г. Санкт-Петербург |
|
03 ноября 2021 г. |
Дело N А56-15354/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: предст. Куприна О.С. - доверенность от 02.07.2020
от заинтересованного лица: предст. Козлов Д.М. - доверенность от 13.01.2021
от третьего лица: предст. Гончаренко М.В. - доверенность от 30.07.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22452/2021) общества с ограниченной ответственностью "Гранит" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2021 по делу N А56-15354/2021 (судья Корчагина Н.И.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Гранит"
к Жилищному комитету
третье лицо: Некоммерческая организация "Фонд-Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
о признании незаконным решения от 19.02.2021 N З/ИСКЛ-2021
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гранит" (далее - заявитель, Общество, ООО "Гранит") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комиссии Жилищного комитета по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга, оформленное протоколом N З/ИСКЛ-2021 от 19.02.2021, обязании Жилищный комитет устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, включив сведения об ООО "Гранит" в реестр квалифицированных подрядных организаций.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Некоммерческая организация "Фонд-Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Фонд).
Решением суда первой инстанции от 07.06.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции от 07.06.2021, ООО "Гранит" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 07.06.2021 принять по делу новый судебный об удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что Обществом не представлены доказательства наличия у него опыта оказания услуг и/или выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, а именно не менее трех исполненных контрактов за предшествующие подаче заявок три года, предметом которых являлись строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, являющихся объектами капитального строительства, обоснованные тем, что Обществом представлены договоры N 129 от 12.10.2017, N 175 от 25.08.2018 и N 16 от 14.05.2019 на суммы, превышающие 3 миллиона рублей каждый, исполнение которых имело место до получения ООО "Гранит" членства в Ассоциации СРО "Содружество Строителей" 25.12.2019 и ссылками суда на часть 2.1 статьи 52 градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). По мнению подателя жалобы в рассматриваемом случае подлежали применению положения части 2 статьи 52 ГрК РФ, исходя из которых не установлено требование о членстве СРО в случае заключения договоров субподряда. Податель жалобы также указывает на то, что из буквального толкования подпункта "п" пункта 23 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615), не следует, что участник обязан представить договоры, исполнение которых имело место после получения участником членства в СРО. При таких обстоятельствах, податель жалобы полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Гранит" не представило документы, подтверждающие наличие необходимого опыта оказания услуг (выполнения работ) является необоснованным, в связи с чем предусмотренных Положением N 615 оснований для исключения Общества из реестра квалифицированных подрядных организаций не имелось.
На основании определения заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2021 в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена состава суда, рассматривающего дело N А56-15354/2021, судья Зотеева Л.В. в связи с нахождением в очередном отпуске заменена на судью Протас Н.И.
В судебном заседании 25.10.2021 представитель ООО "Гранит" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители Жилищного комитета и Фонда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции от 07.06.2021 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения Комиссии Жилищного комитета по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга (далее - Комиссия Жилищного комитета), оформленного протоколом N З/2А-20 от 27.01.2020 ООО "Гранит" было включено в Реестр квалифицированных подрядных организаций (далее - РКПО).
Впоследствии по результатам рассмотрения информации, представленной Фондом письмами от 11.01.2021 N 1-4197/21 и от 17.02.2021 N 1-4953/21, Комиссия Жилищного комитета на основании подпункта "к" пункта 66 Положения N615 приняла решение, оформленное протоколом N 3/ИСКЛ-2021 от 19.02.2021, об исключении ООО "Гранит" из РКПО в связи с выявлением недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных участником предварительного отбора, включенного в РКПО.
Не согласившись с указанным решением Комиссии Жилищного комитета, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 07.06.2021 в связи со следующим.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищным комитетом, как органом, уполномоченным на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций Санкт-Петербурга, имеющих право принимать участие в электронных аукционах проводятся предварительные отборы на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 Положения N 615 предварительный отбор подрядных организаций проводится, в том числе, для оказания услуг и (или) выполнения работ по следующим предметам электронного аукциона:
- оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Согласно пункту 23 Положения N 615 при проведении предварительного отбора устанавливаются следующие требования к участникам предварительного отбора:
о) наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
п) наличие у участника предварительного отбора за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, не менее чем по 3 исполненным контрактам и (или) договорам, предметом которых являлись строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, являющихся объектами капитального строительства, ремонт (замена, модернизация) лифтов, разработка проектной документации, в том числе по договорам, заключенным в соответствии с настоящим Положением. При этом минимальный размер стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по указанным исполненным контрактам и (или) договорам устанавливается органом по ведению реестра в документации о проведении предварительного отбора в размере:
не более 10 процентов предельного размера обязательств по договорам строительного подряда, в соответствии с которым участником предварительного отбора как членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии с частью 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами "а" - "в" пункта 8 настоящего Положения;
не более 10 процентов предельного размера обязательств по договорам подряда на подготовку проектной документации, в соответствии с которым указанным участником предварительного отбора, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии с частью 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами "г" и "д" пункта 8 настоящего Положения.
Размер стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по всем исполненным контрактам и (или) договорам, представленным участником предварительного отбора и соответствующим требованиям настоящего пункта, определяется как совокупная стоимость услуг и (или) работ по таким контрактам и (или) договорам.
Согласно пункту 25 Положения N 615 комиссия по проведению предварительного отбора вправе проверить достоверность сведений, представленных участниками предварительного отбора, на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения.
В силу подпункта "к" пункта 66 Положения N 615 информация о подрядной организации, предусмотренная пунктом 63 настоящего Положения, исключается из реестра квалифицированных подрядных организаций в случае выявления недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных участником предварительного отбора, включенного в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Согласно пункту 67 Положения N 615 в случае установления одного из фактов, указанных в пункте 66 настоящего Положения, комиссия по проведению предварительного отбора в срок не позднее 5 рабочих дней, следующих после дня установления таких фактов, принимает решение об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций, в котором содержатся сведения о месте, дате и времени его составления, полное наименование подрядной организации (идентификационный номер налогоплательщика), исключаемой из реестра квалифицированных подрядных организаций, сведения о фактах, являющихся основанием для исключения из реестра квалифицированных подрядных организаций, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты. Протокол об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций подписывается всеми присутствующими членами комиссии по проведению предварительного отбора на заседании, на котором рассматривается указанный вопрос, и в срок не позднее 3 рабочих дней направляется в орган по ведению реестра.;
Как следует из протокола N 3/ИСКЛ-2021 от 19.02.2021, Комиссией Жилищного комитета было принято решение об исключении ООО "Гранит" из РКПО на основании подпункта "к" пункта 66 Постановления N 615 в связи с выявлением недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных участником предварительного отбора, включенного в РКПО.
В обоснование принятого решения в протоколе N 3/ИСКЛ-2021 от 19.02.2021 указано следующее:
"В Жилищный комитет поступило письмо от НКО "Фонд региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Фонд) от 11.02.2021 N 1-4197/21 по вопросу проверки документов подрядных организаций, представленных в составе заявки и включенных в РКПО. Было установлено, что ООО "Гранит" (реестровая запись N а2000200841-01 (ЕИС 00781166578520200000) представило в составе заявки на участие в предварительном отборе N 2А-20 (017220000051900087) недостоверные сведения о сотрудниках, имеющих соответствующую квалификацию, и об опыте оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора - Фондом установлено, что на 30.12.2019 в Национальном реестре специалистов в области строительства отсутствовали сведения о двух из трех представленных участником специалистах.
В составе документов, представленных участником, имеются договоры N 129 от 12.10.2017, N 175 от 25.08.2018 и N 16 от 14.05.2019 на суммы, превышающие 3 миллиона рублей каждый. В соответствии с частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, выполняющее работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства по договору, размер обязательств по которому превышает 3 млн. рублей, обязано являться членом СРО. При этом ООО "Гранит" стало членом СРО только 25.12.2019. Таким образом, в документах, представленных участником, имеются недостоверные сведения о его соответствии подпункту п) пункта 23 Постановления 615. Кроме того, ООО "Гранит" предоставлен договор с ООО "Парус", подписанный генеральным директором ООО "Парус" Глазковым С.Д. При этом, согласно данным ЕГРЮЛ, на 14.05.2019 генеральным директором ООО "Парус" являлся Пешехонов И.А.".
