город Ростов-на-Дону |
|
01 ноября 2021 г. |
дело N А32-54888/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания): представитель Тутуков Б.А. по доверенности от 13.10.2021, паспорт;
от ООО "Производственно-коммерческая фирма "Дорожно-транспортная компания": представитель Сорокина И.А. по доверенности от 23.06.2021, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.07.2021 по делу N А32-54888/2020
по заявлению Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752)
к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Дорожно-транспортная компания" (ИНН 2302039431,
ОГРН 1022300641186)
при участии третьего лица: Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Армавир (ИНН 2372007930,
ОГРН 1142372000418)
о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Дорожно-транспортная компания" (далее - общество) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 6 714 021,42 рубля.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что собственником отходов, соответственно, и лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, является ООО "ПКФ "ДТК", в результате хозяйственной деятельности которого были образованы данные отходы. Муниципальные контракты N 20 и N 28 не предусматривают переход права собственности на отходы от ООО "ПКФ "ДТК" к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования город Армавир.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Дорожно-транспортная компания" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступило ходатайство об участии представителя в онлайн судебном заседании.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в онлайн судебном заседании.
В судебном заседании представитель Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель ООО "Производственно-коммерческая фирма "Дорожно-транспортная компания" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Армавир, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Отделом государственного экологического надзора по Краснодарскому краю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена проверка полноты и соблюдения установленных сроков внесения платы ООО ПКФ "ДТК" за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.
При проведении проверки административный орган установил, что обществом 29.02.2020 представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за период 2019 год, согласно которой на объекте размещения отходов, эксплуатируемой МП "Армавиргортранс" были переданы для дальнейшего размещения следующие отходы, не отнесенные к группе твердых коммунальных отходов: смет с территории предприятия малоопасный (код ФККО 73339001714, 4 класса опасности) в количестве 6,3 тонны; отходы асфальтобетона и/или асфальтобетонной смеси в виде пыли (код ФККО 34852101424, 4 класс опасности) в количестве 10 тонн.
Управлением у МП "Армавиргортранс" был истребован перечень контрагентов, с которыми были заключены договора на вывоз отходов не отнесенных к группе твердых коммунальных отходов, с указанием наименования хозяйствующего субъекта, ИНН, а также информация о количестве принятых вышеуказанных отходов от юридических лиц за 2019 год в тоннах с указанием наименования принимаемых отходов и класса опасности для окружающей среды.
Согласно письму МП "Армавиргортранс" от 24.04.2020 N 393, ООО ПКФ "ДТК" были переданы для дальнейшего размещения на объект размещения отходов эксплуатируемый МП "Армавиргортранс" следующие отходы, не отнесенные к группе твердых коммунальных отходов:
- лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (код ФККО 8 30 200 0171, 4 класса опасности) в количестве 866,8 тонн;
- отходы (остатки) песчано-гравийной смеси при строительных, ремонтных работах (код ФККО 8 90 000 02 49 4, 4 класса опасности) в количестве 960 тонн;
- грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами (код ФККО 8 11 100 01 49 5, 5 класса опасности) в количестве 2200,8 тонн;
- лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код ФККО 8 22 201 121 5, 5 класса опасности) в количестве 2280 тонн;
- лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме (код ФККО 8 22 301 01 21 5, 5 класса опасности) в количестве 737,5 тонн;
- лом строительного кирпича незагрязненный (код ФККО 8 23 101 01 21 5, 5 класса опасности) в количестве 9,5 тонн.
Установив, что в предоставленной ООО ПКФ "ДТК" декларации за 2019 год отсутствуют сведения об образовавшихся в результате деятельности общества вышеуказанных отходах, а также не исполнена обязанность по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в отношении указанных отходов, управление направило в адрес общества требование о предоставлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду от 10.07.2020 N РМ- 03-10447 со сроком исполнения не более семи рабочих дней со дня получения.
Согласно представленным обществом пояснений от 10.07.2020 N М-03-10447, ООО ПКФ "ДТК" передало спорные отходы, не отнесенные к группе твердых коммунальных отходов МП "Армавиргортранс" для дальнейшего размещения на объекте размещения отходов.
Вместе с тем, общество указало, что данные отходы образовались в результате выполнения ООО ПКФ "ДТК" муниципальных контрактов N 20 от 28.06.2019, N 28 от 05.11.2019, заключенных с Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования город Армавир.
В условия указанных муниципальных контрактов не входила обязанность подрядчика по внесению денежных средств на оплату за негативное воздействие на окружающую среду.
При этом указало, что передача отходов на полигон для размещения не порождает для ООО ПКФ "ДТК" обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Учитывая изложенное, указало, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду у ООО ПКФ "ДТК" не возникла, в связи с чем, отсутствуют основания для направления уточненной декларации о плате за негативное воздействия на окружающую среду.
Ввиду того, что обществом в ответ на требование управления не представлена уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, и не исполнено требование, отраженное в акте проверки о добровольной уплате суммы платы за размещение отходов 6 714 021, 42 руб. управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статья 1 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) определяет отходы производства и потребления (далее - отходы) как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим законом.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов -складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 89-ФЗ при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным Законом об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.
В пунктах 4 и 5 статьи 23 Закона N 89-ФЗ воспроизведены положения абзаца 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ о плательщиках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В силу статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Согласно пункту 1 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
В силу пункта 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.
Согласно пункту 7 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 284-О, плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5 -П, анализируя правовую природу экологических платежей, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам: конституционно-правовую основу этих платежей составляет, прежде всего статья 58 Конституции Российской Федерации в ее взаимосвязи со статьей 57 Конституции Российской Федерации, поскольку их установление имеет целью обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и, следовательно, преследует не столько фискальный интерес государства в наполнении казны, сколько общий интерес в сохранении природы и обеспечении экологической безопасности; как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, эти платежи являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия; они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором.
Согласно положению о Южном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденном приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 N 476, управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Из материалов дела следует, что ООО ПКФ "ДТК" на основании заключенного муниципального контракта от 05.11.2019 N 28 выполняло работы по объекту: "Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования город Армавир" в соответствии с техническим заданием (приложение N 1), с протоколом согласования договорной цены, сводными сметными расчетами, а также локальными сметными расчетами.
Также между ООО ПКФ "ДТК" и Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования г. Армавир заключен муниципальный контракт от 28.06.2019 N 20 на выполнение работ по благоустройству общественной территории парка: "Городская роща" в рамках реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды муниципального образования город Армавир", в соответствии с технической документацией: техническое задание (приложение N 1), сметной документацией (приложение N 2).
Административный орган в ходе проведения контроля установил, что следующие отходы, не отнесенные к группе твердых коммунальных отходов, образованы в результате деятельности общества связанной с осуществлением строительных работ по указанным выше муниципальным контрактам:
- лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (код ФККО 8 30 200 0171, 4 класса опасности) в количестве 866,8 тонн;
- отходы (остатки) песчано-гравийной смеси при строительных, ремонтных работах (код ФККО 8 90 000 02 49 4, 4 класса опасности) в количестве 960 тонн;
- грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами (код ФККО 8 11 100 01 49 5, 5 класса опасности) в количестве 2200,8 тонн;
- лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код ФККО 8 22 201 121 5,5 класса опасности) в количестве 2280 тонн;
- лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме (код ФККО 8 22 301 01 21 5, 5 класса опасности) в количестве 737,5 тонн;
- лом строительного кирпича незагрязненный (код ФККО 8 23 101 01 21 5, 5 класса опасности) в количестве 9,5 тонн; не отражены в декларации ответчика за 2019 год, а также не произведена плата за негативное воздействие на окружающую среду посредством размещения указанных отходов, в связи с чем, просит суд взыскать с ООО ПКФ "ДТК" задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 6 714 021,42 рубля.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержани,я принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество.
При этом отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу части 2 статьи 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
При этом, передачу отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, размещению, необходимо отличать от передачи отходов с переходом права собственности, поскольку наличие только договора на оказание услуг по транспортировке, размещению отходов (мусора) не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.
Апелляционной коллегией не принимается довод Управления о том, что собственником отходов, соответственно, и лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, является ООО "ПКФ "ДТК", в результате хозяйственной деятельности которого были образованы данные отходы.
Изучив представленные муниципальные контракты, а также приложения к ним, суд первой инстанции обоснованно установил, что собственником объектов, в результате строительства которых возникли отходы, является Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования город Армавир, в связи с чем, на основании статьи 4 Закона N 89-ФЗ Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования город Армавир принадлежит право собственности на отходы как собственнику объектов, в результате строительства (ремонта, реконструкции) которых эти отходы образовались.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что у ООО ПКФ "ДТК" не возникла обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за спорные отходы.
Поскольку деятельность подрядчика осуществлялась на объектах, которые ему не принадлежат, а также осуществлялась в интересах муниципального образования г. Армавир, соответственно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов по муниципальным контрактам от 05.11.2019 N 28 и от 28.06.2019 N 20, заключенным между Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования город Армавир и ООО ПКФ "ДТК", не может быть возложена на подрядчика, который не является собственником отходов, возникших в результате строительства и ремонта объектов.
Установленная пунктом 5.4.12 контракта от 05.11.2019 N 28 и пунктом 9.3.18 контракта от 28.06.2019 N 20 обязанность подрядчика по завершению работ на объектах обеспечить генеральную уборку строительной площадки от строительных отходов и мусора, а также обязанность подрядчика обеспечить выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения и других норм безопасности, охране окружающей среды не подразумевает переход к подрядчику права собственности отходов, образуемых при производстве работ.
Ссылка третьего лица на пункт 2.3. контракта от 05.11.2019 N 28, согласно которому цена контракта включает в себя расходы подрядчика, связанные с выполнением работ, являющихся предметом контракта, а также иные расходы подрядчика прямо не предусмотренные, но которые могут возникнуть в ходе исполнения контракта, несостоятельна, поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду не является расходами, внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается для субъектов, оказывающих негативное влияние на нее в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия и является фискальным сбором.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требования истца о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 6 714 021,42 рубля не подлежат удовлетворению.
Аналогичные выводы подтверждаются судебной практикой: постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.02.2020 N Ф06-57344/2019 по делу N А65-10690/2019.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы с учетом обязательных указаний суда кассационной инстанции.
Решение суда от 16.07.2021 об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2021 по делу N А32-54888/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-54888/2020
Истец: УЖКХАМО город Армавир, Южное Межрегиональное управление Росприроднадзора, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "Производственно-коммерческая фирма "Дорожно-транспортная компания", ООО ПКФ "ДТК"
Третье лицо: Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования город Армавир