г. Санкт-Петербург |
|
08 ноября 2021 г. |
Дело N А56-117294/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Мельникова Н.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30702/2021) ООО "Геста" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2021 по делу N А56-117294/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по иску АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области"
к ООО "Геста"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Геста" (далее - Общество) о взыскании 651 040,48 руб. задолженности по договору N 143Ж/18 от 01.11.2019 за период с 01.11.2019 по 31.12.2019, 32 070,90 руб. неустойки, начисленной за период с 11.12.2019 по 03.04.2020, а также 16 662 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 27.08.2021 исковые требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы Общество указывает на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, выразившееся в несвоевременной публикации принятого судебного акта, а также в неправомерном рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, поскольку судебным актом будут нарушены права и законные интересы других лиц.
Общество полагает, что не является надлежащим ответчиком по иску, поскольку является вновь созданной управляющей компанией (01.06.2018) и в перечень услуг по управлению услуга ТБО не входит.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с правилами статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) истцу был присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и определена зона деятельности - Ленинградская область.
24.04.2018 между субъектом Российской Федерации Ленинградская область, в лице управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональным оператором заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны деятельности "Ленинградская область".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Ответчик, как установлено судом, до настоящего времени не направил в адрес регионального оператора подписанный со своей стороны экземпляр договора.
При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором в соответствии со статьей 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ носит характер публичной оферты и считается заключенным с каждым собственником твердых коммунальных отходов с даты начала оказания услуг регионального оператора в соответствующем районе Ленинградской области, а до дня заключения такого договора услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Независимо от даты заключения (подписания) договора между собственником ТКО и региональным оператором, датой начала оказания услуг регионального оператора будет являться дата начала деятельности оператора в соответствующем муниципальном районе Ленинградской области.
В силу положений части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации правила заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО являются обязательными для сторон.
Согласно пункту 8(4), 8(5) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО являются заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ.
Согласно пункту 8(12) раздела 1(1) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
Как было отмечено, в соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах, порядок заключения договора предусмотрен разделом 1 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, согласно которому договор считается заключенным на условиях типового договора, в случае непредоставления Потребителем подписанного экземпляра договора на оказание услуг по обращению с ТКО Региональному оператору.
Истцом в адрес управляющей организации направлен для подписания договор N 143Ж/18 от 01.11.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который ответчик получил 27.11.2019, однако подписанным не возвратил и мотивированный отказ от его подписания с протоколом разногласий не представил.
Таким образом, ответчик является потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО независимо от факта заключения с Региональным оператором договора в письменной форме и обязан оплачивать оказываемые коммунальные услуги, без возможности утилизировать ТКО по своему усмотрению.
Согласно пункту 1 типового договора, Региональный оператор обязан принимать коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены настоящим договором, обеспечивая их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязан оплачивать оказанные региональным оператором услуги по цене в пределах, утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора, в порядке и сроки, предусмотренные договором.
В соответствии с пунктом 5 договора под расчетным периодом понимается один месяц.
В соответствии с пунктом 6 типового договора, потребитель оплачивает услуги регионального оператора до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были оказаны услуги по обращению с ТКО.
Пунктом 22 типового договора предусмотрена ответственность потребителя в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения договора в виде начисления неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа.
Поскольку оказанные в период с 01.11.2019 по 31.12.2019 услуги на сумму 651 040,48 руб. не были оплачены, региональный оператор, не получив удовлетворения своих требований в претензионном порядке, обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что факт оказания услуг подтверждается представленными истцом первичными документами, данные в которых об объемах оказанных услуг не опровергнуты ответчиком в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, иск удовлетворил как в части взыскания основного долга, так и неустойки по пункту 22 договора в размере 32 070,90 руб. за период с 11.12.2019 по 03.04.2020.
Сведения о том, что в исковой период спорные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов оказывались иными лицами, не Компанией, перед судом не раскрыты, в материалах дела отсутствуют.
Поскольку факт оказания услуг истцом в спорный период доказан представленными в материалы дела документами, ответчиком не опровергнут, оснований для отмены судебного акта и отказа в иске суд апелляционной инстанции не усматривает.
Вопреки позиции апеллянта, Общество является надлежащим ответчиком по настоящему иску в отсутствие доказательств заключения собственниками помещений прямых договоров с Региональным оператором.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", прямо предусмотрено, что Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, таким лицом, в настоящем случае является ответчик, который договор в установленном порядке не подписал.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерности рассмотрения спора в порядке упрощенного производства рассмотрены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению.
Пунктом 1 части 1 статьи 227 АПК РФ установлено, что в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц восемьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей четыреста тысяч рублей.
По формальным признакам указанное дело относится к перечню дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Согласно абзацу 2 пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - Постановление N 10), если по формальным признакам дело относится к категориям дел, названным в частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, то оно должно быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, о чем указывается в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству. Согласие сторон на рассмотрение данного дела в таком порядке не требуется.
В соответствии с частью 5 статьи 227 АПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что: 1) порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны; 2) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания; 3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.
В рассматриваемом случае вышеуказанные основания для рассмотрения дела по общим правилам искового производства отсутствуют. Возражения стороны относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного производства и несогласие ответчика с иском не являются основаниями для рассмотрения дела по общим правилам. Доказательства необходимости перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства с целью выяснения дополнительных обстоятельств в материалах дела отсутствуют.
Оснований для вывода о том, что обжалуемое решение затрагивает права лиц, не привлеченных к участию в настоящем деле - собственников помещений многоквартирных жилых домов, судом второй инстанции не установлено. Управляющая компания в силу договора управления является представителем всех собственников имущества многоквартирных домов.
Несвоевременное опубликование судом первой инстанции вынесенного по делу судебного акта в сети Интернет на сайте https://kad.arbitr.ru/ имело место, однако отмену решения по безусловным основаниям не влечет и процессуальных прав ответчика не нарушает, который имел возможность ознакомиться с материалами дела на бумажном носителе в здании суда и реализовал право на обжалование вынесенного судебного акта.
Учитывая, что судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка и не допущено нарушений при рассмотрении дела норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, оснований для отмены решения, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2021 по делу N А56-117294/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-117294/2020
Истец: АО "УК ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ООО "ГЕСТА"