г. Санкт-Петербург |
|
04 ноября 2021 г. |
Дело N А56-22084/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 ноября 2021 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Мельникова Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Апхудовым А.А.
при участии:
от истца: Кудь М.Н. по доверенности от 24.12.2020
от ответчика: Титова С.А. по доверенности от 11.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, исковое заявление
некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области"
к Администрации МО "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского района Ленинградской области
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Администрации муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) о взыскании 333 692,03 руб. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.05.2014 по 30.11.2020, а также 9 674 руб. возмещения расходов по оплате госпошлины.
Исковое заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 07.06.2021 требования удовлетворены частично: с Администрации в пользу Фонда взыскано 224 395,88 руб. задолженности за период с 01.04.2018 по 30.11.2020; в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на неправомерное рассмотрение судом первой инстанции настоящего дела в порядке упрощенного производства, частичное погашение задолженности, просит решение отменить, направить дело на новое рассмотрение по общим правилам искового производства.
Суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда, определением от 22.09.2021 перешел к рассмотрению настоящего дела по общим правилам искового производства, и установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, назначив исковое заявление Фонда о взыскании с Администрации задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт к рассмотрению в судебном заседании на 20.10.2021.
19.10.2020 от Фонда в суд апелляционной инстанции поступило заявление об уточнении исковых требований к Администрации до 196 142,80 руб. задолженности, 6 884 руб. государственной пошлины; 2 790 руб. уплаченной государственной пошлины просит вернуть Фонду из федерального бюджета.
В судебном заседании Фондом представлен информационный расчет, согласно которому сумма задолженности за период с января 2018 по ноябрь 2020 года составляет 80 074,33 руб.
Представитель Фонда поддержал требования иска в редакции уточнений от 19.10.2020; представитель Администрации против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и письменных возражениях на отзыв от 18.10.2021: по мнению ответчика, с учетом пропуска срока исковой давности и произведенных оплат, подлежит взысканию задолженность за период с 01.04.2018 по 30.11.2020 в размере 73 723,05 руб.
Заслушав представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к следующему.
Фонд создан Правительством Ленинградской области на основании распоряжения от 25.09.2013 N 434-р "О создании некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области", во исполнение норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Ленинградской области от 29.11.2013 N 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области".
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Администрации на праве собственности принадлежит ряд нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, и, в целях регламентации отношений Фонда и Администрации по взаимодействию по формированию фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, организации проведения капитального ремонта, между сторонами заключен договор от 30.10.2014 N 4.12.
Ссылаясь на наличие на стороне Администрации задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, Фонд, не получив удовлетворения требования в претензионном порядке (претензии от 14.09.2020 и от 30.12.2020), обратился в арбитражный суд с настоящим иском; в редакции уточнений от 19.10.2021 просит взыскать 196 142,80 руб. задолженности за период с 01.05.2014 по 30.11.2020.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
На основании части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дома исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 названного Кодекса.
Частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии с частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение 6 месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В силу пункта 1 части 2 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 названного Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Частью 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Поскольку Администрация является правообладателем расположенных в многоквартирных жилых домах помещений, исковые требования Фонда обоснованы по праву. Основания для освобождения ответчика от погашения задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт отсутствуют.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Также в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
В соответствии с частью 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 4 Закона N 82-оз в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за расчетным.
Пунктом 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Из системного толкования пункта 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении), непоступление ответа на претензию в течение 30 дней либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30 день либо в последний день срока, установленного договором. Таким образом, если ответ на претензию не поступил в течение 30 дней или срока, установленного договором, или поступил за их пределами, течение срока исковой давности приостанавливается на 30 дней либо на срок, установленный договором для ответа на претензию (пункт 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019).
В данном случае срок исковой давности по самому раннему из заявленных исковых требований Фонда периоду образования задолженности - май 2014 (срок внесения платежа - до 20.06.2014) начинает течь с 21.06.2014 и истекает 21.06.2017, аналогичный расчет применим ко всему периоду взыскания задолженности (один месяц).
В целях досудебного урегулирования спора Фонд 17.09.2020 направил в адрес Администрации претензию с требованием о погашении образовавшейся задолженности. Поскольку материалы дела не содержат доказательств ответа ответчика на указанную претензию, то течение срока исковой давности приостановилось на 30 дней с момента направления Фондом претензии.
Принимая во внимание, что истец обратился с иском 17.03.2021, апелляционный суд признал пропущенным срок исковой давности по взносам за период с мая 2014 по декабрь 2017 года, как заявленным истцом за пределами установленного Гражданским кодексом Российской Федерации трехлетнего срока исковой давности.
Как верно указывает Фонд, поскольку самой поздней датой внесения платы за январь 2018 года является 20.02.2018, с учетом направления претензии, исковые требования предъявлены в пределах срока исковой давности за период с января 2018 года по ноябрь 2020 года.
При этом Фонд признает поступление от Администрации платежей, о которых заявлено в суде апелляционной инстанции, сумма задолженности за период с 01.01.2018 по 30.11.2020, с учетом произведенных ответчиком оплат, которые отражены в информационном расчете Фонда, составила 80 074,33 руб.
Информационный расчет Фонда проверен судом апелляционной инстанции и признается арифметически и методологически правильным.
Контррасчет Администрации с суммой долга 73 723,05 руб. за период 01.04.2018 по 30.11.2020 судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку срок давности по требованиям за январь, февраль и март 2018 года не пропущен Фондом.
С учетом размера требований в редакции уточнений (196 142,80 руб.) сумма подлежащей уплате государственной пошлины по иску составляет 6 884 руб.
Между тем, Фондом к исковому заявлению, направленному в суд первой инстанции в электронном виде 07.03.2021, доказательства уплаты государственной пошлины не были приложены; с заявлением об уточнении иска доказательства уплаты государственной пошлины в суд апелляционной инстанции также не представлены. Доказательств уплаты государственной пошлины полностью или в какой-либо части материалы рассматриваемого дела не содержат.
В этой связи сумма государственной пошлины подлежит взысканию с истца и ответчика в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям: 2 810 руб. с Администрации, поскольку требования удовлетворены на 40,83%, и 4 074 руб. с Фонда в связи с отказом в удовлетворении требований, составляющих 59,17% от цены иска.
При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание истца, что в том случае, если государственная пошлина за рассмотрение настоящего спора была уплачена Фондом, однако соответствующие документы не были представлены в материалы дела, Фонд вправе обратиться с заявлением о возврате (зачете) уплаченной суммы государственной пошлины, обосновав его документально (с приложением оригинала платежного поручения).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2021 по делу N А56-22084/2021 отменить.
Взыскать с Администрации муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области в пользу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" 80 074 рубля 33 копейки задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за общий период с января 2018 года по ноябрь 2020 года включительно.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" в доход федерального бюджета 4 074 рубля государственной пошлины по иску.
Взыскать с Администрации муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области в доход федерального бюджета 2 810 рублей государственной пошлины по иску.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22084/2021
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗЬМОЛОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ВСЕВОЛОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