г. Санкт-Петербург |
|
08 ноября 2021 г. |
Дело N А56-79017/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Богдановской Г.Н., Слоневской А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Апхудовым А.А.
при участии:
от истца: Ремизова Е.А. по доверенности от 10.07.2021
от ответчика: Тропина А.Н. по доверенности от 26.02.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26262/2021) ГУП "Водоканал Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2021 по делу N А56-79017/2020, принятое
по иску ООО "Восток"
к ГУП "Водоканал Ленинградской области"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Восток" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию "Водоканал Ленинградской области" (далее - Предприятие, Водоканал) о признании факта отсутствия задолженности по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за периоды с апреля 2018 по февраль 2020 года в размере 113 047,34 руб.
Предприятием заявлен встречный иск о взыскании с Общества платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с апреля 2018 по февраль 2020 года в размере 113 047,34 руб., который принят судом к рассмотрению совместно с первоначальным.
Решением суда от 27.05.2021 первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с судебным актом, Водоканал обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению ответчика, Водоканалом при начислении платы правомерно применен упрощенный порядок пункта 123 (4) Правил N 644 с учетом основной хозяйственной деятельности истца.
В судебном заседании представитель Предприятия доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по доводам, извещенным в отзыве.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Водоканалом (организация ВКХ) и Обществом (абонент) 14.12.2015 заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 249/14-ХВ/ХС.
Согласно приложениям N N 1, 1/1, 1/2, 1/3, 1/4, 1/5 к договору холодное водоснабжение подается для объектов:
- здания продуктового магазина, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Волхов,ул. Расстанная, 13/1,
- здания автостоянки, расположенной по адресу: Ленинградская область, г.Волхов, пер. Железнодорожный, д. 2,
- здания торгового комплекса, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Волхов,ул. Профсоюзов, д. 13;
- здания коммерческого назначения, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Волхов, ул. Советская, д. 18а,
- здания гостиничного комплекса, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Волхов,ул. Советская, д, 19.
Во исполнение указанного договора производится прием сточных вод с этих же объектов.
15.12.2017 представителями Водоканала произведено обследование водохозяйственной деятельности истца в здании коммерческого назначения (г.Волхов, ул. Советская. 18а), в ходе которого установлено: сфера деятельности: кафе, сауна; количество выпусков: 1; характеристика места отбора проб: лоток.
31.05.2018 произведено обследование водохозяйственной деятельности истца в здании торгового комплекса (г. Волхов, ул. Профсоюзов, д. 13), в ходе которого установлено: торговый центр "Восток" - приготовление готовых блюд арендаторов - кафе "Восток", парикмахерская "Народная"; количество выпусков - 3; характеристика места отбора проб- лоток (колодец, сети общие с кафе "Турист" (ООО "ЖТК").
В этот же день произведено обследование здания гостиничного комплекса, расположенного по адресу; г. Волхов, ул. Советская, д. 19; в ходе обследования установлено: торговый комплекс "Седой Волхов" - приготовление готовых блюд организаций арендаторов (ООО "Волховторг"); количество выпусков- 3; характеристика места отбора проб - лоток.
По итогам обследований Водоканал начислил плату за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения на основании пункта 123 (4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), размер которой за период с апреля 2018 по февраль 2020 составил в сумме 113 047,34 руб.
Письмом от 29.03.2020 ответчик уведомил истца о наличии задолженности по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 113 047,34 руб.
В ответном письме Общество выразило несогласие с применением упрощенного порядка расчета платы, посчитав необходимым проведение отбора проб сточных вод, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с иском о признании факта отсутствия долга.
В свою очередь Водоканал, полагая применение пункта 123 (4) Правил N 644 к рассматриваемой ситуации правомерным, заявил встречное требование о взыскании задолженности размере 113 047,34 руб.
Суд первой инстанции, признал правомерной позицию Общества, удовлетворил первоначальный иск и отказал во встречном.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Применительно к спорному периоду правоотношения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в ред. от 29.07.2017 N 21, далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (в ред. от 29.06.2017 N 8, далее - Правила N 644).
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Пунктом 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов) и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, по форме согласно приложению 2, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены Правилами N 644. Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123 (1) и 130 Правил N 644, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод (пункты 118 и 119 Правил N 644).
В соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644 для абонентов, являющихся предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд, производство строительных керамических материалов, изделий из бетона для использования в строительстве, керамических изделий, стекла и изделий из стекла (включая стекловолокно), производство химических веществ и химических продуктов, обработку поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей и красителей, производство кожи, меха и изделий из них, в том числе дубление, выделку и крашение шкур и кожи, выделку и крашение меха, производство гальванических элементов или изделий с гальваническим покрытием, или осуществляющих мойку транспортных средств, переработку или консервирование рыбы или иных водных биологических ресурсов, переработку или консервирование молока, мяса или иной пищевой продукции, стирку или химическую чистку изделий из ткани и меха, предоставляющих услуги парикмахерских и салонов красоты, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 кубических метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, в том числе если объект абонента расположен во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения или абонентом осуществляется сброс сточных вод через один канализационный выпуск и (или) в один контрольный канализационный колодец совместно с иными абонентами, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: П = К х Т х Qпр1, где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5; Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./куб. метр); Qпр1 - объем сточных вод, сброшенных абонентом, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Из содержания пункта 123 (4) Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для тех абонентов, чья хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуются именно от этой деятельности.
