г. Санкт-Петербург |
|
03 ноября 2021 г. |
Дело N А56-45243/2021 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зотеевой Л.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30499/2021) общества с ограниченной ответственностью "Форест Лайн" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.2021 по делу N А56-45243/2021, рассмотренное в порядке упрощенного производства, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Форест Лайн"
к Выборгской таможне
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Форест Лайн" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - ответчик, Таможня) от 11.05.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10206000-900/2021, о привлечении Общества к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 16.08.2021 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества отсутствовал умысел во вмененном правонарушении, поскольку погрузкой вагонов занималась подрядная организация, которая по ошибке загрузила небольшое количество балансов еловых; кроме того, Общество ссылается на двойное привлечение к ответственности за одно и то же правонарушение с учетом постановления N 10206000-499/2021.
В установленный определением суда срок, письменный отзыв на жалобу Таможней не представлен.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.02.2021 в зону таможенного контроля станции Светогорск т/п ЖДПП Бусловская Выборгской таможни прибыл грузовой поезд N 3719, следующий из России в Финляндию, в составе которого находились железнодорожные платформы NN 42250431, 42262188 с товаром "лесоматериалы из сосны".
18.02.2021 агентом по передаче груза ОАО "Российские железные дороги", согласно статьи 92 и пунктом 4 статьи 89 таможенного кодекса Евразийского экономического союза, представлены для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля необходимые документы, согласно которым от отправителя: ООО "Вудтрак" в адрес получателя STORA ENSO OYJ/CTOPA ЭНСО ОЮДЖЕЙ. IMATRA/HMATPA, HEIKINKATU,1 /ХЕЙКИНКАТУ, 1 Финляндия, перемещался товар:
"Лесоматериалы из сосны (PINUS SPP.) обыкновенной вида "PINUS SYLVESTRIS L.", с размером наибольшего поперечного сечения 15 см и более (балансы сосновые), не окоренные, не обработанные консервантами, не брусованные, объём без учёта коры 245.35мЗ, объём с учётом фактической длины и с учётом коры 269.90 мЗ, стоимость 30.20 евро/мЗ за объём без коры, сорт 3, номинальная длина 6.0 м, максимальный припуск на распиловку отсутствует, диапазон диаметров (толщин) в верхнем торце 16-56 см., в нижнем торце 35-60 см., коэффициент полнодревесности 0.53, коэффициент на кору 1.1, геометрический метод по МВИ ФР. 1.27.2011.10632. Общий объём по контракту с учётом номинальной длины без учёта коры 3600 мЗ. Пороки: в середине бревна допускается мягкая гниль не более 1/2 диаметра торца. В бревнах диаметром менее 10 см гниль не допускается. Загрязненная сажей и обугленная древесина не допускается. Краснина допускается, если она не нарушает механических свойств древесины. Металлические и прочие предметы не допускаются. Сорт 3, кол-во 245.35 мЗ. Общий вес брутто/нетто = 275000.000 кг, код товара ТН ВЭД ЕАЭС 4403211900. Общая фактурная стоимость 7409,57 Евро.
Согласно графе 14 декларации на товары N 10228010/110221/0053410 декларантом товара является ООО "Форест Лайн".
Таможней на основании статьи 327 ТК ЕАЭС проведен осмотр товара, в результате которого установлено, что на железнодорожных платформах N 42250431, 342262188 фактически перемещаются лесоматериалы (бревна) из ели и сосны. Объём лесоматериалов "балансы сосновые" по результатам произведенных замеров составляет: 103.11 м3 с учетом коры и 93.73 м3 без учета коры. Объём лесоматериалов "балансы еловые" составляет 5.943 м3 с учетом коры и 4,919 м3 без учета коры, в количестве 64 единицы.
На товар "баланс еловый" объём 5.943 м3 с учетом коры, 4.919 м3 без коры на момент подачи документов для совершения таможенных операций при убытии на дату вывоза 18.02.2021 фитосанитарный сертификат отсутствовал.
По итогу проверки 05.04.2021 в отношении декларанта составлен протокол об административном правонарушении N 10206000-900/2021 по статьей 16.3 КоАП РФ.
Постановлением от 11.05.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10206000-900/2021 ООО "Форест Лайн" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда в связи со следующим.
