город Омск |
|
03 ноября 2021 г. |
Дело N А70-7503/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10799/2021) Тюменской таможни на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.08.2021 по делу N А70-7503/2021 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Траско" (ОГРН 1025002866470, ИНН 5024028131, адрес: 143420, Московская область, Красногорский район, Архангельское почтовое отделение, улица Ильинского шоссе 4 км, строение 8) к Тюменской таможне (ОГРН 1027200871026, ИНН 7202023074, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58А) о признании недействительным постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 15.04.2021 N 10503000-992/2020,
при участии в судебном заседании представителей:
от Тюменской таможни - Сулейманов Руслан Исламович, по доверенности от 11.01.2021 N 1 сроком действия 31.12.2021, Кубышева Ирина Анатольевна, по доверенности от 26.10.2021 N 248 сроком действия 31.12.2021;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Траско" (далее - заявитель, ООО "Траско", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Тюменской таможне (далее - Таможня, административный орган) о признании недействительным постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 15.04.2021 N 10503000-992/2020.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.08.2021 по делу N А70-7503/2021 требования заявителя удовлетворены. Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 15.04.2021 N 10503000-992/2020 признано недействительным и отменено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Таможня обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В апелляционной жалобе Таможня обращает внимание суда на то, что в товарно-транспортной накладной от 04.11.2020 (CMR) Б/Н отметки о принятии товара без проверки сведений о товаре отсутствуют. При декларировании товара в графе 31 транзитной декларации (далее - ТД) указаны "предохранительный клапан модели SML-7000", "предохранительный клапан модели SU-7000" и 1 "переключающее устройство RV-6000". Однако при декларировании товара в графе 31 декларации на товары N 10511010/111120/0200431 получателем продекларирован товар: "Единый комбинированный блок оборудования в собранном виде - 18 шт. Блок оборудования состоит из 2 переключающих устройств (клапанов) и 2 предохранительных клапанов", код ТН ВЭД ЕАЭС 8481401000. Сведения о 2 переключающих устройствах содержались в отгрузочном инвойсе N 111260-2 и упаковочном листе N 111260-2. Согласно отгрузочному инвойсу N 111260-2 и упаковочному листу N 111260-2 переключающие устройства подразделяются на 2 класса: переключающее устройство RV-6000 класса 1500; переключающее устройство RV-6000 класса 300. Таким образом, в ТД подлежали указанию сведения о 2 "переключающих устройствах RV-6000", а не 1 "переключающем устройстве RV-6000".
Административный орган оспаривает выводы суда об отсутствии вины на стороне ООО "Траско", ссылаясь на то, что обстоятельств непреодолимой силы и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля ООО "Траско" материалами дела не установлено. В силу положений пункта 3 статьи 84, статьи 107 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) ООО "Траско" при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита обязано было указать достоверные сведения о товарах; декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений.
Кроме того, Таможня оспаривает выводы суда о том, что запасные части и комплектующие к оборудованию (металлические шайбы, металлические шпильки разных размеров, прокладочные кольца разных размеров, металлические кольца двух размеров) нельзя отнести к категории запасных частей, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Так, Таможня указывает, что в товарной номенклатуре используется термин "части" - составные элементы товаров, необходимые для их функционирования. В соответствии с Основным правилом интерпретации 2а комплектные или готовые изделия, представленные в несобранном или разобранном виде, классифицируется в тех же товарных партиях, что и собранные изделия. Товары бывают представлены подобным образом обычно в связи с требованиями упаковки, погрузочно-разгрузочных операций или транспортировки. Несобранные компоненты изделия сверх количества, необходимого для сборки данного изделия, должны классифицироваться отдельно. Комплектность определяется по сопроводительным и техническим документам. Согласно сведениям, указанным в графе 31 декларации на товары N 10511010/111120/0200431, товар продекларирован как "Единый комбинированный блок оборудования в собранном виде-18 шт. Блок оборудования состоит из 2 переключающих устройств (клапанов) и 2 предохранительных клапанов" без запасных частей и комплектующих.
Кроме того, согласно пункту 5.2 раздела N 5 паспортов комплектности к товарам "предохранительные клапаны модели SML-7000, SU-7000" и "переключающие устройства RV-6000" - "запасные части, инструмент, приспособления и средства измерения (или их комплекты) - не входят в объем поставки, соответственно, запасные части и комплектующие к оборудованию, а именно: металлические шайбы, металлические шпильки разных размеров, прокладочные кольца разных размеров, металлические кольца двух размеров, которые находились в одном из 18-ти грузовых мест, должны классифицироваться отдельно.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
От ООО "Траско" поступили письменные пояснения.
