г. Вологда |
|
08 ноября 2021 г. |
Дело N А66-6263/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 ноября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Болдыревой Е.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело N А66-6263/2021 по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери Тверской области (межрайонное) к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детскому саду N 133 о взыскании финансовых санкций в размере 17 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери Тверской области (межрайонное) (ОГРН 1046900020507, ИНН 6901050696; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, набережная реки Лазури, дом 20; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детскому саду N 133 (ОГРН 1026900572434, ИНН 6903036626; адрес: 170043, Тверская область, город Тверь, улица Левитана, дом 22; далее - учреждение) о взыскании финансовых санкций в размере 17 000 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 21 июля 2021 года заявленные требования удовлетворены, с учреждения в пользу заявителя взыскано 17 000 руб. финансовых санкций, в доход федерального бюджета взыскано 2 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела.
Учреждение с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и освободить лицо от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения, ограничившись устным замечанием. В обоснование жалобы указывает на отсутствие существенной угрозы общественным отношениям, ущерба бюджету, на незначительный период просрочки предоставления сведений и отсутствие умысла в совершении правонарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
От государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области (далее - отделение) поступило заявление о процессуальном правопреемстве в связи с реорганизацией управления в форме присоединения к отделению.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что при разрешении спора судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ, выразившееся в рассмотрении дела в отсутствие надлежащего извещения ответчика о принятии к производству искового заявления.
Апелляционным судом установлено, что копия определения суда первой инстанции от 18 мая 2021 года о принятии искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства направлена судом ответчику по адресу: 170533, Тверская обл., Калининский р-н, д. Аввакумово, и возвращена с отметкой органа почтовой связи "истек срок хранения" (лист дела 8).
Вместе с тем, согласно имеющейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), юридическим адресом ответчика является: 170043, Тверская область, город Тверь, улица Левитана, дом 22. Данный адрес указан ответчиком и в апелляционной жалобе, а также содержится в документах, представленных управлением в обоснование заявленных требований
Извещение о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства по указанному адресу судом первой инстанции ответчику не направлялась, что не соответствует позиции, изложенной в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" об извещении по всем известным адресам на основании части 4 статьи 121 АПК РФ.
Таким образом, поскольку при извещении ответчика о принятии искового заявления и возбуждении производства по делу судом не соблюдены требования части 4 статьи 121 АПК РФ и в материалах дела отсутствуют иные доказательства, свидетельствующие о том, что ответчик ко дню принятия решения располагал информацией о начавшемся судебном процессе, ответчик не может считаться надлежащим образом извещенным о рассмотрении судом настоящего спора.
Данное процессуальное нарушение в силу части 4 статьи 270 АПК РФ является безусловным основанием для отмены судебного акта и перехода апелляционного суда в порядке части 6.1 статьи 268 названного Кодекса к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Определением от 30 сентября 2021 года Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам суда первой инстанции (пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве").
Судом апелляционной инстанции установлено, что 30.09.2021 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности управления в связи с реорганизацией в форме присоединения к отделению.
В силу пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Согласно статье 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
При таких обстоятельствах в порядке статьи 48 АПК РФ управление подлежит замене на его правопреемника - отделение.
Как усматривается в материалах дела, управлением установлено расхождение между представленными учреждением сведениями по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год и сведениями о начислениях, представленными ответчиком в налоговый орган за тот же период, на 34 застрахованных лица, не устраненные на основании направленного ответчику уведомления от 20.07.2020, о чем составлен акт от 09.10.2020 N 078S18200014040.
Рассмотрев названный акт управление приняло решения от 19.11.2020 N 078S19200015454 о привлечении учреждения к ответственности по части третьей статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде финансовых санкций в общей сумме 17 000 руб.
Управлением в адрес ответчика направлено требование от 14.12.2020 об уплате финансовых санкций в указанной сумме.
Поскольку требование в добровольном порядке ответчиком не исполнено, управление обратилось в суд.
