г. Хабаровск |
|
08 ноября 2021 г. |
А73-8191/2021 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Дроздовой В.Г.
рассмотрев апелляционную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница N 1" имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края
на решение от 16.08.2021
по делу N А73-8191/2021
Арбитражного суда Хабаровского края,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску Акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", ОГРН 1027739008440
к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Краевая клиническая больница N 1" имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края, ОГРН 1022701290600
о взыскании 159 575,22 руб.,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Хабаровского края обратилось Акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (далее - истец, АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", общество, страховая компания) с иском к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Краевая клиническая больница N 1" имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - ответчик, КГБУЗ ККБ N 1, учреждение, больница) о взыскании штрафа по предписаниям NN 1274, 1275, 2133, 2135, 2200, 2201 в общей сумме 159 575,22 руб.
Определением суда от 04.06.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 16.08.2021 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскан штраф по кодам дефекта 1.2.1, 3.2.5, 3.7 в общей сумме 135 660,37 руб., в удовлетворении остальной части требований отказано.
КГБУЗ ККБ N 1 в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что учреждение не согласно с предписаниями NN 1274, 1275, 2133, 2135, 2200, 2201 на сумму 159 575,22 руб. (коды 1.2.1, 3.2.5, 3.7), эксперт предвзят по отношению к КГБУЗ ККБ N 1, полагает, что следовало провести судебную экспертизу.
К апелляционной жалобе приложены дополнительные доказательства.
АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" представлен отзыв на апелляционную жалобу с возражениями.
К отзыву приложены список врачей, скрин с сайта КГБУЗ ККБ N 1.
В соответствии с пунктом 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, стороны извещены надлежащим образом о начавшемся процессе, ответчик представлял отзыв на исковое заявление.
Следовательно, правовые основания для рассмотрения настоящего дела по правилам, установленным для арбитражного суда первой инстанции, отсутствуют.
Документы, приложенные к апелляционной жалобе и к отзыву, не приобщены судом к материалам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 АПК РФ жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания и вызова сторон по имеющимся материалам дела.
Исследовав приобщенные в дело доказательства, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Установлено, что 03.11.2017 между ООО "СК "ДАЛЬ-РОСМЕД" и КГБУЗ ККБ N 1 заключался договор N 4 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
24.11.2017 ООО "СК "ДАЛЬ-РОСМЕД" реорганизовано в форме присоединения к АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", все права и обязанности по указанному договору перешли к истцу.
20.11.2018 между АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" и учреждением заключен договор N 4 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно пункту 1 договоров учреждение обязуется оказывать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 4.3 договоров страховая организация обязуется проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в учреждении в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) и передавать акты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, содержащие результаты контроля, в учреждение в сроки, определенные порядком организации контроля.
Пунктами 5.1, 5.2 договоров определено, что учреждение обязано обеспечить застрахованным лицам реализацию права на выбор медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации; бесплатно оказывать застрахованным лицам при наступлении страхового случая медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, перечень которой содержится в сведениях, представляемых в соответствии с пунктом 5.15 настоящего договора.
В соответствии с пунктами 6 договоров за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Коэффициенты для определения штрафов установлены в приложении N 31 к "Соглашению о тарифах на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на 2018 год", приложении N 30 к "Соглашению о тарифах на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на 2019 год", приложении N 31 к "Соглашению о тарифах на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на 2020 год".
Во исполнение условий договоров АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в соответствии со статьями 39, 40 Закона об ОМС, Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи" (далее - Порядок N 230) на основании предоставленной учреждением медицинской документации проведены медико-экономические экспертизы (МЭЭ), экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП) за 2018, 2019, 2020 годы.
По результатам экспертиз установлены следующие нарушения.
В 2018 году: необоснованный отказ застрахованному лицу в оказании медицинской помощи, не повлекшее за собой причинение вреда здоровью (код дефекта - 1.2.1) 1 случай.
В 2019 году:
- включение в счет на оплату медицинской помощи/медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту (код дефекта - 4.6.2) 1 случай;
- невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи и (или) клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи приведших к летальному исходу (за исключением случаев отказа застрахованного лица от лечения, оформленного в установленном порядке) (код дефекта - 3.2.5) 1 случай.
В 2020 году:
- невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи и (или) клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи приведших к летальному исходу (за исключением случаев отказа застрахованного лица от лечения, оформленного в установленном порядке) (код дефекта - 3.2.5) 1 случай;
- некорректное применение тарифа, требующее его замены по результатам экспертизы (код дефекта - 4.6.1) 1 случай;
- госпитализация застрахованного лица без медицинских показаний (необоснованная госпитализация), медицинская помощь которому могла быть предоставлена в установленном объеме амбулаторно, в дневном стационаре (код дефекта - 3.7) 1 случай.
Названные коды дефектов оказания медицинской помощи предусмотрены перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи, уменьшения оплаты медицинской помощи (приложение N 8 к Порядку N 230).
АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" произвело расчет финансовых санкций по названным кодам дефектов в соответствующем размере от размера подушевого норматива финансового обеспечения в соответствии с приложением N 31 к "Соглашению о тарифах на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на 2018 год", приложением N 30 к "Соглашению о тарифах на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на 2019 год" и приложением N 31 к "Соглашению о тарифах на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на 2020 год" в общей сумме 159 575,22 руб.
Поскольку КГБУЗ ККБ N 1 названный штраф не оплачен, общество обратилось в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; доступность и качество медицинской помощи.
Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования (статья 8 Федерального закона N 323-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию (далее - страховое обеспечение) - исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона N 323-ФЗ и статьи 4 Федерального закона N 326-ФЗ застрахованному лицу гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС) и базовой программы ОМС.
