город Омск |
|
08 ноября 2021 г. |
Дело N А70-5541/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Западно-Сибирского округа апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10590/2021) общества с ограниченной ответственностью "Управление климата" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.07.2021 по делу N А70-5541/2021 (судья Скачкова О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление климата" (ОГРН 1167232090970, ИНН 7203403424, адрес: 625001, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Луначарского, д. 18, корп. 1, офис 1) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799, адрес: 625048, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58, А), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский государственный университет" (ОГРН 1027200780749, ИНН 7202010861, адрес: 625003, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6), общество с ограниченной ответственностью "Регион технология" (ОГРН 1187232018302, ИНН 7203454436, адрес: 625034, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Камчатская, д. 2, корп. 1, кв. 95), общество с ограниченной ответственностью производственно-техническая компания "Альянс" (ОГРН 1067203320843, ИНН 7204100694, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Герцена, д. 72, офис 500), общество с ограниченной ответственностью "Регион-СРП" (ОГРН 1187232027443, ИНН 7203462050, адрес: 625003, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Крупской, д. 13), общество с ограниченной ответственностью "Темп" (ОГРН 1027200850192, ИНН 7224002800, адрес: 625049, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Московский тракт, д. 139, кв. 163), общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-центр" (ОГРН 1187232000780, ИНН 7203439815, адрес: 625035, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, д. 205, корп. 5, пом. 23), о признании незаконным решения от 12.01.2021 N 072/07/18.1-305/2020,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управление климата" - Бинеева А.С. по доверенности от 20.01.2021;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управление климата" (далее - заявитель, общество, ООО "Управление климата") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Управление, Тюменское УФАС России) о признании незаконным решения от 12.01.2021 N 072/07/18.1-305/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский государственный университет"" (далее - ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет", Тюменский государственный университет, ТюмГУ), общество с ограниченной ответственностью "Регион технология" (далее - ООО "Регион технология), общество с ограниченной ответственностью производственно-техническая компания "Альянс" (далее - ООО ПТК "Альянс), общество с ограниченной ответственностью "Регион-СРП" (далее - ООО "Регион-СРП), общество с ограниченной ответственностью "Темп" (далее - ООО "Темп), общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-центр" (далее - ООО "Комфорт-центр).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.07.2021 по делу N А70-5541/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Управление климата" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что сведения о выданных участнику закупки лицензиях и иных специальных разрешениях, необходимых для выполнения обязательств по договору, являлись обязательными (пункт 6 формы N 2 - вторая часть заявки); участник закупки (подрядчик) обязан иметь лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В письменном отзыве Тюменское УФАС России просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Тюменского государственного университета поступил отзыв на апелляционную жалобу, который судом апелляционной не принимается, поскольку отсутствуют доказательства его направления в адрес Тюменского УФАС России и ООО "Управление климата" (часть 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
В заседании апелляционного суда, проведенного с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, представитель ООО "Управление климата" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 03.12.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС) (реестровый номер извещения 32009759067) и на сайте оператора электронной торговой площадки - акционерного общества "Единая электронная торговая площадка" по адресу: https://www.roseltorg.ru/ (далее - ЭТП) заказчиком размещено извещение N 171-ЗП-20 о проведении запроса предложений в электронной форме по закупке товаров работ, услуг (далее - извещение) и документация об открытом запросе предложений в электронной форме N 171-ЗП-20 на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования с выполнением аварийных работ системы вентиляции, дымоудаления, отопления и холодоснабжения (далее - документация).
Начальная (максимальная) цена договора - 3 395 737 руб. 56 коп.
Протоколом рассмотрения первых частей заявок от 11.12.2020 N 1/171-ЗП-20 зафиксировано, что на участие в закупке подано и допущено закупочной комиссией заказчика, как соответствующие требованиям закупочной документации к составу документов шесть заявок, в том числе заявка N 530767 ООО "Регион технология".
Согласно протоколу подведения итогов процедуры от 14.12.2020 N 3/171-ЗП-20 закупочной комиссией заказчика заявке N 530767 присвоено 71,20 балла, участник закупки ООО "Регион технология" признан победителем рассматриваемой закупочной процедуры с предложенной ценой исполнения договора - 1 630 000 руб.; заявке N 533028 присвоено 44,34 балла и ООО "Управление климата" заняло 3 место с предложением о цене - 3 150 150 руб., при 60,40 балла участника, занявшего 2 место и предложившего цену исполнения договора, равную 2 241 186 руб. 79 коп.
