г. Челябинск |
|
08 ноября 2021 г. |
Дело N А34-5545/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Соколовой И.Ю., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 31.08.2021 по делу N А34-5545/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда по Курганской области - Леонтьева Галина Петровна (доверенность N 49 от 01.10.2021, паспорт, диплом),
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области - Береженцева Ксения Владимировна (доверенность N 5 от 20.01.2020, служебное удостоверение, диплом, свидетельство о заключении брака).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области (межрайонное) (далее - заявитель, Управление ПФР) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) о признании незаконным уведомления от 20.03.2020 N КУВД-001/2019-15543974/3 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект недвижимости: сооружение канализации 6,0 куб.м, расположенное по адресу: Курганская область, Мишкинский район, р.п. Мишкино, ул. Почтовая, 7, об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права на сооружение канализации 6,0 куб.м, расположенное по адресу: Курганская область, Мишкинский район, р.п. Мишкино, ул. Почтовая, 7 (с учетом уточнения предмета заявленных требований, т. 1 л.д. 80-82).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - МТУ Росимущества), Администрация Мишкинского района (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 31.08.2021 (резолютивная часть от 24.08.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С указанным решением суда не согласилось Управление ПФР (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее податель указал, что оспариваемое уведомление от 20.03.2020 N КУВД-001/2019-15543974/3 об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости является незаконным, поскольку противоречит статьям 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьям 14, 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Закон N 218-ФЗ), Закону Курганской области от 22.04.2014 N 23 "Об установлении на территории Курганской области случаев, при которых не требуется получения разрешения на строительство", и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку созданное сооружение расположено на участке с кадастровым номером 45:12:030109:1083 и является вспомогательным, является неотъемлемой частью водоотведения здания с кадастровым номером 45:12:030109:375, в котором расположено помещение 45:12:030109:787, находящееся в оперативном управлении Управления ПФР.
Апеллянт также указал, что сооружение канализации по отношению к помещению II, на I этаже: N N 6-20, площадью 126,6 кв.м, является вещью, предназначенной для обслуживания другой, главной вещи, и связано с ней общим назначением. Согласно разделу VI технического паспорта на помещения библиотеки от 28.07.2008, сооружение канализации на тот момент уже было в составе здания. Спорный объект фактически был передан Управлению ПФР в оперативное управление вместе с помещением II, на I этаже: NN 6-20, площадью 126,6 кв.м.
Апеллянт не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на спорный объект обратилось МТУ Росимущества, Управление ПФР не имеет заинтересованности в оспаривании отказа в совершении указанных действий.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции отзывы на апелляционную жалобу Управления ПФР не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц не явились.
В отсутствие возражений представителей сторон и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
В судебном заседании было рассмотрено и удовлетворено с вынесением отдельного определения заявление государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области о замене (процессуальном правопреемстве) на стороне заявителя с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области (межрайонное) на государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда по Курганской области.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судом первой инстанции, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курганской области от 02.02.2009 N 28 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности муниципального образования Мишкинский район Курганской области и составляющего казну муниципального образования Мишкинский район Курганской области, в федеральную собственность" нежилые помещения в здании библиотеки (Литера А), номер помещения II, на I этаже: NN 6-20, общая площадь 126,6 кв.м, расположенные по адресу: Курганская область, Мишкинский район, р.п. Мишкино, ул. Почтовая, д. 7, было передано из муниципальной собственности муниципального образования Мишкинский район Курганской области в федеральную собственность (т. 2 л.д. 7-10).
По акту приема-передачи здания (сооружения) от 12.05.2009 N 1 муниципальное образование Мишкинский район Курганской области передало Управлению ПФР помещения N 6-20 1-го этажа здания библиотеки (т. 2 л.д. 77-79).
Согласно техническому паспорту на здание библиотеки, в том числе административного помещения, по состоянию на 28.07.2008 (т. 2 л.д. 11-19) в составе переданных помещений имеется туалет (помещение N 6), здание благоустроено центральной канализацией (раздел II).
Указанные нежилые помещения в здании библиотеки (Литера А), номер помещения II, на I этаже: N N 6-20, общая площадь 126,6 кв.м, поставлены на кадастровый учет 25.08.2013 с присвоением кадастрового номера 45:12:030109:787.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.08.2018 на нежилое помещение с кадастровым номером 45:12:030109:787, расположенное по адресу: Курганская область, Мишкинский район, р.п. Мишкино, ул. Почтовая, д. 7, с 30.09.2009 зарегистрировано праве собственности Российской Федерации, с 12.10.2009 - право оперативного управления Управления ПФР (т. 1 л.д. 50-52).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13.08.2021 N КУВИ-002/2021-105428390 здание с кадастровым номером 45:12:030109:375, из состава которого выделено нежилое помещение с кадастровым номером 45:12:030109:787, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Мишкинский район Курганской области. Указанное здание с кадастровым номером 45:12:030109:375 располагается в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 45:12:030109:109 и 45:12:030109:176 (т. 3 л.д. 28-30).
Земельный участок с кадастровым номером 45:12:030109:176 поставлен на кадастровый учет 09.10.1997, с 06.10.2011 в отношении данного земельного участка в пользу Управления ПФР установлен сервитут (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 06.08.2018, л.д. 54-57).
Управление ПФР письмом от 30.04.2019 N 03-942 обращалось к Главе Мишкинского района с просьбой о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка по адресу: Курганская область, Мишкинский район, р.п. Мишкино, ул. Почтовая, д. 7, на котором находится септик для сбора жидких бытовых отходов клиентской службы Управления ПФР (т. 2 л.д. 20).
26.06.2019 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 45:12:030109:1083 площадью 42 кв.м, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, р.п. Мишкино, ул. Почтовая, д. 7, с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание. Указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Управления ПФР с 11.07.2019 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 27.02.2020 (т. 1 л.д. 47-49).
Согласно техническому плану сооружения от 01.11.2019 (т. 1 лл.д. 20-34) на земельном участке с кадастровым номером 45:12:030109:1083 расположено сооружение канализации, объемом 6 куб.м, год завершения строительства - 2002.
Кадастровым инженером Шумковым В.Н., подготовившим указанный технический план сооружения, также указано в плане, что сооружение является вспомогательным и неотъемлемой частью здания с кадастровым номером 45:12:030109:375; относится к коммунальной инфраструктуре по обеспечению жизнедеятельности объекта недвижимости. Данное сооружение является вспомогательным сооружением, на которое разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию не требуется. Здание с кадастровым номером 45:12:030109:375 расположено на смежном земельном участке с кадастровым номером 45:12:030109:176.
Управление ПФР подготовило декларацию об объекте недвижимости от 31.10.2019 (т. 1 л.д. 38-43), согласно которой спорное сооружение канализации обозначено заявителем как общее имущество в здании, помещение вспомогательного использования.
Управление ПФР обратилось в МТУ Росимущества с письмом от 02.12.2019 N 03-3280 с просьбой поставить на кадастровый учет, зарегистрировать право Российской Федерации и закрепить на праве оперативного управления за заявителем объект недвижимости - канализационный септик, расположенный по адресу Курганская область, Мишкинский район, р.п. Мишкино, ул. Почтовая, д. 7 (т. 1 л.д. 13).
МТУ Росимущества обратилось в Управление Росреестра с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорное сооружение, объемом 6 куб.м, расположенное по адресу Курганская область, Мишкинский район, р.п. Мишкино, ул. Почтовая, д. 7 (т. 1 л.д. 100-102).
Из уведомлений от 19.12.2019 N КУВД-001/2019-15543974/1 и от 05.03.2020 N КУВД-001/2019-15543974/2 следует, что Управление Росреестра приостанавливало государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на спорное сооружение, предлагало представить дополнительные документы, необходимые для совершения регистрационного действия (т. 1 л.д. 115, 119).
Согласно уведомлению от 20.03.2020 N КУВД-001/2019-15543974/3 Управление Росреестра отказало МТУ Росимущества в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на спорное сооружение. В обоснование данного отказа заинтересованным лицом положен вывод о том, что из представленных документов не следует, что рассматриваемое сооружение является вспомогательным по отношению к основному зданию, в котором расположено помещение, принадлежащее МТУ Росимущества, поскольку сооружение располагается на земельном участке с кадастровым номером 45:12:030109:1083, а здание - на земельном участке с кадастровым номером 45:12:030109:131. Управлением Росреестра также указано на непредставление проектной документации на сооружение для постановки вывода о вспомогательном характере спорного сооружения (т. 1 л.д. 83-84).
