город Томск |
|
08 ноября 2021 г. |
Дело N А27-12761/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (N 07АП-9619/2021) на решение от 10.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-12761/2021 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Сапрыкина А.А.) по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, 74а, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное управление-2" (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Николая Островского, дом 15, офис 416, ОГРН: 1194205015201, ИНН 4205382365) о взыскании 41 000 рублей штрафа,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное управление-2" (далее - Общество) о взыскании 41 000 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2019 года (решение от 19.05.2020 N 052S19200003793 в размере 500 рублей), январь 2021 года (решение от 07.04.2021 N 052S19210005156 в размере 38 500 рублей), за нарушение порядка предоставления сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года (решение от 25.02.2021 N 052S19210002706 в размере 1 000 рублей), январь 2021 года (решение от 07.04.2021 N 052S19210005155 в размере 1 000 рублей).
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 27.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворены частично; с Общества в доход соответствующего бюджета взыскан штраф в общем размере 5 850 рублей за несоблюдение порядка предоставления сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года в форме электронных документов (решение от 25.02.2021 N 052S19210002706) в размере 1 000 рублей, январь 2021 года (решение от 07.04.2021 N 052S19210005155) в размере 1 000 рублей, за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за январь 2021 года (решение от 07.04.2021 N 052S19210005156) в размере 3 850 рублей. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
С Общества в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 285 рублей 37 копеек государственной пошлины.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 10.09.2021 в связи с подачей заявления Пенсионным фондом.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд, ссылаясь на статьи 8.1, 11, 15, 16, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункты 37-39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н) указывает на то, что в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ Обществом не представлены в установленный срок сведения о работающих у него застрахованных лицах за август 2019 года, от ответственности страхователь может быть освобожден в случае предоставления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений, относительно уже представленных сведений в отношении конкретного лица, представление сведений на 1 застрахованное лицо, сведения о котором не были указаны в отчете СЗВ-М тип "исходная" за август 2019 года, не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 1 застрахованного лица впервые и с нарушением срока. Пенсионный фонд не согласен со снижением судом первой инстанции размера штрафа по решению Пенсионного фонда решение от 07.04.2021 N 052S19210005156 за январь 2021 года до 3 850 рублей, поскольку Федеральный закон N 27-ФЗ не содержит норм, регламентирующих возможность и порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств, при привлечении к ответственности.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Общество по телекоммуникационным каналам связи 12.09.2019 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за август 2019 года на 58 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
По результатам сверки представленных страхователем сведений за 2019 год по форме СЗВ-СТАЖ и по форме СЗВ-М за отчетные периоды 2019 года, Пенсионным фондом выявлен факт отсутствия сведений в отношении 1 застрахованного лица за август 2019 года, в связи с чем, 19.02.2020 Пенсионным фондом в адрес Общества по телекоммуникационным каналам направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий, что следует из материалов проверки (в том числе решения Пенсионного фонда от 19.05.2020 N 052S19200003793), не оспаривается.
25.02.2020 Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за август 2019 года на 1 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 03.03.2020 N 052S18200002971.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 19.05.2020 N 052S19200003793 в размере 500 рублей за нарушение срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за август 2019 года в отношении 1 застрахованного лица.
Обществу выставлено требование от 17.06.2020 N 052S01200006476 об уплате финансовых санкций в срок до 13.07.2020.
Неисполнение Обществом указанного требования в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления в части взыскания финансовых санкций в размере 500 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за август 2019 года, суд первой инстанции исходил из того, что страхователь своевременно устранил выявленную Пенсионным фондом ошибку, и предоставил дополняющие сведения до истечения пятидневного срока на представление уточнений, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за отчетный период - август 2019 года по решению Пенсионного фонда от 19.05.2020 N 052S19200003793.
Кроме того, Обществом посредством почтового отправления представлены в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за декабрь 2020 года на 74 застрахованных лица - 15.01.2021, за январь 2021 года на 77 застрахованных лиц - 16.02.2021 (то есть с нарушением срока), что подтверждается отметками специалиста Пенсионного фонда, проставленной на указанных отчетностях, протоколами предварительной проверки файлов, протоколами проверки отчетности, почтовыми конвертами.
В связи с нарушением Обществом порядка предоставления сведений в форме электронных документов Пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.01.2021 N 052S18210000868 (за декабрь 2020 года), от 02.03.2021 N 052S18210003118 (за январь 2021 года).
По результатам рассмотрения актов и материалов проверок Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.02.2021 N 052S19210002706 (за декабрь 2020 года в размере 1 000 рублей), от 07.04.2021 N 052S19210005155 (за январь 2021 года в размере 1 000 рублей), Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за нарушение порядка предоставления сведений в форме электронных документов (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ).
Обществу выставлены требования от 26.03.2021 N 052S01210004217 (за декабрь 2020 года) об уплате финансовых санкций в срок до 20.04.2021, от 05.05.2021 N 052S01210006303 (за январь 2021 года) об уплате финансовых санкций в срок до 31.05.2021.
Кроме того, в связи с нарушением Обществом срока представления сведений по форме СЗВ-М за отчетный период - январь 2021 года Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.03.2021 N 052S18210003123.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 07.04.2021 N 052S19210005156 в размере 38 500 рублей за нарушение срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за январь 2021 года в отношении 77 застрахованных лиц.
Обществу выставлено требование от 05.05.2021 N 052S01210006300 об уплате финансовых санкций в срок до 31.05.2021.
Неисполнение Обществом указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 11, 16, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, установив по материалам дела, что страхователем нарушен порядок представления сведений в форме электронных документов (по форме СЗВ-М) за декабрь 2020 года (решение от 25.02.2021 N 052S19210002706 в размере 1 000 рублей), январь 2021 года (решение от 07.04.2021 N 052S19210005155 в размере 1 000 рублей), а также страхователем нарушен срок представления сведений по форме СЗВ-М за январь 2021 года (решение от 07.04.2021 N 052S19210005156 в размере 38 500 рублей), пришел к выводу о правомерном привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частями 3, 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за указанные отчетные периоды.
Вместе с тем, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 55 Конституции Российской Федерации, учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлениях от 15.07.1999 N 11-П, от 19.01.2016 N 2-П, в Определении от 05.11.2003 N 349-О, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, установив наличие смягчающих обстоятельств, с учетом принципов справедливости и соразмерности наказания, тяжести совершенного правонарушения, которым должны отвечать санкции штрафного характера, пришел к выводу о наличии оснований для снижения финансовых санкций за совершение Обществом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за отчетный период - январь 2021 года (решение от 07.04.2021 N 052S19210005156 в размере 38 500 рублей за нарушение срока предоставления сведений по форме СЗВ-М) до 3 850 рублей.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным установлена статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п), согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Частью 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1 000 рублей.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
По эпизодам о привлечении Общества к ответственности за нарушение порядка представления сведений в форме электронных документов за декабрь 2020 года, январь 2021 года, апелляционным судом установлено следующее.
Из материалов дела следует, что формы СЗВ-М тип "исходная" за декабрь 2020 года, январь 2021 года, содержащие сведения на 74 и 77 застрахованных лиц соответственно, представлены Обществом посредством почтового направления в нарушение абзаца третьего пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ.
Установив факт представления Обществом в Пенсионной фонд сведений по форме СЗВ-М тип "исходная" за декабрь 2020 года, январь 2021 года на бумажном носителе, направленном посредством почтового отправления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с Общества финансовых санкций в размере 2 000 рублей на основании пункта 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за отчетные периоды - декабрь 2020 года (решение от 25.02.2021 N 052S19210002706 в размере 1 000 рублей), январь 2021 года (решение от 07.04.2021 N 052S19210005155 в размере 1 000 рублей).
Доводов относительно решения суда в указанной части апелляционная жалоба не содержит.
По эпизоду о привлечении Общества к ответственности за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за август 2019 года, апелляционным судом установлено следующее.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за август 2019 года в отношении 1 застрахованного лица (решение от 19.05.2020 N 052S19200003793 в размере 500 рублей).
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за август 2019 года - не позднее 16.09.2019 (с учетом выходных дней).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за август 2019 года в установленный законом срок (12.09.2019).
Форма СЗВ-М тип "дополняющая" за август 2019 года, содержащая сведения на 1 застрахованное лицо, представлена Обществом 25.02.2020, то есть в течение пяти рабочих дней после направления уведомления Пенсионного фонда об устранении ошибок и (или) несоответствий от 19.02.2020 (с учетом выходных дней).
