г. Самара |
|
08 ноября 2021 г. |
Дело N А65-14693/2021 |
Судья Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Некрасова Е.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу федерального казенного предприятия "Казанский государственный казенный пороховой завод" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.08.2021 по делу N А65-14693/2021 (судья Шайдуллин Ф.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению федерального казенного предприятия "Казанский государственный казенный пороховой завод" (ИНН 1656025681, ОГРН 1031624002937), г.Казань, к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (ИНН 1655200443, ОГРН 1101690053497), г.Казань,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ
федеральное казенное предприятие "Казанский государственный казенный пороховой завод" (далее - ФКП "КГКПЗ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее - административный орган) от 03.06.2021 N 076/21 о привлечении к административной ответственности по ст.9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Решением от 12.08.2021 по делу N А65-14693/2021, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении заявленных требований отказал.
ФКП "КГКПЗ" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2021 по делу N А65-14693/2021 апелляционная жалоба принята к производству; при этом суд предложил административному органу представить отзыв на апелляционную жалобу в срок не позднее 04.10.2021.
Указанное определение суда размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 10.09.2021 в соответствии с абз.2 ч.1 ст.122 АПК РФ. На основании данной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Согласно ч.1 ст.272.1 АПК РФ, п.47 и 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными ст.272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила абз.1 ч.1, ч.2 ст.229 АПК РФ не применяются.
Арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (ст.261, 262, 267, 271 АПК РФ).
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, административный орган выявил факт нарушения ФКП "КГКПЗ" требований п.17 и 18 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24; далее - Стандарты N 24) при раскрытии информации на 2022 год, в связи с чем составил протокол от 21.05.2021 N 076/21 об административном правонарушении и вынес постановление от 03.06.2021 N 076/21, которым привлек предприятие к административной ответственности по ст.9.15 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, ФКП "КГКПЗ" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч.6 и 7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Согласно п.1 ст.37 Закона N 35-ФЗ субъектами розничных рынков являются потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со ст.35 данного закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
ФКП "КГКПЗ" осуществляет на территории Республики Татарстан регулируемую в соответствии с Законом N 35-ФЗ деятельность в сфере электроэнергетики - оказание услуг по передаче электрической энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 утверждены Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила N 1178).
В соответствии с п.12 Правил N 1178 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Исходя из ст.21 и 22 Закона N 35-ФЗ, Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти утверждают стандарты раскрытия субъектами оптового и розничных рынков информации для потребителей, в том числе информации об их продукции, о доходах и затратах раздельно по видам деятельности в электроэнергетике, и контроль за соблюдением этих стандартов.
Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных этим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
В соответствии с пп."г" п.12 Стандартов N 24 субъекты рынка электрической энергии раскрывают предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования.
П.17 Стандартов N 24 предусмотрено, что указанная в пп."г" п.12 Стандартов N 24 информация подлежит раскрытию на официальном сайте регулируемой организации или ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в периодическом печатном издании, за 10 дней до представления в регулирующий орган предложения об установлении цен (тарифов).
Судом первой инстанции установлено, что 09.04.2021 ФКП "КГКПЗ" разместило на официальном сайте (https://kazanpowder.ru/disclosure) предложение об установлении тарифов на 2022 год. В связи с необходимостью учета индексации предприятие произвело корректировку показателей, 19.04.2021 разместило на официальном сайте скорректированное предложение об установлении тарифов на 2022 год и в этот же день направило в Госкомитет заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, ФКП "КГКПЗ" допустило нарушение сроков, установленных п.17 Стандартов N 24.
Согласно п.18 Стандартов N 24 субъекты рынков электрической энергии раскрывают информацию, указанную в пп."г" п.12 Стандартов N 24, по форме согласно приложению N 1. Так, утвержденная форма содержит разделы I "Информация об организации", II "Основные показатели деятельности организации" и III "Цены (тарифы) по регулируемым видам деятельности организации".
Как следует из материалов дела, предложение о размере тарифов на 2022 год, размещенное ФКП "КГКПЗ" 09.04.2021 и 19.04.2021, не содержало информацию, предусмотренную приложением N 1 Стандартов N 24. Предприятие разместило только информацию об уровне тарифов по регулируемым видам деятельности на 2022 год без "Основных показателей деятельности организации".
Согласно ст.9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Факт совершения ФКП "КГКПЗ" вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела и предприятием не оспаривается.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ФКП "КГКПЗ" были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых ст.9.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, предприятие не представило.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.9.15 КоАП РФ, и наличии вины предприятия в его совершении.
Ст.2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом п.18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 N 4-П и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1552-О).
Основания для признания совершенного ФКП "КГКПЗ" административного правонарушения малозначительным в данном случае отсутствуют, поскольку выявленное нарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягает на установленный порядок правоотношений в сфере энергетики. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении предприятия к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, регламентирующим порядок и способы раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии.
Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам совершенного деяния, наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований законодательства, ФКП "КГКПЗ" не представлено.
Ссылка ФКП "КГКПЗ" на ошибку в расчетах, допущенную при первоначальном размещении информации, и на необходимость ее корректировки о малозначительности правонарушения не свидетельствует.
Из материалов дела не усматривается оснований для применения в ФКП "КГКПЗ" положений, предусмотренных ч.2 ст.3.4, ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, поскольку предприятие не относится к субъектам малого или среднего предпринимательства.
Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют, наказание назначено в размере менее минимального размера санкции вменяемой статьи (с учетом ч.3.2 и 3.3 ст.4.1 КоАП РФ), в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного наказания несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
Назначение ФКП "КГКПЗ" административного наказания в виде штрафа в сумме 100 000 руб. соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Уплата государственной пошлины по данной категории споров действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 августа 2021 года по делу N А65-14693/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14693/2021
Истец: Федеральное казенное предприятие "Казанский государственный казенный пороховой завод", г.Казань
Ответчик: Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд