город Томск |
|
2 ноября 2021 г. |
Дело N А45-10557/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А. Н. с использованием средств аудиозаписи в онлайн-заседании рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Голубая лагуна" (N 07АП-9343/2021) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.07.2021 по делу N А45-10557/2021 (судья Полякова В.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Голубая лагуна" (630099, г. Новосибирск, ул. Орджоникидзе, д. 33, кв. 88, ОГРН: 1125476151680, ИНН: 5405462147) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, г. Новосибирск, ул. Державина, 28) о признании незаконным решения.
Третьи лица - Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области, Администрация Новосибирского района Новосибирской области,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: без участия,
От заинтересованного лица: без участия,
От третьих лиц: от Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области - Тимошенко И. В. по дов. от 04.10.2021, диплом; от Администрации Новосибирского района Новосибирской области - Умеренко Н. А. по дов. от 18.12.2020, диплом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Голубая лагуна" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) об отказе в восстановлении ранее избранного вида разрешённого использования земельного участка (письмо от 16.04.2021 N 01-01-54-2900/21).
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области, Администрация Новосибирского района Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что Управление обладает полномочиями по осуществлению процедуры отмены решения о государственном учете изменения вида разрешенного использования земельного участка; департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области не имеет соответствующих прав, предусмотренных частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, на подачу документов, об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 54:19:050601:1796.
Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ, с доводами жалобы не согласился.
От других лиц, участвующих в деле отзывы на апелляционную жалобу, не поступили.
В судебном заседании представитель департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области поддержал доводы отзыва апелляционную жалобу, представитель Администрации Новосибирского района Новосибирской области - также возражал против ее удовлетворения.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей третьих лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 54:19:050601:1796, что подтверждается государственной регистрацией прав от 24.11.2020 за номером 54:19:050601:1796-54/169/2020-2.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от 07.12.2020 земельный участок относится к категории земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешённого использования: "спорт" (5.1).
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области письмом от 18.02.2021 N 01-01-54-1167/21 "О дате изменения вида разрешённого использования земельного участка" сообщило: в соответствии с данными единого государственного реестра недвижимости разрешённое использование земельного участка изменено 30.11.2020 на - спорт (5.1), для размещения детских и спортивных лагерей.
09.12.2020 разрешённое использование земельного участка было изменено на - спорт (5.1) в связи с исправлением технической ошибки государственным регистратором.
Из публичной кадастровой карты, размещённой в сети интернет на сайте https://pkk.rosreestr.ru, обществу стало известно об изменении вида разрешённого использования земельного участка - спорт (5.1) на виды: "для размещения объектов физической культуры и спорта", "отдых (рекреация)" (5.0), "спорт (5.1)", "обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий" (5.1.1), "обеспечение занятий спортом в помещениях" (5.1.2), "площадки для занятий спортом" (5.1.3), "оборудованные площадки для занятий спортом" (5.1.4), "водный спорт" (5.1.5), "авиационный спорт" (5.1.6), "спортивные базы" (5.1.7), "природно-познавательный туризм" (5.2), "туристическое обслуживание" (5.2.1), "охота и рыбалка" (5.3), "причалы для маломерных судов" (5.4), "поля для гольфа или конных прогулок" (5.5), в связи с чем общество обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области с просьбой сообщить, на каком основании осуществлено изменение вида разрешённого использования земельного участка, общество просило отменить решение государственного регистратора об изменении в едином государственном реестре недвижимости вида разрешённого использования земельного участка "спорт" (5.1) на виды разрешённого использования: "отдых (рекреация)" (5.0), "спорт" (5.1), "природно-познавательный туризм" (5.2), "туристическое обслуживание" (5.2.1), "охота и рыбалка" (5.3), "поля для гольфа или конных прогулок" (5.5), оставить в силе решение государственного регистратора о виде разрешённого использования земельного участка "спорт".
На обращение общества Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области ответило отказом, выраженным в письме от 16.04.2021 N 01-01-54- 2900/21.