Медицинские учреждения, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 11 Федерального закона N 323-ФЗ и части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ).
Для обеспечения осуществления указанной деятельности медицинские учреждения, включенные в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховая медицинская организация, участвующая в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, заключают договор на оказание и оплату медицинской помощи (часть 1 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ).
На основании статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ, Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230, страховыми медицинскими организациями осуществляется контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 5 Порядка целями контроля являются:
- обеспечение бесплатного предоставления застрахованному лицу медицинской помощи в объеме и на условиях, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования;
- защита прав застрахованного лица на получение бесплатной медицинской помощи в объеме и на условиях, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования, надлежащего качества в медицинских организациях, участвующих в реализации программ обязательного медицинского страхования, в соответствии с договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
- предупреждение дефектов медицинской помощи, являющихся результатом несоответствия оказанной медицинской помощи состоянию здоровья застрахованного лица; невыполнения и/или неправильного выполнения порядков оказания медицинской помощи и/или стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, медицинских технологий путем анализа наиболее распространенных нарушений по результатам контроля и принятие мер уполномоченными органами;
- проверка исполнения страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями обязательств по оплате и бесплатному оказанию застрахованным лицам медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования;
- проверка исполнения страховыми медицинскими организациями обязательств по изучению удовлетворенности застрахованных лиц объемом, доступностью и качеством медицинской помощи;
- оптимизация расходов по оплате медицинской помощи при наступлении страхового случая и снижение страховых рисков в обязательном медицинском страховании.
Объектом контроля является организация и оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Субъектами контроля являются территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, медицинские организации, имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (пункт 4 Порядка N 230).
Результаты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими актами по формам, установленным Федеральным фондом (ч. 9 ст. 40 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 40 Закона N 326-ФЗ по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 настоящего Федерального закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Статьей 41 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным правилами обязательного медицинского страхования. Размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и штрафов, исчисленных и установленных в соответствии с настоящей частью, указываются в тарифном соглашении.
Пунктом 8 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что штраф уплачивается медицинской организацией за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в порядке и размере, которые установлены указанным договором в соответствии со статьей 41 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 66 Порядка N 230 результатом контроля в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) являются: а) неоплата или уменьшение оплаты медицинской помощи в виде: исключения позиции из реестра счетов, подлежащих оплате объемов медицинской помощи; уменьшения сумм, представленных к оплате, в процентах от стоимости оказанной медицинской помощи по страховому случаю; возврата сумм, не подлежащих оплате, в страховую медицинскую организацию; б) уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
Поскольку по смыслу пункта 8 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ штраф уплачивается медицинской организацией за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, суд первой инстанции пришел к выводу, что характер выявленных нарушений по кодам дефектов 4.6.1, 4.6.2 не является основанием для начисления штрафа, а служит основанием для применения к учреждению санкции в виде неоплаты или уменьшения оплаты медицинской помощи, поскольку касается ненадлежащего ведения медицинским учреждением учётно-отчётной документации, то есть хозяйственной деятельности. В этой связи суд отказал во взыскании штрафа в сумме 23 914,85 руб.
Доводы КГБУЗ ККБ N 1 о несоответствии обстоятельств, отраженных в актах ЭКМП, действительности; о ненадлежащей оценке экспертами качества медицинской помощи; об оказании ответчиком медицинской помощи в полном объеме в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи и клиническими рекомендациями суд первой инстанции отклонил, поскольку они опровергнуты имеющимися в деле экспертными заключениями, содержащими описание обстоятельств нарушения, ссылки на нормативные акты в сфере здравоохранения, оценку выполнения (невыполнения) необходимых диагностических процедур, правильности постановки диагноза и проводимого лечения.
Шестой арбитражный апелляционный суд поддерживает указанные выводы суда, квалификация эксперта сомнений не вызывает.
Мнение ответчика о предвзятом отношении эксперта к КГБУЗ ККБ N 1 материалами дела не подтверждена.
Как верно указано судом первой инстанции, учреждение не воспользовалось правом обжалования результатов контроля, предусмотренным статьей 42 Федерального закона N 326-ФЗ и пунктом 73 Порядка N 230.
Дав оценку приобщенным к материалам дела доказательствам в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установив, что факты неоказания, несвоевременного оказания либо оказания медицинской помощи ненадлежащего качества подтверждены материалами дела, суд правомерно удовлетворил иск в части взыскания с учреждения штрафа по кодам дефектов 1.2.1, 3.2.5, 3.7 в общей сумме 135 660,37 руб.
Само по себе несогласие заявителя с оценкой, данной судом приобщенным в дело доказательствам в совокупности с подлежащими применению нормами права, основанием для отмены судебного акта не является в силу статьи 270 АПК РФ. Довод жалобы о необходимости назначения судебной экспертизы не принимается апелляционным судом, поскольку в суде первой инстанции ответчик о назначении экспертизы в соответствии со статьей 82 АПК РФ не заявил.
Шестой арбитражный апелляционный суд не установил основания для отмены решения. Нормы материального и процессуального права применены судом верно. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы, составляющие уплаченную государственную пошлину за рассмотрение жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ отнесены на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.08.2021 по делу N А73-8191/2021 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8191/2021
Истец: АО "Страховая компания "СОГАЗ-МЕД", АО В лице Хабаровского филиала " Страховая компания СОГАЗ- Мед"
Ответчик: КГБУЗ "Краевая клиническая больница N1" имени профессора С.И. Сегреева Министерства здравоохранения Хабаровского края