г. Челябинск |
|
02 ноября 2021 г. |
Дело N А07-39920/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Башинформсвязь" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.07.2021 по делу N А07-39920/2019.
В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества "Башинформсвязь" - Пониткова М.Н. (паспорт, доверенность от 01.01.2021, диплом).
Публичное акционерное общество "Башинформсвязь" (далее - заявитель, общество, ПАО "Башинформсвязь") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выразившихся в отказе исключить объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 02:55:020504:3519, 02:55:020416:1957, 02:62:010803:1627 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2018 N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", оформленным письмом от 13.11.2019 NНП-25/15289; об обязании устранить нарушения прав и законных интересов путем исключения объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 02:55:020504:3519, 02:55:020416:1957, 02:62:010803:1627 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.07.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ПАО "Башинформсвязь" (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 30.07.2021 изменить в части признания незаконными действий Министерства, выразившихся в отказе исключить объекты недвижимого имущества из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а также изменить способ восстановления нарушенных прав путем обязания Министерства в месячный срок с момента вступления решения в законную силу исключить объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 02:55:020504:3519, 02:55:020416:1957, 02:62:010803:1627 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Апеллянт, полагает неверным способ восстановления прав заявителя. По его мнению, верным способом восстановления прав будет возложение обязанности на Министерство по исключению объектов недвижимого имущества из вышеуказанного Перечня.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Министерство о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывшего заинтересованного лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ПАО "Башинформсвязь" является собственником объектов недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером 02:55:020504:3519, расположенное по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Юрия Гагарина, д. 39, корп. 2; нежилое здание с кадастровым номером 02:55:020416:1957, расположенное по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Каспийская, д. 14; нежилое здание с кадастровым номером 02:62:010803:1627, расположенное по адресу: РБ, Белорецкий район, г. Белорецк, ул. Ленина, д. 41.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 636 от 24.12.2018 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень) объекты недвижимости с кадастровыми номерами 02:55:020504:3519, 02:55:020416:1957, 02:62:010803:1627 включены в указанный перечень объектов недвижимого имущества.
ПАО "Башинформсвязь" обратилось в Министерство с заявлением об исключении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 02:55:020504:3519, 02:55:020416:1957, 02:62:010803:1627 из Перечня.
13.11.2019 Министерство подготовило и направило заявителю ответ N НП - 25/15289.
Полагая незаконным отказ в исключении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 02:55:020504:3519, 02:55:020416:1957, 02:62:010803:1627 из Перечня, заявитель обратился в арбитражный суд с данным требованием.
При выборе способа устранения нарушенного права суд определил необходимые действия, которые нужно произвести с целью устранения нарушений прав лица, обратившегося с соответствующим заявлением.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из анализа взаимосвязанных положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для принятия судом решения о признании незаконным ненормативного акта необходимо одновременное наличие, универсальная совокупность, двух условий: несоответствие закону или иному правовому акту; нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Судом установлено, что оспариваемый ответ Министерства, выраженный в письме N НП - 25/15289 от 13.11.2019 содержит ссылку на Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства РБ от 23.05.2018 N 233 (далее - Порядок). Порядок регламентирует процедуры определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - перечень), и подготовки предложений по его уточнению, направления указанного перечня и изменений в него в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, а также размещения его в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Разделом III Порядка регламентировано рассмотрение обращений об актуализации перечня.
Заявление ПАО "Башинформсвязь" об исключении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 02:55:020504:3519, 02:55:020416:1957, 02:62:010803:1627 из Перечня является по смыслу обращением об актуализации перечня в связи с наличием обстоятельств, перечисленных в подпунктах 1), 2), 3), 4) пункта 3.1.
Согласно пункту 3.1 Порядка, заявители до 31 декабря текущего налогового периода вправе направить в уполномоченный орган обращение о необходимости актуализации перечня, в том числе в случаях 1) несогласия с результатами проведения мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости; 2) изменения вида фактического использования объекта недвижимости; 3) обнаружения технической ошибки, допущенной при включении объекта в перечень. Под технической ошибкой понимается включение объекта в перечень на основании вида разрешенного использования земельного участка или назначения объекта в случае, если вид разрешенного использования земельного участка или назначение объекта не соответствовали критериям для включения в перечень; 4) невключения объекта недвижимости, соответствующего критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в перечень.