ООО "Траско", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Таможни поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, пояснения, заслушав явившихся в судебное заседание представителей Таможни, установил следующие обстоятельства.
13.11.2020 на Курганский таможенный пост Тюменской таможни с целью завершения таможенной процедуры таможенного транзита обратился водитель фирмы перевозчика ООО "Траско" Скурин А.Н., осуществляющий перевозку груза "предохранительные клапаны модели SML-7000. SU-7000" и "переключающие устройства RV-6000" из Италии (CORNAREDO. Milano) в Россию (город Курган) в количестве 19 мест, весом брутто 8 162 кг и стоимостью 301 455 долларов США, на транспортном средстве марки SKANIA с полуприцепом SCHMITZ государственный регистрационный номер А893ТО750/ЕН766250, с использованием международной товарно-транспортной накладной (CMR) Б/Н от 04.11.2020, invoice N 111260-2, транзитной декларации N 11209103/071120/0392969 (далее - ТД), упаковочным листом N 111260-2.
Согласно сведениям, указанным в ТД и электронной копии транзитной декларации (ЭКТД), содержащейся в программе КПС "Транзитные операции", 07.11.2020 таможенным постом Козловичи Брестской таможни в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществлен выпуск следующих товаров:
- товар N 1 "предохранительные клапаны модели SML-7000, SU-7000", код ТН ВЭД ЕАЭС 8481401000, вес брутто 2 201 кг, стоимость 95 220 Евро;
- товар N 2 "переключающие устройства RV-6000", код ТН ВЭД ЕАЭС 8481807399, вес брутто 5 961 кг, стоимость 206 235 Евро (далее - товар).
Общее количество грузовых мест товарной партии 19 штук.
Отправителем товара является фирма "AST SPA/PAT GMBH" (Италия). Получателем - АО "АК "Корвет" (Россия, город Курган).
Согласно сведениям, указанным в графе 50 ТД N 11209103/071120/0392969 принципалом и перевозчиком, выступает ООО "Траско" (ИНН 5024028131, ОГРН 1025002866470, адрес: Россия 143420, Московская область, Красногорский район, Почтовое Отделение Архангельское, улица 4 км Ильинского шоссе, строение 8).
Сведения о наименовании, количестве грузовых мест и весе брутто товаров в графе 44 ТД заявлены на основании товарно-сопроводительных документов:
- международная товарно-транспортная накладная (CMR) N Б/Н от 04.11.2020;
- инвойс N 111260-2 от 04.11.2020;
- сопроводительное письмо 238/421 от 06.11.2020;
- свидетельство о допущении транспортного средства к международной перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями N 10013000/240419/00286 от 24.04.2019.
Транзитная декларация N 11209103/071120/0392969 подана перевозчиком ООО "Траско".
13.11.2020 в 09 час. 26 мин. таможенным органом зарегистрировано подтверждение о прибытии транспортного средства N 10503060/131120/0000437.
13.11.2020 в ходе проведения проверки документов и сведений, предоставленных перевозчиком на Курганский таможенный пост Тюменской таможни, установлено, что в товарно-сопроводительных документах, а именно: транзитной декларации, отгрузочном инвойсе заявлен товар: "предохранительные клапаны модели SML-7000, SU-7000" и "переключающее устройство RV-6000", в товарно-транспортной накладной: "Blocks of safety valves completed be interlocked changeover valves (inlet/outler)" и "Technical Passports".
13.11.2020 в 09 час. 45 мин. на основании целевого правоохранительного профиля риска принято решение о проведении таможенного досмотра.
16.11.2020 проведен таможенный досмотр товаров: "предохранительные клапаны модели SML-7000, SU-7000" и "переключающие устройства RV-6000", находящихся в автотранспортном средстве г/н А893ТО750/ЕН766250, в ходе проведения которого установлено, что товары представляет собой сложные технические устройства, собранные из предохранительных клапанов модели SML-7000, SU-7000 и переключающих устройств RV-6000, и занимают 18 грузовых мест (акт таможенного досмотра N 10503060/181120/000080).
Таможенный орган расценил, что в одном из 18-ти грузовых мест находились запасные части и комплектующие к оборудованию, а именно: металлические шайбы, металлические шпильки разных размеров, прокладочные кольца разных размеров, металлические кольца двух размеров.
В 19-м грузовом месте находилась техническая документация к оборудованию.
При декларировании товара в графе 31 ТД указаны "предохранительный клапан модели SML-7000", "предохранительный клапан модели SU-7000" и 1 "переключающее устройство RV-6000".
Однако, при декларировании товара в графе 31 декларации на товары N 10511010/111120/0200431 получателем продекларирован товар: "Единый комбинированный блок оборудования в собранном виде-18 шт. Блок оборудования состоит из 2 переключающих устройств (клапанов) и 2 предохранительных клапанов", код ТН ВЭД ЕАЭС 8481401000.
Согласно отгрузочному инвойсу N 111260-2 и упаковочному листу N 111260-2 переключающие устройства подразделяются на 2 класса:
- переключающее устройство RV-6000 класса 1500;
- переключающее устройство RV-6000 класса 300.
Установив, что сведения о 2 переключающих устройствах содержались в отгрузочном инвойсе N 111260-2 и упаковочном листе N 111260-2, таможенный орган пришел к выводу о том, что в ТД подлежали указанию сведения о 2 "переключающих устройствах RV-6000", а не 1 "переключающем устройстве RV-6000". Сведения о переключающем устройстве RV-6000, запасных частях и комплектующих, а именно: металлические шайбы, металлические шпильку разных размеров, прокладочные кольца разных размеров, металлические кольца двух размеров, а также сведения о технической документации не заявлены в транзитной декларации.
По вышеуказанным фактам в отношении перевозчика ООО "Траско" вынесено определение дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 22.12.2020 N 10503000-992/2020 по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
15.04.2021 Таможней вынесено постановление N 10503000-992/2020 в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 55 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением ООО "Траско" обратилось в суд с настоящим заявлением.
16.08.2021 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Объектом данного административного правонарушения является установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную территорию Таможенного союза при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза, при помещении либо завершении процедуры таможенного транзита, помещении на склад временного хранения.
Объективную сторону названного правонарушения образуют противоправные действия, выразившиеся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, является лицо, сообщившее таможенному органу недостоверные сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) объеме товаров при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.
Согласно статье 10 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, за исключением случаев, когда перемещение товаров через таможенную границу Союза может осуществляться в иных местах в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и во время работы таможенных органов, находящихся в этих местах. Местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств - членов либо иные места, определенные в соответствий с законодательством государств - членов.
В силу пункта 1 статьи 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа. содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 92 ТК ЕАЭС при убытии с таможенной территории Союза перевозчик обязан предоставить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС. При убытии товаров с таможенной территории Союза перевозчик представляет следующие документы и сведения, при международной перевозке автомобильным транспортом: государственной регистрации транспортного средства международной перевозки; перевозчике товаров (наименование и адрес); стране отравления и стране назначения товаров (наименования); отправителе и получателе товаров (наименования и адреса); продавце и покупателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков): весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (и кубических метрах); наличии (отсутствии) товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен; месте и дате составления международной товарно-транспортной накладной; идентификационных номерах
Согласно статье 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной форме с использованием таможенной декларации.
Таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру (статья 142 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктом 1 пункт 1 статьи 83, подпунктом 2 пункта 1 статьи 105 ТК ЕАЭС, при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита, декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру, может выступать лицо государства-члена, являющееся экспедитором, а при таможенном декларировании применяется, в том числе и транзитная декларация, являющаяся одним из видов таможенной декларации.
Согласно подпунктам 4, 6 пункта 1 статьи 107 ТК ЕАЭС в транзитной декларации указываются сведения:
- о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
- о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, заявление в транзитной декларации наименования, описания товаров, грузовых мест, весе товаров брутто, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения относится к основным сведениям о товарах, необходимых для таможенных целей (статья 107 ТК ЕАЭС).
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Пунктом 1 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант вправе осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов поваров, пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Кодексом.
Согласно пункту 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений.
Согласно пункту 14 Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации", в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" транзитной декларации под номером 1 указывается общее наименование товара, а также дается его описание в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, достаточное для его идентификации таможенным органом.
Из фактических обстоятельств настоящего дела следует, что 13.11.2020 на Курганский таможенный пост Тюменской таможни с целью завершения таможенной процедуры таможенного транзита обратился водитель фирмы перевозчика ООО "Траско" Скурин А.Н., осуществляющий перевозку груза "предохранительные клапаны модели SML-7000. SU-7000" и "переключающие устройства RV-6000" из Италии (CORNAREDO, Milano) в Россию (город Курган) в количестве 19 мест, весом брутто 8 162 кг и стоимостью 301 455 долларов США, на транспортном средстве марки SKANIA с полуприцепом SCHMITZ государственный регистрационный номер А893ТО750/ЕН766250, с использованием международной товарно-транспортной накладной от 04.11.2020 (CMR) Б/Н, invoice N 111260-2, ТД N 11209103/071120/0392969, упаковочным листом N 111260-2.
Сведения о наименовании, количестве грузовых мест и весе брутто товаров в графе 44 ТД заявлены на основании товарно-сопроводительных документов:
- международная товарно-транспортная накладная (CMR) N Б/Н от 04.11.2020;
- инвойс N 111260-2 от 04.11.2020;
- сопроводительное письмо 238/421 от 06.11.2020;
- свидетельство о допущении транспортного средства к международной перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями N 10013000/240419/00286 от 24.04.2019.
Транзитная декларация N 11209103/071120/0392969 подана перевозчиком ООО "Траско".
В ходе проведения проверки документов и сведений, предоставленных перевозчиком на Курганский таможенный пост Тюменской таможни, установлено, что в товарно-сопроводительных документах, а именно: транзитной декларации, отгрузочном инвойсе заявлен товар: "предохранительные клапаны модели SML-7000, SU-7000" и "переключающее устройство RV-6000", в товарно-транспортной накладной: "Blocks of safety valves completed be interlocked changeover valves (inlet/outler)" и "Technical Passports".
16.11.2020 проведен таможенный досмотр товаров: "предохранительные клапаны модели SML-7000, SU-7000" и "переключающие устройства RV-6000", находящихся в автотранспортном средстве г/н А893ТО750/ЕН766250, в ходе проведения которого установлено, что товары представляет собой сложные технические устройства, собранные из предохранительных клапанов модели SML-7000, SU-7000 и переключающих устройств RV-6000, и занимают 18 грузовых мест (акт таможенного досмотра N 10503060/181120/000080).
Таможенный орган расценил, что в одном из 18-ти грузовых мест находились запасные части и комплектующие к оборудованию, а именно: металлические шайбы, металлические шпильки разных размеров, прокладочные кольца разных размеров, металлические кольца двух размеров.
В 19-м грузовом месте находилась техническая документация к оборудованию.
При декларировании товара в графе 31 ТД указаны "предохранительный клапан модели SML-7000", "предохранительный клапан модели SU-7000" и 1 "переключающее устройство RV-6000".
Однако при декларировании товара в графе 31 декларации на товары N 10511010/111120/0200431 получателем продекларирован товар: "Единый комбинированный блок оборудования в собранном виде-18 шт. Блок оборудования состоит из 2 переключающих устройств (клапанов) и 2 предохранительных клапанов", код ТН ВЭД ЕАЭС 8481401000.
Сведения о 2 переключающих устройствах содержались в отгрузочном инвойсе N 111260-2 и упаковочном листе N 111260-2.
Согласно отгрузочному инвойсу N 111260-2 и упаковочному листу N 111260-2 переключающие устройства подразделяются на 2 класса:
- переключающее устройство RV-6000 класса 1500;
- переключающее устройство RV-6000 класса 300.
Таким образом, в ТД подлежали указанию сведения о 2 "переключающих устройствах RV-6000", а не 1 "переключающем устройстве RV-6000".
Соответственно, сведения о переключающем устройстве RV-6000, запасных частях и комплектующих, а именно: металлические шайбы, металлические шпильку разных размеров, прокладочные кольца разных размеров, металлические кольца двух размеров, а также сведения о технической документации не заявлены в транзитной декларации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода Таможни о событии административного правонарушения со стороны декларанта части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд Тюменской области, отменяя постановление Таможни от 15.04.2021 N 10503000-992/2020, указал, что запасные части и комплектующие к оборудованию, а именно: металлические шайбы, металлические шпильки разных размеров, прокладочные кольца разных размеров, металлические кольца двух размеров,
нельзя отнести к категории запасных частей, поскольку таковые являются расходными материалами, требующимися в ходе текущей эксплуатации оборудования, и входят в объем поставки.
Суд апелляционной инстанции признает указанный вывод суда ошибочным, а соответствующие доводы жалобы административного органа обоснованными, исходя из следующего.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза.
Согласно основным правилам интерпретации Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется по следующим Правилам:
1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями:
2. а) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
б) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
В товарной номенклатуре используется термин "части" - составные элементы товаров, необходимые для их функционирования.
В соответствии с Основным правилом интерпретации 2а комплектные или готовые изделия, представленные в несобранном или разобранном виде, классифицируется в тех же товарных партиях, что и собранные изделия. Товары бывают представлены подобным образом обычно в связи с требованиями упаковки, погрузочно-разгрузочных операций или транспортировки.
Несобранные компоненты изделия сверх количества, необходимого для сборки данного изделия, должны классифицироваться отдельно. по сопроводительным и техническим документам. При этом возможны следующие случаи:
- в комплекте присутствуют все части и "запасные" инструменты и принадлежности (ЗИП);
- могут присутствовать не все части комплектации.
