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09 августа 2021 года по делу N А21-1106/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета акционерному обществу "Янтарьэнергосбыт" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1106/2021
Истец: АО "ЯНТАРЬЭНЕРГОСБЫТ", АО "Янтраьэнергосбыт"
Ответчик: Служба по государственному регулированию цен и тарифов К/О
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, Федеральная антимонопольная служба России