Полагая указанный отказ регистрирующего органа незаконным, нарушающим права и законные интересы Управления ПФР, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку Управление ПФР к Управлению Росреестра с самостоятельным заявлением о постановке на кадастровый учет и о государственной регистрации права на спорное сооружение не обращалось, оспариваемый отказ прав и законных интересов Управления ПФР не нарушает, Управление ПФР не имеет охраняемого законом интереса в оспаривании отказа Управления Росреестра, выраженного в уведомлении от 20.03.2020 N КУВД-001/2019-15543974/3.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы заявителя, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Законом о регистрации.
В силу части 3 статьи 1 Закона о регистрации регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации прав являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 4 статьи 29 Закона о регистрации предусмотрен перечень действий, которые осуществляет регистрирующий орган при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, одним из которых является уведомление заявителя о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 29 Закона о регистрации).
В статье 26 Закона о регистрации установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В частности, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).
В соответствии со статьей 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
По смыслу указанных правовых норм государственная регистрация осуществляется государственным регистратором и представляет собой процесс внесения сведений о праве на объект недвижимого имущества в ЕГРН после проведения правовой экспертизы. При этом, совершая соответствующие регистрационные действия, государственный регистратор руководствуется исключительно нормами действующего законодательства. Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Как следует из материалов дела, к осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав было заявлено сооружение канализации, объемом 6 куб.м, год завершения строительства - 2002, с указанием в техническом плане сооружения от 01.11.2019 на то, что данное сооружение является вспомогательным и неотъемлемой частью здания с кадастровым номером 45:12:030109:375; относится к коммунальной инфраструктуре по обеспечению жизнедеятельности объекта недвижимости.
Из уведомлений от 19.12.2019 N КУВД-001/2019-15543974/1 и от 05.03.2020 N КУВД-001/2019-15543974/2 (т. 1 л.д. 115, 119) следует, что Управление Росреестра приостанавливало государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на спорное сооружение, предлагало представить дополнительные документы, подтверждающие вспомогательный характер сооружения и необходимые для совершения регистрационного действия, однако соответствующие документы МТУ Росимущества представлены не были.
Вместе с тем, в соответствии с частью 10 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости.
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружении вспомогательного использования.
По смыслу указанной нормы во взаимосвязи с положениями пункта 2 части 17 статьи 51 ГрК РФ строения и сооружения вспомогательного использования отнесены к объектам капитального строительства с особым вспомогательным назначением.
Законодатель не раскрывает понятия строения или сооружения вспомогательного использования, использованного в пункте 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ.
Из содержания части 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что здания и сооружения вспомогательного использования должны быть связаны с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположены на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
По мнению Минрегиона России, изложенному в письме от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства", под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию (статья 135 ГК РФ).
Согласно статье 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
По смыслу данной нормы, вещь, являющаяся принадлежностью главной вещи, не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, и ее единственное назначение - обслуживание главной вещи.
Кроме того, оценку объектов как вспомогательных либо самостоятельных следует производить с учетом требований Общероссийского классификатора основных фондов, из содержания норм которого следует, что объектом классификации является отдельно стоящее здание или сооружение, имеющее самостоятельное назначение, и не связанное конструктивно с иным сооружением.
Согласно разъяснениям, указанным в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2012 N ВАС-15260/12, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Исходя из определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.03.2015 N 308-ЭС15-1282, вспомогательные объекты предназначены только для обслуживания основного объекта.
В соответствии с требованиями пункта 20 приказа Минэкономразвития от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" сведения, о сооружении, за исключением сведений о местоположении такого сооружения на земельном участке и его площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения. Если для строительства, реконструкции сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также о степени его готовности, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством Российской Федерации.
В техническом плане кадастровый инженер определил основным объектом, по отношению к которому спорное сооружение выполняет вспомогательную функцию, здание с кадастровым номером 45:12:030109:375. При этом в техническом плане не раскрыт источник получения кадастровым инженером такой информации. В числе документов, на основании которых кадастровым инженером был подготовлен технический план, отсутствуют ссылки проектную или иную документацию, которые бы позволили определить степень соотношения между зданием с кадастровым номером 45:12:030109:375 и спорным сооружением.
Управление Росреестра для указанных целей запрашивались у МТУ Росимущества проектная или иная документация на спорное сооружение, однако такая документация регистрирующему органу представлена не была.
Вместе с тем, по смыслу указанных правовых норм и разъяснений их применения сооружение может считаться вспомогательным, если оно не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, предназначено для обслуживания главной вещи, которые (и главная вещь, и вещь-принадлежность) располагаются в пределах одного земельного участка.
В рассматриваемом случае предполагаемая здание с кадастровым номером 45:12:030109:375 и спорное сооружение канализации располагаются на разных земельных участках, что не позволяет их соотнести в силу статьи 135 ГК РФ как главную вещь и вещь-принадлежность.
Доводы подателя апелляционной жалобы о вспомогательном характере спорного сооружения отклонены судебной коллегией как неподтвержденные документально.
Более того, исходя из даты ввода в эксплуатацию сооружения канализации (2002 г.), даты обращения Управления ПФР к Главе Мишкинского района с просьбой о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, на котором находится септик для сбора жидких бытовых отходов клиентской службы Управления ПФР (30.04.2019), даты постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 45:12:030109:1083, на котором располагается спорное сооружение (26.06.2019), апелляционный суд находит недоказанным заявителем факт возведения спорного сооружения на отведенном для этих целей в установленном законом порядке земельном участке.
Управлением ПФР также документально не было подтверждено, что спорное сооружение предназначено для обслуживания только принадлежащих ему нежилых помещений в здании библиотеки (Литера А), номер помещения II, на I этаже: N N 6-20, общая площадь 126,6 кв.м, с кадастровым номером 45:12:030109:787, а не является общим имуществом всего здания с кадастровым номером 45:12:030109:375.
Указанный вывод апелляционный обосновывает тем, что при подготовке декларации об объекте недвижимости от 31.10.2019 Управление ПФР обозначило спорное сооружение канализации как общее имущество в здании, помещение вспомогательного использования.
Кроме того, Управлением Росреестра в ходе судебного разбирательства было верно отмечено, что из содержания распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Курганской области от 02.02.2009 N 28 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности муниципального образования Мишкинский район Курганской области и составляющего казну муниципального образования Мишкинский район Курганской области, в федеральную собственность", акта приема-передачи здания (сооружения) от 12.05.2009 N 1 не следует, что спорное сооружение было передано в федеральную собственность.
Ссылка апеллянта на сведения технического паспорта на здание библиотеки, в том числе административного помещения, по состоянию на 28.07.2008 (т. 2 л.д. 11-19) не принимается судебной коллегией, поскольку согласно разделу II технического паспорта здание благоустроено центральной канализацией, тогда как спорное сооружение в виде вкопанного в землю септика к центральной канализации не относится.
На основании вышеизложенного апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ Управления Росреестра в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект недвижимости: сооружение канализации 6,0 куб.м, расположенный по адресу: Курганская область, Мишкинский район, р.п. Мишкино, ул. Почтовая, 7, выраженный в уведомлении от 20.03.2020 N КУВД-001/2019-15543974/3, соответствует требованиям закона о регистрации.
Довод апеллянта о том, что Управление ПФР, равно как и МТУ Росимущества имело заинтересованность в оспаривании отказа в совершении указанных регистрационных действий, был предметом оценки суда первой инстанции. Само по себе наличие у Управления ПФР такой заинтересованности не опровергает наличия вышеизложенных, не устраненных заявителем препятствий для совершения регистрационных действий.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления Управления ПФР является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ. В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 31.08.2021 по делу N А34-5545/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-5545/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области межрайонное
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области
Третье лицо: Администрация Мишкинского района, Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Управление Росреестра по Курганской области Межмуниципальный отдел по Мишкинскому и Юргамышскому районам