В обоснование отказа заинтересованное лицо указало следующее: "Деятельность и компетенция Управления регламентированы Положением об Управлении, утверждённым Приказом Росреестра от 30.05.2016 N П/0263 (в редакции Приказа Росреестра от 23.01.2017 N П/0027), а также статьёй 3 федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, орган регистрации прав вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную действующим законодательством. В соответствии с положением и федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" Управление не наделено полномочиями по предоставлению консультаций и разъяснению положений действующего законодательства. Управление также не наделено полномочиями по отмене решений государственного регистратора, в том числе по отмене решений государственного регистратора о государственном учёте (об изменении вида разрешённого использования) земельного участка. Разрешённое использование земельного участка с кадастровым номером 54:19:050601:1796 изменено 02.03.2021 на основании заявления департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области. Для изменения вида разрешённого использования вышеуказанного земельного участка, предоставленного в аренду, необходимо обратиться в департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области с соответствующим заявлением. В случае если вы считаете, что ваши права нарушены, вы вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав".
Посчитав доводы Управления необоснованными, не соответствующими нормам права, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества исходя из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования.
В соответствии со статьёй 3 Закона Новосибирской области от 18.12.2015 N 27-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области" полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, указанные в статье 2 настоящего Закона, перераспределяются на тридцать лет.
Согласно статье 2 названного закона областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, указанных в приложении 2 к настоящему Закону:
по подготовке и утверждению документов территориального планирования поселений, в том числе внесению в них изменений;
по утверждению правил землепользования и застройки поселений;
по утверждению подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории) поселений.
Исходя из перечня приложения к Закону, полномочия администрации Новосибирского района Новосибирской области в указанных видах деятельности распространяются, в том числе, на территории Боровского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области обратился с соответствующим заявлением.
Соответствующее информационное сообщение послужило основанием для внесения сведений о видах разрешённого использования в отношении спорного земельного участка Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области.
Как верно отметил суд первой инстанции, при наличии утверждённых в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.
Однако самостоятельное изменение арендатором вида разрешённого использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определённого вида использования.
Установив, что общество является арендатором спорного земельного участка, суд первой инстанции верно указал, что самостоятельное изменение им вида разрешённого использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается с учётом цели (вида) использования земельного участка, указанной в договоре аренды.
Отклоняя довод заявителя о том, что единый государственный реестр не содержит сведений о том, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером является департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области, в связи с чем департамент не имеет соответствующих прав, предусмотренных частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, на подачу документов об изменении вида разрешённого использования спорного земельного участка, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, земельный участок с кадастровым номером 54:19:050601:1796 относится к земельным участкам государственной неразграниченной собственности, в связи с чем указанным земельным участком распоряжается департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.
Согласно статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Следовательно, арендодателем по договору аренды может выступать исключительно собственник имущества или лицо, которому предоставлено право собственника по распоряжению этим имуществом.
Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области с 01.01.2016 является распорядителем земель и земельных участков, относящихся к государственной неразграниченной собственности и расположенных, в том числе, на территории Боровского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, после завершения процедуры предоставления земельного участка с кадастровым номером 54:19:050601:1796 в аренду, права и обязанности арендодателя по договору аренды в отношении указанного земельного участка перешли к департаменту.
Судом установлено, что виды разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 54:19:050601:1796, указанные в договоре аренды, были приведены в соответствие с Правилами землепользования и застройки Боровского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области согласно указанной в договоре цели предоставления земельного участка.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области по направлению в регистрирующий орган дополнительных сведений в отношении вида разрешённого использования земельного участка, предоставленного в аренду, и действия государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области по внесению этих сведений в единый государственный реестр недвижимости соответствуют требованиям закона и не нарушают прав и законных интересов арендатора земельного участка.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, являлись предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на ее подателя, учитывая результат рассмотрения дела в апелляционном суде; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 28.07.2021 по делу N А45-10557/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Голубая лагуна" - без удовлетворения.
Возвратить Воробьеву Виктору Петровичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную за общество с ограниченной ответственностью "Голубая лагуна" по чеку-ордеру от 21.08.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10557/2021
Истец: ООО "ГОЛУБАЯ ЛАГУНА"
Ответчик: Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Седьмой арбитражный апелляционный суд