Судом первой инстанции было установлено, что ООО "Гранит" представлены доказательства нахождения в Национальном реестре специалистов в области строительства двух специалистов, указанных в заявке на включение в РКПО, а именно Сорокиной Веры Геликсовны, идентификационный номер С-78-032621, и Пешехоновой Виктории Владимировны, идентификационный номер С-78-111048. В связи с чем данный довод Фонда о несоответствии Общества требованиям подпункта "о" пункта 23 Постановления N 615 отклонен судом первой инстанции.
Судом первой инстанции также установлено, что договор субподряда N 175 от 25.08.2018 от имени ООО "Парус" подписан заместителем генерального директора Глазковым Сергеем Дмитриевичем, действующим на основании доверенности N 1 от 01.01.2018, лицо, заключающее сделку и его полномочия отражены в договоре. При этом, в силу пункта 1 статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в составе документов, представленных с Обществом в составе заявки на участие в предварительном отборе для включения в РКПО, имеются договоры N 129 от 12.10.2017, N 175 от 25.08.2018 и N 16 от 14.05.2019 на суммы, превышающие 3 миллиона рублей каждый. При этом, как усматривается из материалов дела, ООО "Гранит" стало членом СРО только 25.12.2019, что подтверждается выпиской Ассоциации СРО "Содружество строителей" из реестра членов саморегулируемой организации от 26.12.2019 N 2908 и Обществом не оспаривается.
Согласно подпункту "б" пункта 38 Положения N 615, заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения, в т.ч. копии не менее 3 контрактов на выполнение работ (оказание услуг), аналогичных предмету предварительного отбора, в которых указан установленный срок выполнения работ и их первоначальная стоимость, копии актов приемки выполненных работ по таким контрактам или иных документов, подтверждающих приемку работ, в которых указана их окончательная стоимость и подтверждается приемка заказчиком работ по контракту в полном объеме, которые подтверждают наличие опыта выполнения работ за 3 года, предшествующие дате подачи заявки. При этом в случае проведения предварительного отбора по предмету электронного аукциона, предусмотренному подпунктами "а" - "д" пункта 8 настоящего Положения, минимальный размер стоимости ранее выполненных работ по каждому контракту устанавливается заказчиком в документации о проведении предварительного отбора в соответствии с подпунктом "п" пункта 23 настоящего Положения.
Подпунктом "п" пункта 23 Положения N 615 и требованиями документации о предварительному отбору было установлено, что минимальный размер стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по указанным исполненным контрактам и (или) договорам должен составлять 10 процентов предельного размера обязательств по договорам строительного подряда, в соответствии с которым участником предварительного отбора как членом СРО, внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии с частью 2 статьи 55.16 ГрК РФ.
В соответствии с частью 2.1 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Из совокупного анализа указанных норм права следует вывод о наличии оснований для включения потенциального подрядчика в реестр квалифицированных подрядных организаций только при одновременном соблюдении требований, установленных пунктом 23 Положения N 615. Таким образом, в подтверждение соответствия участника предварительного отбора требованиям о предоставлении копий не менее 3 контрактов на выполнение работ (оказание услуг), аналогичных предмету предварительного отбора, заявитель обязан был предоставить договоры заключенные им в качестве участника СРО (в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров превышает 3 миллиона рублей).
При таких обстоятельствах, установив, что в составе заявки Обществом были представлены договоры N 129 от 12.10.2017, N 175 от 25.08.2018 и N 16 от 14.05.2019 на выполнение работ по капитальному ремонту инженерных систем многоквартирного дома на суммы, превышающие 3 миллиона рублей каждый, исполнение которых имело место до получения ООО "Гранит" членства в СРО, Комиссия Жилищного комитета правомерно на основании пункта 67 Положения N615 приняла решение об исключении ООО "Гранит" из РКПО.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Обществом не представлены доказательства наличия у него опыта оказания услуг и/или выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 07.06.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб. (платежное поручение от 22.06.2021 N 75) подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 июня 2021 года по делу N А56-15354/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранит" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гранит" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 22.06.2021 N 75.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15354/2021
Истец: ООО "ГРАНИТ"
Ответчик: ЖИЛИЩНЫЙ КОМИТЕТ
Третье лицо: Некоммерческая организация "Фонд-Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"