Статьей 7 ТК ЕАЭС установлено, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 92 ТК ЕАЭС при убытии товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 89 настоящего Кодекса, при международной перевозке автомобильным транспортом: транспортные (перевозочные) документы; документы на транспортное средство международной перевозки; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, сведения о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки; перевозчике товаров (наименование и адрес); стране отправления и стране назначения товаров (наименования); отправителе и получателе товаров (наименование и адреса); продавце и покупателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковки товаров; товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); весе брутто товаров (в килограммах), либо объеме товаров (в кубических метрах); наличии (отсутствии) товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен.
В соответствии с Инструкцией по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утверждённой решением Комиссии Таможенного союза (далее - РКТС) от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций", на основном листе ДТ указываются сведения об одном товаре. При этом как один товар декларируются товары одного наименования (торгового коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества, либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и применения запретов и ограничений.
Независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчиком либо иным лицом в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи 89 ТК ЕАЭС представляются: документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса (товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений). Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств - членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 25 Федерального закона N 206-ФЗ от 21.07.2014 "О карантине растений", вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера.
Контроль за соблюдением положений части 1 настоящей статьи осуществляется таможенными органами в форме документарной проверки в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с перечнем подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе", а также фитосанитарными требованиями Финляндской Республики изложенными в Директиве Совета Европы от 08.05.2000 N 2000/29/ЕС "О защитных мерах против ввоза в Сообщество организмов, опасных для растений и растительной продукции и против их распространения в пределах Сообщества" товар "баланс еловый" код ТН ВЭД ЕАЭС 4403241000 подлежит карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза.
В соответствии с Правилами осуществления таможенными органами контроля за вывозом из РФ подкарантинной продукции, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.09.2015 N 995 (далее - Правила), контроль за вывозом подкарантинной продукции осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу РФ таможенными органами в форме документарной проверки.
В силу пункта 8 Правил подкарантинная продукция при вывозе из Российской Федерации в государства - члены Европейского союза должна убыть с территории Российской Федерации в течение 14 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата. В случае вывоза из Российской Федерации подконтрольной продукции в другие страны - в течение 30 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата.
Статьей 16.3 КоАП РФ определена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Судом первой инстанции установлено, что на товар "баланс еловый" объемом 5.943 м3 с учетом коры и 4,919 м3 без учета коры на момент подачи документов от имени декларанта для совершения таможенных операций при убытии на дату вывоза 18.02.2021 фитосанитарный сертификат отсутствовал.
При этом вывозимый товар подпадает под действие запретов и ограничений.
Непредставление фитосанитарного сертификата на вывозимый за пределы РФ товар свидетельствует о невыполнении условий ТК ЕАЭС, что образует объективную стороны правонарушения.
Таким образом, факт правонарушения установлен таможенным органом и подтверждается представленными материалами административного дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом обязательных требований таможенного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия обществом исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, заявителем не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о вине Общества во вмененном ему правонарушении.
Доводы подателя жалобы о том, что в рассматриваемом случае имела место ошибка физического лица подрядной организации, производившей погрузку, а Обществом своевременно не выявлена ошибочность погрузки товара, не может рассматриваться как исключительное обстоятельство.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть, соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
При этом права лица, корреспондирующиеся с его обязанностями, в свою очередь определяют ту степень заботливости и осмотрительности, которая должна быть проявлена лицом.
Общество не воспользовалось правом присутствия при погрузке товара.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Ссылка Общества на двойное привлечение к ответственности за одно и то же правонарушение с учетом постановления N 10206000-499/2021, а также на то, что постановление N10206000-499/2021 являлось предметом рассмотрения в рамках дела NА56-58165/2021 и признано незаконным и отменено, отклоняется апелляционным судом.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, выражается в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) или в Российскую Федерацию, объективную же сторону правонарушения по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ образует фактическое невыполнение лицом требований таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, когда таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Таким образом, следует признать, что в данном случае отсутствует двойное привлечение к ответственности за одно и то же правонарушение.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Штраф назначен Обществу в минимальном размере инкриминируемой статьи.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание в указанном размере отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства, исследовал и оценил представленные доказательства, судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 августа 2021 года по делу N А56-45243/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форест Лайн" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45243/2021
Истец: ООО "ФОРЕСТ ЛАЙН"
Ответчик: Выборгская таможня