Следовательно, для осуществления расчетов по приведенной в данном пункте правил формуле, абонент должен одновременно соответствовать нескольким критериям:
- осуществлять хотя бы один из перечисленных в названном пункте видов производственной деятельности;
- объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов такого абонента должен составлять менее 30 кубических метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, либо на объекте данного абонента должна отсутствовать техническая возможность осуществить отбор проб сточных вод абонента (осуществляющего указанное производство) без учета сточных вод иных абонентов.
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом повышающего коэффициента для абонентов, осуществляющих профессиональные виды деятельности, перечисленные в пункте 123 (4) Правил N 644, имеет компенсационный характер и направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, а также имеет целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Виды экономической деятельности, осуществляемые субъектами хозяйственной деятельности содержатся и классифицированы в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (далее - ОКВЭД 2), который используется при решении задач, связанных в том числе с определением основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами и входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации (введение к ОКВЭД 2).
В соответствии с пунктом 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений. Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций (Определение Верховного Суда РФ от 11.08.2016 N 5-АПГ16-36).
Деятельность предприятий общественного питания включена в группировку 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздел С "Обрабатывающие производства". Эта группировка включает услуги по предоставлению продуктов питания и напитков, готовых к употреблению непосредственно на месте и предлагаемых в традиционных ресторанах, заведениях самообслуживания, на предприятиях питания, отпускающих продукцию на вынос, а также прочих предприятиях питания, работающих на постоянной или временной основе, с предоставлением мест для сидения или без. То есть данным раздел включает коммерческую деятельность по подготовке пищевых продуктов для немедленного потребления в помещениях для неопределенного круга лиц.
Водоканал указывает на то, что Общество осуществляет производство готовых пищевых продуктов и блюд, что согласно группировке 10.85 ОКВЭД 2 является самостоятельным видом экономической деятельности, включающей в себя: производство готовых (т.е. приготовленных, приправленных) блюд и продуктов питания; производство блюд из мяса или мяса птицы; производство рыбных блюд, включая рыбные чипсы; производство овощных блюд; производство замороженной или иным образом законсервированной пиццы; производство блюд местной и национальной кухни. Таким образом, в отличие от предприятий общественного питания, в данный раздел внесена деятельность по непосредственному производству пищевых продуктов, для целей реализации неопределенному кругу лиц и несвязанную с непосредственным потреблением такой продукции в месте ее производства.
Из приведенных характеристик следует, что деятельность в сфере общественного питания, равно как и деятельность в сфере производства готовых пищевых продуктов и блюд является профессиональной деятельностью субъектов экономической деятельности, направленной на получение коммерческого результата, т.е. прибыли.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности Общества является аренда и управление собственным или арендованным имуществом. Как указало Общество, арендаторы также не осуществляют такого вида экономической деятельности, как производство готовых пищевых продуктов и блюд, понятие которой определяется общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Из представленных в дело Актов обследования не представляется возможным достоверно установить осуществление какой именно коммерческой деятельности Водоканал вменяет Обществу, осуществляется ли эта деятельность именно Обществом или иным лицом (арендатором), организована для внутреннего потребления (как у любого бытового потребителя) или носит основной характер, направленный на извлечение прибыли.
Надлежащие доказательства того, что в спорный период Общество вело профессиональную хозяйственную деятельность по производству готовых пищевых продуктов и блюд либо осуществляло организацию общественного питания, Водоканалом в материалы дела не представлены.
При этом Предприятием также не подтверждено наличие необходимого критерия для начисления данной платы, а именно объем отводимых сточных вод с объектов абонента менее 30 кубических метров и отсутствие технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента. Между тем, как явствует из материалов дела, возможность осуществления отбора проб сточных вод наличествует по всем объектам абонента, места отбора определены условиями договора.
При таком положении суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Предприятие неправомерно произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с порядком, предусмотренным в пункте 123 (4) Правил N 644 и обоснованно указал на необходимость в целях корректного расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения произвести отбор проб сточных вод и по результатам анализа их состава, исчислить размер платы.
В настоящем споре Водоканал документально не подтвердил, что сточные воды, отводимые Обществом в централизованную канализационную систему в спорный период, содержали загрязняющие вещества в пределах, превышающих установленные нормативы, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении встречного иска.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2021 по делу N А56-79017/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-79017/2020
Истец: ООО "ВОСТОК"
Ответчик: ГУП "ВОДОКАНАЛ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"