город Томск |
|
3 ноября 2021 г. |
Дело N А27-6495/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гойник А. В. рассмотрел апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу (до реорганизации - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное)) (N 07АП-9549/2021) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.08.2021 по делу N А27-6495/2021 (судья Верховых Е.В.) по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонного) (650991, г. Кемерово, пр. Советский, 74А, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) к обществу с ограниченной ответственностью торговый дом "Металлпромсбыт" (650070, г. Кемерово, пр-т Молодежный, д. 5, кв. 214, ОГРН 1054205020781, ИНН 4205080371) о взыскании 3500 руб. штрафа за несвоевременное предоставление сведений,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области (межрайонное) (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью торговый дом "Металлпромсбыт" (далее - общество, страхователь) о взыскании штрафа в размере 3500 руб.
Решением суда от 31.08.2021 требования удовлетворены частично: взыскан с общества в пользу заявителя штраф за предоставление страхователем недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год по решению N 052S19200013449 от 27.10.2020 в сумме 500 рублей, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год по решению N 052S19210001556 от 02.02.2021 в размере 500 рублей; за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2018 год по решению N 052S19210001557 от 02.02.2021 в размере 500 руб., по форме СЗВ-М за февраль 2018 год по решению N 052S19210001558 от 02.02.2021 в размере 500 руб., по форме СЗВ-М за март 2018 год по решению N 052S19210001559 от 02.02.2021 в размере 500 руб., всего 2500 руб.; в части взыскания штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2020 года по решению N 052S192000007888 от 28.07.2020, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Пенсионный фонд обратился в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в данной части.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт ссылается на то, что страхователь не подлежит привлечению к ответственности в случае представления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в отношении конкретного застрахованного лица, индивидуальные сведения о котором были ранее представлены по форме СЗВ-М (исходящая) и приняты территориальным органом ПФР; в данном случае представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчетах по форме СЗВ-М (исходная) не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений применительно к положениям статей 8.1, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) и Инструкции Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока, поэтому решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона N 27 -ФЗ в виде финансовой санкции в размере 1000 руб. вынесено правомерно.
От Пенсионного фонда поступило также ходатайство о замене заявителя.
От государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве, в котором просит в порядке статьи 48 АПК РФ произвести процессуальную замену государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на правопреемника - государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу в связи реорганизацией со ссылкой на постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.05.2021 N 168п.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ заявленное ходатайство подлежит удовлетворению и производится замена заявителя государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на правопреемника - государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исходя из положений части 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в отсутствие возражений сторон, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы в обжалуемой части - в той части, в которой в удовлетворении требований о взыскании штрафа Пенсионному фонду отказано.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно материалам дела общество зарегистрировано в качестве страхователя Пенсионным фондом.
За отчетный период апрель 2020 года форма СЗВ-М (исходная) на 0 застрахованное лицо представлена обществом в Пенсионный фонд 14.05.2020.
19.05.2020 в Пенсионный фонд дополнительно представлена форма СЗВ-М (дополняющая) за апрель 2020 года на 2-х застрахованных лиц, которые отсутствовали в исходной форме.
Пенсионным фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, а также порядка предоставления указанных сведений в форме электронного документа.
По результатам проверки составлен акт от 18.06.2020 N 052S1820007163 и принято решение от 28.07.2020 N 052S1920007888 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1000 руб.
В адрес общества Пенсионный фонд направил требование от 24.08.2020 N 052S01200010451 об уплате штрафа в срок до 21.09.2020.
Неисполнение страхователем в добровольном порядке указанного требования послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах", действующим в спорном периоде, согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В абзаце 3 пункта 39 Инструкции от 21.12.2016 N 766н (действующей в спорный период) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за апрель 2020 года в отношении 2-х застрахованных лиц.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетные периоды: за апрель 2020 года - не позднее 15.05.2020.
Первоначально исходная форма представлена обществом своевременно.
Как полагает Пенсионный фонд, представление страхователем дополняющей формы СЗВ-М за пределами срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, свидетельствует о непредставлении страхователем в установленный срок сведений о 2-х застрахованных лицах и образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 названного закона.
Судом установлено, что страхователем допущенная ошибка выявлена самостоятельно, до момента обнаружения ее Пенсионным фондом, и устранена путем подачи дополняющей формы СЗВ-М за апрель 2020 года в отношении 2-х застрахованных лиц. Доказательств того, что Пенсионный фонд уведомил страхователя о выявленной ошибке и предложил представить уточненные данные, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, учитывая соблюдение обществом срока представления отчетности по форме СЗВ-М тип "исходная" за апрель 2020 года, пришел к выводу о том, что общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с общества финансовых санкций в данной части не имеется.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорные периоды, на что ссылается апеллянт, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
При этом, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности; такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц (пункт 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019).
В связи с изложенным, оснований для отмены в обжалуемой части решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.08.2021 по делу N А27-6495/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6495/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области межрайонное
Ответчик: ООО "Торговый дом "Металлпромсбыт"
Третье лицо: Государственного учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу