г. Тула |
|
8 ноября 2021 г. |
Дело N А68-6531/2021 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тимашковой Е.Н., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калинка" на решение Арбитражного суда Тульской области от 03.09.2021 по делу N А68-6531/2021 (судья Горькова В.А.), принятое в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (г. Москва, ОГРН 1137746342634, ИНН 7734699480) (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Калинка" (г. Новомосковск, ОГРН 1067116005692, ИНН 7116129969) (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 185 889 рублей 36 копеек за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, неустойки в размере 24 719 рублей 68 копеек за период с 11.02.2019 по 25.06.2021 и расходов по оплате государственной пошлины в размере 7212 рублей.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 03.09.2021 требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своих доводов указывает на то, что региональный оператор при оказании услуг должен забирать ТКО непосредственно из помещений потребителя, а не с ближайшей к объекту потребителя контейнерной площадки. Отмечает, что он не пользуется услугами регионального оператора, поскольку в его деятельности образуются только отходы картона и полиэтиленовой пленки, которые он может временно хранить в специальном помещении и передает для последующей утилизации ИП Кудрявых М.М. и ООО "Триумф". Выражает несогласие с количественными показателями расчетных единиц (торговая площади продовольственного магазина и количеством мест в кафе), примененных истцом при определении годового объема ТКО. Обращает внимание на то, что в период с 28.03.2020 по 13.07.2020 деятельность ответчика приостановлена в связи с запретами и ограничениями наложенными указами губернатора Тульской области в сфере борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и АПК РФ об упрощенном производстве" (далее - постановление N 10) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
От истца в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчиком к апелляционной жалобе приложены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых он основывает апелляционную жалобу.
Апелляционная инстанция отказывает в приобщении данных документов, поскольку представленные ответчиком в арбитражный суд апелляционной инстанции дополнительные доказательства не подлежат рассмотрению с учетом положений части 2 статьи 272.1 АПК РФ, а также абзаца 2 пункта 50 постановления N 10.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец 01.01.2019 приступил к осуществлению обязанностей в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тульской области.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила), в пункте 8(4) которых указано, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8(17) правил региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год размещает в печатных средствах массовой информации и на своем официальном сайте в сети Интернет адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения предложения о заключении договора направляет региональному оператору заявку и необходимые документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку, в которой указывает актуальные данные и документы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора на основании имеющихся сведений о количестве потребителей и параметрах объекта, вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети Интернет.
Условия публичной оферты опубликованы 05.12.2018 на официальном сайте истца в сети Интернет (http://tula.msk-nt.ru/), а также в газете "Тульские известия" от 07.12.2018 N 181.
Единый тариф на услуги истца по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден постановлением комитета Тульской области по тарифам 28.11.2018 N 42/1 (в редакции постановления от 28.05.201 N 15/3) и составляет 747 рублей 62 копейки за куб. м (в том числе НДС 20 %) на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
На период с 01.01.2020 по I полугодие 2021 года тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден постановлением комитета Тульской области по тарифам 20.12.2019 N 47/2 и составляет 670 рублей 30 копеек за один куб. м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.06.2021 основным видом деятельности ответчика является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (47.11), а также деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (56.10).
Ответчик осуществляет свою деятельность в помещении по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Шахтеров, д. 336. Торговая площадь магазина составляет 45 кв. м х 1,84 куб. м = 82,8 куб. м, а количество мест в кафе - 35 мест x l,38 куб. м = 48,3 куб. м. Таким образом, годовой норматив накопления ТКО в 2019 и 2020 годах составил 131,1 куб. м.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Тульской области утверждены приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 31.10.2017 N 93 (далее - приказ N 93), согласно которому норматив накопления ТКО для предприятий торговли (продовольственный магазин) рассчитывается исходя из торговой площади помещений и составляет 1,84 куб. м на 1 кв. м торговой площади в год, а для предприятий общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые) - исходя из количества мест и составляет 1,38 куб. м на 1 место в год.
Стоимость услуг в 2019 году равна 98 012 рублям 98 копейкам (131,1 куб. м х 747 рублей 62 копейки), а стоимость услуг в 2020 году - 87 876 рублям 33 копейкам (131,1 куб. м х 670 рублей 30 копеек).
Соответственно, ежемесячный платеж за услуги по обращению с ТКО в 2019 году составил 8167 рублей 75 копеек (в том числе НДС 20 %), а в 2020 году - 7323 рубля 03 копейки.
Между тем ответчик услуги регионального оператора не оплачивает, в связи с чем у него за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 перед истцом образовалась задолженность по оплате оказанных услуг по обращению с ТКО на общую сумму 185 889 рублей 36 копеек.
Условиями типового договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 19).
Размер неустойки за период с 11.02.2019 по 25.06.2021 составил 24 719 рублей 68 копеек.
Истец направил ответчику претензию от 23.04.2021 N ТФ-П/ЮЛ-21/4420 с просьбой погасить задолженность, которая оставлена последним без удовлетворения.
В связи с указанным обстоятельством истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается в силу положений статьи 310 ГК РФ.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 8(18) Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае незаключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством, и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
Таким образом, с учетом отсутствия в материалах дела доказательств, свидетельствующих о заключении ответчиком договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, правоотношения сторон в спорный период регулировались типовым договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ определено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из изложенного следует, что исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении перечисленных в договоре действий или осуществлении определенной деятельности.
Судом первой инстанции установлено, что факт оказания истцом услуг по вывозу твердых коммунальных отходов на сумму 185 889 рублей 36 копеек подтвержден имеющимися в материалах дела надлежащими доказательствами.
Между тем доказательства, свидетельствующие об оплате ответчиком оказанных ему услуг, в материалы дела не представлены.
Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (часть 3.1 статьи 70 АПК РФ).
С учетом изложенного, с учетом отсутствия возражений ответчика относительно существа оказанных ему истцом услуг, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика задолженности в сумме 185 889 рублей 36 копеек.
Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки за период с 11.02.2019 по 25.06.2021 в размере 24 719 рублей 68 копеек.
Рассматривая данное требование, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 329 и 330 ГК РФ, а также пунктом 19 типового договора, проверив расчет неустойки истца с учетом установленного факта нарушения ответчиком сроков оплаты оказанных услуг и отсутствия ходатайства ответчика о снижении размера неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ, пришел к правомерному выводу об удовлетворении указанного требования истца.
Относительно данного вывода суда апелляционная жалоба доводов не содержит.
Довод апелляционной жалобы о том, что региональный оператор при оказании услуг должен забирать ТКО непосредственно из помещений потребителя, а не с ближайшей к объекту потребителя контейнерной площадки, подлежит отклонению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2108 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пунктов 9, 10 и 13(1) Правил потребитель осуществляет складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО в соответствии территориальной схемой обращения с отходами на ближайших контейнерных площадках, тое есть на общих муниципальных контейнерных площадках.
Согласно пункту 3.3.2 соглашения от 28.04,2018 N 3 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного истцом с министерством природных ресурсов и экологии Тульской области, в случае, если потребитель, получивший предложение о заключении договора с региональным оператором, не предоставил региональному оператору сведения о количестве расчетных единиц, установленных органом исполнительной власти Тульской области, и местах сбора и (или) накопления ТКО, используемых таким потребителем, региональный оператор обеспечивает обращение с ТКО, образованных таким потребителем, путем сбора и транспортирования ТКО из мест сбора и (или) накопления отходов, указанных в схеме обращения с отходами, и (или) сбора и (или) накопления отходов, указанных в приложении N 2 к настоящему соглашению, и (или) в реестрах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, которые ведутся уполномоченными органами местного самоуправления.
Ближайшая контейнерная площадка для ответчика, согласно реестру мест накопления, расположена по адресу: 301650, Тульская область, Новомосковский район, г. Новомосковск, ул. Калинина, д. 5 (географические координаты 54.006699, 38.303761), номер 710910612, и обслуживается истцом в соответствии с соглашением.
Учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов и обязанность собственников ТКО складировать отходы одним из предусмотренных нормативными правовыми актами способов, собственники ТКО не лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО.
Вместе с тем оказание истцом услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения потребителям на территории его деятельности предполагает, пока не доказано иное.
Доводы ответчика о том, что он не пользуется услугами регионального оператора, поскольку в его деятельности образуются только отходы картона и полиэтиленовой пленки, которые он может временно хранить в специальном помещении, отклоняется.
В деятельности ответчика, помимо полимерных отходов и макулатуры, образуются и иные виды отходов, которые относятся к ТКО.
Так, в отходы предприятий розничной торговли входят следующие составляющие: твердые коммунальные отходы от жизнедеятельности сотрудников; отходы предпродажной подготовки; невозвратная одноразовая тара и упаковка (картон, бумага, полимерные материалы, древесина, металлы, бечева, скотч и т. п.); бой стеклянной тары; отходы делопроизводства; смет с помещений; продукты и товары с истекшим сроком годности, а также списанные материальные ценности (спецодежда и т. п.).
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, к твердым коммунальным отходам при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли относятся следующие группы:
- 73500000000 - отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
- 73510000000 - отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово- розничной торговли;
- 73510001725 - отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами;
- 73510002725 - отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами.
Также в деятельности ресторанов и кафе могут образовываться следующие виды ТКО:
- 73610000000 - отходы кухонь и предприятий общественного питания;
- 73610001305 - пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные;
- 73610002724 - отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие;
- 73610011725 - непищевые отходы (мусор) кухонь и организаций общественного питания практически неопасные;
- 73610101394 - отходы жиров при разгрузке жироуловителей;
- 73611001314 - масла растительные отработанные при приготовлении пищи;
- 73611111324 - отходы фритюра на основе растительного масла;
- 73618111103 - отходы мойки оборудования кухонь, столовых, предприятий общественного питания раствором ортофосфорной кислоты.
Данный перечень не является исчерпывающим и не ограничивается отходами, относящимися к блоку 7 Федерального классификационного каталога отходов.
Указание ответчика на несогласие с количественными показателями расчетных единиц (торговая площади продовольственного магазина и количеством мест в кафе), примененных истцом при определении годового объема ТКО, не принимается во внимание апелляционного суда на основании пункт а3.3.2 соглашения от 28.04.2018 N 3 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного между истцом и министерством природных ресурсов и экологии Тульской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что в период с 28.03.2020 по 13.07.2020 деятельность ответчика приостановлена в связи с запретами и ограничениями наложенными указами губернатора Тульской области в сфере борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, является несостоятельным.
Действительно, указами губернатора Тульской области "О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области" на территории Тульской области временно приостановлена работа ряда организаций, в том числе: работа организаций общественного питания, ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и объектов нестационарной торговли, оказывающих услуги общественного питания, а также работа торговых, торгово-развлекательных центров и иных объектов розничной торговли.
Вместе с тем ограничения, установленные данными указами, не распространялись на работу организаций общественного питания путем осуществления дистанционной торговли, в том числе с условием доставки или самовывоза; на столовые, буфеты, кафе и иные предприятия питания, осуществляющие организацию питания для работников организаций, а также на объекты розничной торговли в части реализации, продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров бытового хозяйственного назначения, горючесмазочных материалов и продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки.
Поскольку одно из спорных помещений используются ответчиком в качестве объекта розничной торговли продовольственными товарами, а кафе могло осуществлять дистанционную торговлю, в том числе с условием доставки или самовывоза, ответчиком не доказано приостановление деятельности в период карантина.
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 03.09.2021 по делу N А68-6531/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-6531/2021
Истец: ООО "МСК-НТ"
Ответчик: ООО "Калинка"