Доказательства того, что скорректированные Обществом сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за август 2019 года являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены. Данные обстоятельства Пенсионным фондом по существу не оспорены и документально не опровергнуты.
При таких обстоятельствах установив, что Общество, после получения уведомления Пенсионного фонда об устранении ошибок и (или) несоответствий в представленных сведениях, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за август 2019 года, откорректировав их путем представления в установленный пятидневный срок в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах ("дополняющая форма СЗВ-М") за этот отчетный период, что допускает не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с Общества финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за август 2019 года, сумма штрафных санкций по которому составляет 500 рублей (решение от 19.05.2020 N 052S19200003793).
Доводы апелляционной жалобы о том, что Обществом не представлены в установленный срок сведения о работающих у него застрахованных лицах за август 2019 года, при этом от ответственности страхователь может быть освобожден в случае предоставления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений, относительно уже представленных сведений в отношении конкретного лица; представление сведений на 1 застрахованное лицо, сведения о котором не были указаны в отчете СЗВ-М тип "исходная", не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 1 застрахованного лица впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании указанных норм права.
Общество внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах за август 2019 года в установленный для этого пятидневный срок по уведомлению Пенсионного фонда от 19.02.2020, соответственно оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовой санкции по решению от 19.05.2020 N 052S19200003793 за август 2019 года в размере 500 рублей не имеется.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 36 Обзора судебной практики N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019.
По эпизоду о привлечении Общества к ответственности за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за отчетный период - январь 2021 года (решение от 07.04.2021 N 052S19210005156 в размере 38 500 рублей), апелляционным судом установлено следующее.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за январь 2021 года в отношении 77 застрахованных лиц (решение от 07.04.2021 N 052S19210005156).
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за январь 2021 года - не позднее 15.02.2021.
Сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за январь 2021 года направлены Обществом 16.02.2021, то есть с нарушением срока.
Согласно материалам дела, Общество, не оспаривая факта совершения нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, просило о снижении размера финансовой санкции.
В качестве смягчающих ответственность обстоятельств Общество указало, что признает факт совершения правонарушения, ранее к ответственности за нарушение срока представления сведений не привлекалось, период просрочки является незначительным (1 день), умысел в нарушении отсутствует, Общество находится в сложной финансовой ситуации, негативные последствия для бюджета отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Федеральный закон N 27-ФЗ не содержит норм, регламентирующих возможность и порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств, при привлечении к ответственности, подлежат отклонению в силу нижеследующего.
Действительно, Федеральный закон N 27-ФЗ не содержит норм, регламентирующих возможность и порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств при привлечении к ответственности.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"), с 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Соответственно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций (пункт 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации).
Смягчающими обстоятельствами могут быть признаны любые обстоятельства, так или иначе связанные с совершенным правонарушением (статья 112 Налогового кодекса Российской Федерации).
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым.
Право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, предоставлено суду при рассмотрении дела.
В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" если при рассмотрении дела, связанного с применением санкции за налоговое правонарушение, будет установлено наличие хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств (пункт 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации), суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой Кодекса.
Таким образом, из системного толкования статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что примененная органом контроля мера ответственности за совершение конкретного правонарушения проверяется судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Как верно указал суд первой инстанции, принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П).
Также суд первой инстанции верно учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 05.11.2003 N 349-О, согласно которой суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
В пункте 5 Постановления от 19.01.2016 N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив незначительность периода допущенной просрочки представления сведений (1 день), совершение правонарушения впервые (иного из материалов дела не усматривается), отсутствие негативных последствий для бюджета Пенсионного фонда (доказательств иного материалы дела не содержат), несоответствие размера штрафа тяжести совершенного правонарушения, с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для снижения размера штрафа за совершение страхователем правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за январь 2021 года по решению Пенсионного фонда от 07.04.2021 N 052S19210005156 до суммы 3 850 рублей.
Снижение судом первой инстанции размера финансовых санкций за январь 2021 года по решению от 07.04.2021 N 052S19210005156 не было произвольным, произведено с учетом конкретных обстоятельств дела, действующих норм права и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Определенная судом первой инстанции сумма штрафа соответствует общим принципам и целям наказания, тяжести и характеру совершенного нарушения, достаточна для реализации превентивного характера штрафных санкций.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, а также иная оценка доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-12761/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12761/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской Области Межрайонное
Ответчик: ООО "ЖКУ-2"