Материалами дела подтверждается, что согласно сведениям, указанным в графе 31 декларации на товары N 10511010/111120/0200431, товар продекларирован как "Единый комбинированный блок оборудования в собранном виде - 18 шт. Блок оборудования состоит из 2 переключающих устройств (клапанов) и 2 предохранительных клапанов" без запасных частей и комплектующих.
Кроме того, согласно пункту 5.2 раздела N 5 паспортов комплектности к товарам "предохранительные клапаны модели SML-7000, SU-7000" и "переключающие устройства RV-6000" - "запасные части, инструмент, приспособления и средства измерения (или их комплекты) - не входят в объем поставки, соответственно, запасные части и комплектующие к оборудованию, а именно: металлические шайбы, металлические шпильки разных размеров, прокладочные кольца разных размеров, металлические кольца двух размеров, которые находились в одном из 18-ти грузовых мест, должны классифицироваться отдельно.
Выводы суда первой инстанции о том, что техническая документация к оборудованию, которая занимала отдельное грузовое место, не подлежала указанию в транзитной декларации, также признаются ошибочными.
Согласно пунктам 4, 6 пункта 1 статьи 107 ТК ЕАЭС в ТД указываются сведения:
- о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
- о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, заявление в ТД наименования, описания товаров, грузовых мест, весе товаров брутто, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения относится к основным сведениям о товарах, необходимых для таможенных целей (статья 107 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 14 Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации", в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" транзитной декларации под номером 1 указывается общее наименование товара, а также дается его описание в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, достаточное для его идентификации таможенным органом.
Из изложенного следует, что техническая документация к оборудованию подлежала указанию в транзитной декларации с целью её идентификации таможенным органом.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.102006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснить в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года (далее - КДПГ), Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 года, Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Конвенция Организации Объединенных наций о морской перевозке грузов 1978 года, и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были предприняты перевозчиком для их соблюдения.
Как было выше сказано, согласно пункту 1 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант вправе осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции, присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров, пользоваться иными правами, предусмотренными ТК ЕАЭС.
Кроме того, для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к отправке. Он характеризуется тем, что если перевозчик не может фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, он должен внести в товаросопроводительные документы соответствующие обоснованные оговорки (пункт 2 статьи 8 Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 года, статья 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года).
В данном случае, Общество имело возможность надлежащим образом заявить в ТД достоверные сведения о запасных частях и комплектующих, предприняв следующие меры:
- до подачи ТД сверить сведения в ТД с товарно-сопроводительными документами, так как сведения обо всех товарах, в том числе неуказанных в ТД товарах содержались в упаковочном листе N 111260-2;
- воспользоваться правом, предусмотренным п. 1 ст. 84 ТК ЕАЭС - до подачи ТД осмотреть всю товарную партию;
- внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки в случае, если Общество не могло реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе (пункт 2 статьи 8 Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 года, статья 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года).
Какие-либо заявления от представителя (водителя) ООО "Траско" при подаче документов в таможенный орган, то есть до подачи товарно-сопроводительных документов, либо в момент предоставления товарно-транспортных документов - не предоставлялись.
В товарно-транспортной накладной (CMR) Б/Н от 04.11.2020 - отметки о принятии товара без проверки сведений о товаре отсутствовали.
Таким образом, отсутствие в товарно-транспортных документах оговорок свидетельствует о недостаточной степени заботливости и осмотрительности со стороны Общества, которая необходима для предотвращения нарушений требований таможенного законодательства.
Вопреки выводам суда первой инстанции, Общество, являющееся декларантом, при должной осмотрительности могло и должно было указать в ТД достоверные сведения о товарах. Однако Общество не воспользовалось предоставленными правами, что свидетельствует о непринятии Обществом всех мер по соблюдению таможенного законодательства, направленных на предоставление достоверных сведений о товаре.
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом доказан факт наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, в том числе вины в его совершении.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у суда первой инстанции правовых оснований для признания оспариваемого постановления недействительным.
Каких-либо нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, установленного КоАП РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Наказание назначено Обществу в пределах санкции части 3 статьи 16.2 КоАП РФ в размере 55 000 руб. с учетом отягчающих обстоятельств (Общество привлекалось за совершение однородных административных правонарушений 20 раз, что подтверждается справкой КИС "Административные правонарушения").
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.08.2021 по делу N А70-7503/2021 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Тюменской таможни удовлетворить. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.08.2021 по делу N А70-7503/2021 - отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Траско" о признании незаконным постановления Тюменской таможне о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 15.04.2021 N 10503000-992/2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7503/2021
Истец: ООО "ТРАСКО"
Ответчик: Тюменская таможня