Апелляционный суд при рассмотрении настоящего дела по правилам первой инстанции исходит из следующего.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения, перечисленные в указанной норме.
В силу части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Частью семнадцатой статьи 17 данного Закона установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно части шестой статьи 17 Закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.
Исходя из положений части седьмой той же статьи акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Частью восьмой статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В силу части девятой данной статьи акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Согласно частям одиннадцатой, двенадцатой статьи 17 Закона N 27-ФЗ по результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, которое в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
На основании части тринадцатой той же статьи решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Частью пятнадцатой статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
В силу части шестнадцатой названной статьи требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
Согласно части семнадцатой статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Вместе с тем согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
К отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу пункта 3 статьи 46 НК РФ заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
Как разъяснено в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57), несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Таким образом, применительно к указанным разъяснениям отправной точкой при расчете совокупного срока обращения управления в суд в данном случае следует считать момент представления учреждением сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, то есть 26.02.2018.
Оснований для исчисления указанного срока с момента проведения управлением сверки со сведениями, представленными ответчиком в налоговый орган, не имеется, поскольку в данном случае момент проведения сверки обусловлен исключительно волеизъявлением заявителя и не подтверждает соблюдение установленных сроков проведения проверки и составления акта. Доказательств, что в законодательно установленный период для проведения контрольных мероприятий управление не располагало информацией, необходимой для выявления правонарушения, в материалах дела не имеется. При этом апелляционный суд учитывает, что исходя из содержания направленного управлением обществу уведомления от 20.07.2020 расхождения в сведениях о застрахованных лицах по всем, кроме двух, застрахованным лицам относились к первому кварталу, полугодию и 9 месяцам 2017 года, расчеты о начисленных страховых взносах за которые подлежат представлению значительно ранее представления обществом сведений СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
При этом, учитывая, что в уведомлении от 20.07.2020 приведены сведения о расхождениях в отношении 38 лиц, а привлечение к ответственности учреждения произведено в отношении 34 застрахованных лиц, не представляется возможным установить, применительно к каким конкретно застрахованным лицам учреждение привлечено к ответственности в виде предъявленной суммы финансовой санкции.
В соответствии с требованиями статьи 17 Закона N 27-ФЗ и НК РФ акты проверки в данном случае должны были быть составлены управлением по выявленным нарушениям не позднее июля 2018 года (3 месяца на проведение камеральной проверки + 10 дней на составление акта).
Между тем в данном случае фактически акт составлен 09.10.2020, что свидетельствует о нарушении управлением процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение совокупных сроков, которые истекли не позднее сентября 2019 года.
Управление обратилось в суд с настоящим заявлением 13.05.2021, то есть с пропуском совокупного срока принудительного взыскания, поскольку несвоевременное совершение заявителем контрольных мероприятий не является основанием для продления совокупного срока на обращение в суд.
Ввиду допущенного судом первой инстанции нарушения норм процессуального права, являющегося в силу пункта 2 части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, обжалуемое решение суда подлежит отмене.
Поскольку управлением пропущен срок на обращение в суд, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Кроме того, согласно статье 110 АПК РФ с заявителя в пользу учреждения надлежит взыскать 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 48, 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену заявителя - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери Тверской области (межрайонного) (ОГРН 1046900020507, ИНН 6901050696; адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, наб. реки Лазури, д. 20) на его правопреемника - государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области (ОГРН 1026900566880, ИНН 6903005441; адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 9, к. 1).
Решение Арбитражного суда Тверской области от 21 июля 2021 года по делу N А66-6263/2021 отменить.
В удовлетворении требований государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области отказать.
Взыскать с государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области (ОГРН 1026900566880, ИНН 6903005441; адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 9, к. 1) в пользу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 133 (ОГРН 1026900572434, ИНН 6903036626; адрес: 170043, Тверская обл., г. Тверь, ул. Левитана, д. 22) 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-6263/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ТВЕРИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД N 133