Решением Наблюдательного совета ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет" от 31.03.2020 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский государственный университет" (далее - Положение о закупке), которое 15.04.2020 размещено в ЕИС.
В соответствии с пунктом 2.1.1.3 Положения о закупке под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем признаётся участник конкурентной закупки, заявка на участие, в закупке которого в соответствии с критериями, определёнными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Для участия в конкурентной закупке поставщики (подрядчики, исполнители) направляют заявки на участие в закупке в порядке, предусмотренном извещением о проведении закупки и документацией о закупке (пункт 8.1 Положения о закупке).
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 20.3 документации и подпунктам 2, 3 пункта 6.4.4.2 Положения о закупке по итогам отбора заявок комиссия по конкурентным закупкам на своём заседании отклоняет заявки участников закупки, в том числе на основании: несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению требованиям, установленным в документации запроса предложений, и (или) недостоверность информации и документов, представленных участником закупки в составе заявки; несоответствия участника закупки требованиям документации запроса предложений.
В соответствии с пунктом 6.1.1.2 Положения в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, и требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.
Пунктом 16 Информационной карты документации определено, что заявка подаётся в форме электронных документов на ЭТП по адресу: https://msp.roseltorg.ru/ в соответствии с разделом 12 настоящей документации.
Заявка на участие в запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения (пункт 12.1 документации).
Согласно подпунктом 1 пункта 12.4.2 документации вторая часть заявки предоставляется участником закупки по рекомендованной форме в соответствии с формой N 2 документации и должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки, обязательным требованиям, установленным пунктом 3.1 настоящей документации (за исключением частей 2-9 пункта 3.1).
Формой N 2 документации представлена примерная форма второй части заявки на участие в закупке, где пункт 6 указанной формы предлагает участнику закупки осуществить заполнение соответствующей графы о выданных ему лицензиях и иных специальных разрешениях, необходимых для выполнения обязательств по договору, где указывается лицензируемый вид деятельности, реквизиты действующей лицензии и пределы территории на которой действует лицензия.
В Управление 21.12.2020 поступила жалоба (вх. N 13357) ООО "Управление климата" на действия ТюмГУ при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования с выполнением аварийных работ систем вентиляции, дымоудаления, отопления и холодоснабжения (реестровый номер извещения 32009759067). В жалобе общество указало, что для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом закупки, участник обязан иметь лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, при этом составе заявки победителя закупки N 530767 (ООО "Регион технология") отсутствует указанная лицензия.
В ходе внеплановой проверки по жалобе общества в отношении субъектов контроля при проведении названного открытого конкурса комиссия Управления решением от 12.01.2021 N 072/07/18.1-305/2020 признала жалобу общества необоснованной.
Не согласившись с решением Тюменского УФАС России от 12.01.2021 N 072/07/18.1-305/2020, ООО "Управление климата" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
23.07.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу положений статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган выполняет функции государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, контроля в сфере размещения заказов, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства,
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг установлены Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - Закоа N 223-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 6.1.1.2 Положения в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, и требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.
Согласно подпунктом 1 пункта 12.4.2 документации вторая часть заявки предоставляется участником закупки по рекомендованной форме в соответствии с формой N 2 документации и должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки, обязательным требованиям, установленным пунктом 3.1 настоящей документации (за исключением частей 2-9 пункта 3.1).
Формой N 2 документации представлена примерная форма второй части заявки на участие в закупке, где пункт 6 указанной формы предлагает участнику закупки осуществить заполнение соответствующей графы о выданных ему лицензиях и иных специальных разрешениях, необходимых для выполнения обязательств по договору, где указывается лицензируемый вид деятельности, реквизиты действующей лицензии и пределы территории на которой действует лицензия.
Судом первой инстанции учтено, что в соответствии с пунктом 6 извещения и пунктом 2 Информационной карты документации предметом договора (объектом закупки) является оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования с выполнением аварийных работ системы вентиляции, дымоудаления, отопления и холодоснабжения в соответствии с Потребностью заказчика (далее - техническое задание), которая является неотъемлемой частью извещения и одновременно неотъемлемой частью документации.
Техническим заданием определено, что функциональные, технические и качественные характеристики предмета закупки устанавливаются заказчиком в соответствии с приложением N 1 к техническому заданию, где абзацем 2 пункта 1 указанного приложения N 1 закреплено, что перечень регламентированных работ по техническому обслуживанию системы вентиляции, дымоудаления, отопления и холодоснабжения указан в приложении N 1, N 2 к техническому заданию.
Приложением N 2 технического задания заказчиком определён календарный план оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования, где содержание необходимых к исполнению видов работ разделено на следующие блоки: 1) система вентиляции, в том числе выполнение работ по протяжке клемм, электрических соединении, очистке и проверке балансировки рабочего колеса вентилятора, очистке и проверке крепления воздухораспределительных устройств воздухораспределительных сетей и т.д.; 2) система дымоудаления, в том числе выполнение работ по проверке клапанов, заслонок, проверке состояния электродвигателей и вентиляторов, проверке правильности настройки и работоспособности органов управления, автоматики, приводов, их корректировка и т.д.; 3) система отопления и ИТП, в том числе выполнение работ по промывке гидравлической системы отопления, методом смены теплоносителя и гидропневматическим методом, проведению гидравлических испытаний системы отопления, очистке грязевых сетчатых фильтров, осмотру состояния грязевой сетки на целостность и т.д.; 4) система холодоснабжения, в том числе выполнение работ по проверке уровня масла в компрессорном агрегате по смотровому стеклу, протяжке контактов электрических соединении, проверке щита управления на предмет загрязненности, при необходимости очистка и т.д.
Таким образом, помимо технического обслуживания оборудования с выполнением аварийных работ системы дымоудаления, исполнителю договора по результатам рассматриваемой закупки необходимо будет осуществить техническое обслуживание оборудования с выполнением аварийных работ системы вентиляции, отопления и холодоснабжения.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение N 1128).
Пунктом 4 приложения к Положению N 1128 монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, входит в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Из содержания вышеизложенных норм следует, что исполнитель договора, являющегося предметом рассматриваемой закупочной процедуры при осуществлении оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования с выполнением аварийных работ системы дымоудаления, предусмотренных соответствующим совокупности необходимых к оказанию услуг, должен обладать лицензией на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Пунктом 1.1 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью закупочной документации заказчика, закреплено, что исполнитель обязуется оказать услуги в соответствии техническим заданием, а также требованиями и условиями настоящего договора, а заказчик обязуется принять и оплатить надлежаще оказанные услуги.
Согласно пункту 2.1.1 проекта договора, исполнитель обязан оказать услуги надлежащим образом в надлежащем месте в надлежащий срок, в соответствии с требованиями договора. Услуги выполняются в соответствии с установленными нормами и требованиями, предъявляемыми к данным видам услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определённую работу и сдать её результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Пунктом 1 статьи 703 ГК РФ определено, что договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей её результата заказчику.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Из анализа приведенных норм права следует, что в случае, если контрактом предусмотрена возможность привлечения субподрядчика или прямо не запрещена такая возможность, то участник закупки, заключивший договор подряда на подготовку проектной документации, вправе привлекать субподрядчика для выполнения необходимых видов работ, при этом ответственность за выполненные работы также несет лицо, осуществляющее работы по подготовке проектной документации.
В проекте договора, являющегося неотъемлемой частью закупочной документации заказчика, не закреплена обязанность подрядчика выполнить работу лично, отсутствует запрет на привлечение субподрядных организаций.
Таким образом, учитывая, что аварийные работы системы дымоудаления, подлежащие лицензированию, не являются самостоятельным объектом закупки, а должны выполняться исполнителем в совокупности с иными работами, на которые не требуется лицензия, то, как обоснованно отметил суд первой инстанции, установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в закупке такой лицензии ограничивает количество вероятно возможных участников.
Аналогичный правовой подход сформулирован в пункте 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного 28.06.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Из материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого решения положениям действующего законодательства, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено, в связи с чем основания для вывода о несоответствии оспариваемого решения от 12.01.2021 N 072/07/18.1-305/2020 требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов у судом первой инстанции отсутствовали.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.07.2021 по делу N А70-5541/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-5541/2021
Истец: ООО "Управление Климата"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: ООО "Комфорт-Центр", ООО "Регион технология", ООО "Регион-СРП", ООО "Темп", ООО производственно-техническая компания "Альянс", ООО ПТК "Альянс", Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский государственный университет"