Пунктом 3.6 Порядка определено, что уполномоченный орган не позднее 15 рабочих дней со дня поступления обращения обеспечивает рассмотрение обращения на заседании Межведомственной комиссии в соответствии с Положением о Межведомственной комиссии.
Согласно пункту 3.7 Порядка, Межведомственная комиссия в течение 2 рабочих дней направляет в уполномоченный орган протокол заседания Межведомственной комиссии.
Пункт 3.8 Порядка устанавливает обязанность уполномоченного органа в течение 3 рабочих дней уведомить заявителя о принятом решении.
Согласно письму N НП - 25/15289 от 13.11.2019 обращение ПАО "Башинформсвязь" не рассмотрено Министерством. Доказательств, свидетельствующих о передаче обращения ПАО "Башинформсвязь" на рассмотрение Межведомственной комиссии суду не представлено.
Как было указано выше, согласно пункту 3.1 Порядка, заявители до 31 декабря текущего налогового периода вправе направить в уполномоченный орган обращение о необходимости актуализации перечня.
В силу части 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.
Учитывая изложенное, ПАО "Башинформсвязь" обратилось в Министерство с заявлением о необходимости актуализации перечня (об исключении объекта недвижимости из перечня) в пределах установленного Порядком срока - до 31.12.2019.
Судом первой инстанции установлено, что заинтересованным лицом не соблюдены требования п. 3.6 Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства РБ от 23.05.2018 N 233, обращение ПАО "Башинформсвязь" по факту не рассмотрено, так как решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении обращения должно быть принято Межведомственной комиссией.
По правилам, предусмотренным пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признавая незаконным решение органа, осуществляющего публичные полномочия, в решении должен указать также на обязанность такого органа совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
При этом способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела и норм действующего законодательства, предусматривающих соответствующие обязанности органов, осуществляющих публичные полномочия.
Осуществляя функции судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов государственной власти, арбитражный суд не вправе подменять орган, наделенный полномочиями по принятию соответствующих решений, в том числе оценивать полноту и достоверность представленных документов, и соответствие их условиям предоставления субсидии, арифметическую проверку расчетов.
На основании статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции. Арбитражный суд не может подменять деятельность органов исполнительной власти по рассмотрению заявлений (обращений) и принятия по ним решений, так как это противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, установленному ст. 10 Конституции Российской Федерации.
Суд первой инстанции в качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества обязал Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан рассмотреть обращение ПАО "Башинформсвязь" об исключении из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 636 от 24.12.2018, сведений об объектах недвижимого имущества с кадастровыми номерами 02:55:020504:3519, 02:55:020416:1957, 02:62:010803:1627, в соответствии с требованиями Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 23.05.2018 N 233, Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28.11.2003 N 43-з.
При рассмотрении апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из того, что при разрешении вопроса о восстановлении нарушенных прав суд не вправе подменять Межведомственную комиссию в вопросе оценки содержания представленных заявителем документов, обязывая совершить определенные действия, поскольку в данном деле оспаривается действие (бездействие) Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, а не Межведомственной комиссии.
Таким образом, в настоящем случае Министерством не оценена полнота и достоверность представленных обществом документов, а также в полном объеме не проведено обследование фактического использования спорных объектов по установлению соответствия или несоответствия критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2003 N 43-з "О налоге на имущество организаций".
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы, проверены и им дана надлежащая оценка.
Изложенные в апелляционных жалобах доводы, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на судебные акты по делам по заявлениям о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина составляет 1 500 рублей.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.07.2021 по делу N А07-39920/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Башинформсвязь" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Башинформсвязь" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей излишне уплаченную по платежному поручению N 303533 от 26.08.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-39920/2019
Истец: ПАО "БАШИНФОРМСВЯЗЬ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН