г. Киров |
|
03 ноября 2021 г. |
Дело N А17-9755/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Великоредчанина О.Б., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иваново
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.06.2020 по делу N А17-9755/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Иваново-Вознесенк" (ОГРН: 1163702071500; ИНН: 3702158690)
к администрации города Иваново,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "Газпром газораспределение Иваново", общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Иваново", Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, общество с ограниченной ответственностью "Комстар",
о признании незаконным решения Администрации города Иваново,
об обязании администрации города Иваново подать заявление в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области для государственной регистрации бесхозяйных недвижимых вещей,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Иваново-Вознесенк" (далее - ООО УК "Иваново-Вознесенк", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд к администрации города Иваново (далее - Администрация, ответчик) с уточненным заявлением о признании незаконным решения от 25.10.2019 N 02-12/2-6613, принятого по итогам рассмотрения заявления Общества от 23.07.2019 N 292, об обязании Администрацию подать заявление в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области для государственной регистрации бесхозяйных недвижимых вещей, а именно:
газопровод протяженностью 144,4 м по адресу: г. Иваново, ул. Куконковых, д. 112 с условным номером 37-37/001-37/018/001/2016-9989/1;
подземный и надземный газопровод среднего и низкого давления III и IV категории протяженностью 83 м по адресу: г. Иваново, ул. Куконковых с кадастровым номером 37:24:010314:2345.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Газпром газораспределение Иваново", общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Иваново", Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, общество с ограниченной ответственностью "Комстар".
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 05.06.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ответчик в апелляционной жалобе просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывает, что, поскольку данные газопроводы были возведены исключительно для газоснабжения объектов капитального строительства, расположенных по адресу: Иваново, ул. Куконковых, 110 и 112, то на основании Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" право собственности на данные объекты возникло у участников долевого строительства. ООО УК "Иваново-Вознесенск" неправомерно является собственником данного имущества.
Заявитель в отзыве на апелляционные жалобы опроверг доводы жалобы, указал на законность и обоснованность решения суда.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 15.07.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16.07.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ судебное разбирательство по делу откладывалось.
Определением от 08.10.2020 производство по делу N А17-9755/2019 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А17-5007/2020.
Определением 28.09.2021 производство по делу N А17-9755/2019 возобновлено, назначено судебное заседание по рассмотрению дела.
Лица, участвующие в деле, явку представителя в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО УК "Иваново-Вознесенк" является собственником объектов:
газопровод протяженностью 144,4 м по адресу: г. Иваново, ул. Куконковых, д. 112 с условным номером 37-37/001-37/018/001/2016-9989/1;
подземный и надземный газопровод среднего и низкого давления III и IV категории протяженностью 83 м по адресу: г. Иваново, ул. Куконковых с кадастровым номером 37:24:010314:2345.
Указанные обстоятельства подтверждаются договором купли-продажи, выписками из ЕГРН (т. 1, л. д. 33-35, 126-129).
Дата регистрации права собственности заявителя на указанные объекты: 01.07.2019 (т. 1, л. д. 128).
25.07.2019 ООО УК "Иваново-Вознесенк" обратилось в Администрацию с заявлением об отказе от права собственности на вышеуказанные объекты, о признании их безхозяйными и о совершении Администрацией регистрационных действий по оформлению их как бесхозяйных (т.1, л. д. 24-25).
Решением, оформленным письмом от 25.10.2019 N 02-12/2-6613, Администрация отказала Обществу в принятии имущества в муниципальную казну, указав на нецелесообразность в связи с отсутствием в городе муниципальных предприятий либо хозяйственных обществ с долей города в уставном капитале, осуществляющих деятельность по эксплуатации объектов газоснабжения жилых домов (т.1, л. д. 26-27).
Полагая, что отказ Администрации является незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с рассматриваемым требованием.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 2).
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Следовательно, муниципальное образование в случае выявления бесхозяйного имущества, в том числе предназначенного для газоснабжения населения, должно поставить такое имущество на учет, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию в целях организации снабжения населения коммунальными ресурсами. Для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права. Данный факт должен быть подтвержден документально.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Порядок N 931).
Согласно пункту 2 Порядка N 931 принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (пункт 3 Порядка N 931).
Порядок принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества установлен в пункте 4, и состоит в следующем: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в том числе, органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (пункт 5 Порядка N 931).
ООО УК "Иваново-Вознесенк" обратилось в Администрацию с заявлением от 23.07.2019 N 292.
Заявление Общества содержит явно выраженную волю на устранение от прав собственника на газопровод протяженностью 144,4 м по адресу: г. Иваново, ул. Куконковых, д. 112 с условным номером 37-37/001-37/018/001/2016-9989/1; подземный и надземный газопровод среднего и низкого давления III и IV категории протяженностью 83 м по адресу: г. Иваново, ул. Куконковых с кадастровым номером 37:24:010314:2345 без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Факт использования заявителем спорного имущества для осуществления его деятельности материалы дела не содержат.
Таким образом, Общество надлежащим образом реализовало свое право на отказ от права собственности на спорное имущество, в связи с чем отказ Администрации в принятии вышеуказанного имущества в муниципальную казну и непринятие мер, направленных на государственную регистрацию бесхозяйных недвижимых вещей, являются незаконными.
Довод Администрации о том, что спорное недвижимое имущество относится к общему имуществу многоквартирных домов, отклоняется как несоответствующий обстоятельствам дела, подтвержденным договором купли-продажи от 21.05.2019, записями о государственной регистрации в ЕГРН от 01.07.2019, номера регистрации 37:24:010314:2345-37/073/2019-3; 37:24:010314:1941-37/073/2019-2.
Кроме того, судебными актами по делу N А17-5007/2020 в удовлетворении требования о признании недействительным договора купли-продажи от 21.05.2019 отказано.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Ивановской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются, в связи с чем государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.06.2020 по делу N А17-9755/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Иваново - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-9755/2019
Истец: ООО УК "Иваново-Вознесенск"
Ответчик: Администрация г. Иваново
Третье лицо: АО "Газпром газораспределение Иваново", ООО "Газпром межрегионгаз Иваново", ООО "Комстар", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, Арбитражный суд Ивановской области, Ивановский областной суд