город Омск |
|
08 ноября 2021 г. |
Дело N А75-9566/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10753/2021) Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.08.2021 по делу N А75-9566/2021 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1168617075439, ИНН 8601063930, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Рознина, дом 64) к фермерскому хозяйству "Обь" (ОГРН 1028601866116, ИНН 8620006310, адрес: 628600, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, 18 км Мегионской дороги) о взыскании субсидии,
при участии в судебном заседании представителя фермерского хозяйства "Обь" - Клешкова Алексея Александровича по доверенности от 29.07.2021 N 86 АА 3062462,
УСТАНОВИЛ:
Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к фермерскому хозяйству "Обь" (далее по тексту - ответчик, ФХ "Обь") о взыскании субсидии в размере 18 900 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.08.2021 по делу N А75-9566/2021 в удовлетворении исковых требований отказано полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что глава ФХ "Обь" Степанов Виктор Васильевич с 07.10.2009 по настоящее время является единственным участником общества с ограниченной ответственностью "Деловая Русь" (ИНН 8603100610), что является нарушением пункта 3.10 порядка (в редакции от 10.06.2016). Получатель обязан обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в Департамент (пункт 4.3.12 Соглашения). Ответчик, зная о том, что он является, помимо главы ФХ "Обь", участником коммерческой организации - общества с ограниченной ответственностью "Деловая Русь" (ИНН 8603100610), подал заявку на участие в конкурсе по отбору участников программного мероприятия по развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. По мнению Департамента в таких действиях ответчика усматривается, злоупотребление правом, как сокрытие информации (сведений), которые влекут за собой отказ в предоставлении субсидии.
ФХ "Обь" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
До начала судебного заседания от Департамента, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В связи с изложенным апелляционная жалоба порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
В судебном заседании представитель ФХ "Обь" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя ответчика, установил следующие обстоятельства.
Приложением 9 к государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 420-п, утвержден порядок предоставления гранта в форме субсидий на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2.1 Порядка в конкурсную комиссию для участия в конкурсном отборе на включение в состав участников государственной программы может подать заявку заявитель, одновременно соответствующий, в том числе, следующим требованиям: глава и члены хозяйства ранее не являлись получателями грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, грантов на развитие семейных животноводческих ферм, либо с даты полного освоения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, гранта на развитие семейных животноводческих ферм прошло не менее трех лет. Глава хозяйства не является учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
16.09.2016 главой ФХ "Обь" Степановым В.В. (далее - глава ФХ "Обь", получатель) представлена заявка на участие в конкурсе по отбору участников программного мероприятия по развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - Заявка) в конкурсную комиссию по отбору участников программных мероприятий по поддержке начинающих фермеров и по развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств при Департаменте природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Комиссия, автономный округ).
На основании предоставленной заявки, протоколом Комиссии от 10.10.2016 принято решение об оказании государственной поддержки в виде гранта на реализацию проекта "Развитие семейной животноводческой фермы на базе ФХ "Обь" в размере 18 900 000) руб.
Между Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ФХ "Обь" заключено соглашение от 27.10.2016 N 322 о предоставлении гранта в форме субсидии на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного в форме юридического лица (далее -Соглашение).
В соответствии с Соглашением ответчику перечислены средства гранта в размере 18 900 000 руб. на развитие семейной животноводческой фермы на базе фермерского хозяйства. Фактическое перечисление средств осуществлено платежными поручениями от 02.12.2016 N 374 (на сумму 763 500 руб.), от 15.12.2016 N 383 (на сумму 783 500 руб.), от 21.12.2016 N 386 (на сумму 3 789 158,10 руб.), от 21.09.2017 N 6467 (на сумму 3 961 500 руб.), от 21.09.2017 N 6468 (на сумму 172 341,90 руб.), от 29.11.2018 N 9004 (на сумму 1 512 872,09 руб.), от 29.11.2017 N 9005 (на сумму 2 127 216,44 руб.), от 11.12.2018 N 9547 (на сумму 652 274,74 руб.), от 19.12.2018 N 9884 (на сумму 3 312 636,73 руб.), от 21.12.2018 N 10038 (на сумму 1 845 000 руб.).
По результатам контрольного мероприятия, проведенного Службой контроля автономного округа, выявлено несоответствие получателя требованиям, установленным пунктом 2.1 порядка, а именно то, что глава ФХ "Обь" Степанов Виктор Васильевич (ИНН 860306441490) с 07.10.2009 по настоящее время является участником общества с ограниченно ответственностью "Деловая Русь" (ИНН 8603100610), что, по мнению Департамента, является нарушением пункта 3.10, 3.11 порядка (в редакции от 10.06.2016).
17.03.2021 ответчику направлено требование (уведомление) о возврате средств субсидии в размере 18 900 000 руб. (38-Исх-1678).
Неисполнение обязанности возвратить субсидию послужило основанием для обращения Департамента с заявлением о взыскании субсидии в судебном порядке.
Принятое Арбитражным Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение от 09.08.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются индивидуальным предпринимателям в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Цели и условия предоставления денежных средств из бюджета ХМАО-Югры в рамках государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года" определены в Приложении 9 к Порядку предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ по государственной программе (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.3 указанного Приложения 9 к Порядку гранты предоставлялись главам крестьянских (фермерских) хозяйств, прошедшим конкурсный отбор на включение в состав участников государственной программы, в соответствии с названным порядком.
В силу подпункта 4 пункта 2.1 Приложения 9 к Порядку в целях получения субсидии главы хозяйств не могли являться учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
Пунктом 3.3 государственной программы установлено, что заявители обязаны были предоставить в конкурсную комиссию следующие документы (подлинники или их копии, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке): 1) заявку для участия в конкурсе (далее - заявка); 2) доверенность на право подачи заявки от имени заявителя, в случае если заявка подается не заявителем, а его представителем; 3) список членов крестьянского (фермерского) хозяйства и наемных работников; 4) копии паспортов членов крестьянского (фермерского) хозяйства; 7) копию соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, учтенного в Федеральной налоговой службе Российской Федерации; 8) копию документа, подтверждающего открытие банковского счета; 9) документы, подтверждающие наличие денежных средств в размере не менее 40 процентов от стоимости приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг на развитие семейной животноводческой фермы, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 процентов от стоимости приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг на развитие семейной животноводческой фермы; 10) декларации о доходах или книгу учета доходов и расходов (на последнюю отчетную дату и за предшествующий финансовый год); 11) бизнес-план по развитию семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства со сроком окупаемости не более 8 лет по форме, утвержденной департаментом; 12) план расходов по форме, утвержденной департаментом; 13) в случае если в крестьянском (фермерском) хозяйстве находятся в собственности либо аренде земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, документы, подтверждающие их наличие; 14) в случае если в крестьянском (фермерском) хозяйстве находятся в собственности либо аренде сельскохозяйственные постройки, техника, животноводческие помещения, склады, документы, подтверждающие их наличие; 15) в случае если в крестьянском (фермерском) хозяйстве имеются в наличии сельскохозяйственные животные, справку-расчет о движении поголовья сельскохозяйственных животных по форме, утвержденной Департаментом; 16) в случае членства в перерабатывающем сельскохозяйственном кооперативе или наличии договоров с хозяйствующими субъектами о поставке на переработку сельскохозяйственной продукции, производимой семейной животноводческой фермой, подтверждающие документы; 17) рекомендательные письма (не менее двух) от органов местного самоуправления, или общественных организаций, или поручителей (по усмотрению Заявителя); 18) в случае наличия проектно-сметной документации на планируемые объекты, наличия договоров на оказание услуг, поставку оборудования, техники, животных, инвентаря, подтверждающие документы; 19) любые иные дополнительные документы, в отношении которых Заявитель считает, что они могут повлиять на решение конкурсной комиссии.
Согласно пункту 3.4 Департамент самостоятельно в течение 1 рабочего дня запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия, установленного Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", по необходимости следующие документы, в том числе выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 5, статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения об учредителях или участниках юридического лица являются частью Единого государственного реестра юридических лиц, являются открытыми и общедоступными.
В рассматриваемом случае главой ФХ "Обь" Степановым В.В. была представлена заявка на участие в конкурсе по отбору участников программного мероприятия по развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в конкурсную комиссию по отбору участников программных! мероприятий по поддержке начинающих фермеров по развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств при Департаменте природных ресурсбв и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры.
В заявке на получение субсидии, а так же в приложенных документах глава ФХ "Обь" Степанов В. В. не заявлял об отсутствии у него членства (участия) в других хозяйственных обществах, в связи с чем представление таких сведений не может квалифицироваться как предоставление недостоверной информации.
Глава ФХ "Обь" представил в адрес департамента документы в том объеме и с такими сведениями, которые установлены в пункте 3.3 государственной программы.
Департамент, располагая представленными документами имел возможность проверить сведения о Степанове В. В., в том числе посредством получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц. Тем самым при соблюдении должной степени осмотрительности департамент мог и должен был установить факт наличия у Степанова В. В. статуса учредителя коммерческого юридического лица, который является препятствием для получения гранта. Между тем департамент такой возможностью не воспользовался.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 24.08.2018 N 305-ЭС18-12180 по делу N А41-53450/2017, доводы о несоответствии получателя гранта установленным требованиям подлежат отклонению, поскольку в рамках правоотношений по получению гранта стороны руководствовались Порядком, которым регулируются не только действия заявителей и получателей субсидии, но и процедура работы конкурсной комиссии по рассмотрению заявок претендентов, в обязанности которой входит рассмотрение поданных пакетов документов и проверка отраженных в них сведений. Субсидия была предоставлена ввиду соответствующего положительного решения конкурсной комиссии, фактов недостоверности предоставленных им сведений выявлено не было.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что денежные средства в размере 18 900 000 руб., полученные ответчиком в качестве гранта, были освоены в период с 2016 по 2019годы.
Так, в соответствии с представленным на рассмотрение комиссии Бизнес-планом построено животноводческое помещение на 1000 голов, размером 60x25м, в соответствии с проектно-сметной документацией. Объект введен в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 86ш86504000-8-2018 от 31.05.2018, Выпиской из ЕГРН от 16.07.2018. Объекту присвоен кадастровый номер 86:04:0000001:119902. Объект снабжен устройством сетей водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, электроснабжения, освещения.
В объекте установлено следующее оборудование: система поения, кормления, навозоудаления (пластиковые щелевые полы), вентиляции, блочной котельной установкой БКУ-300. Система поения и кормления включает, в том числе бункерную кормушку для свиней, корыто из нержавеющей стали 600*350, систему очистки воды. Блочная котельная установка БКУ-300 смонтирована снаружи помещения и подключена к существующей сети отопления животноводческого помещения.
Также ответчик закупил свиней в количестве 192 головы возрастом от 6-8 месяцев, в соответствии с ветеринарным свидетельством N 2271154344 от 11.07.2019 г.
Кроме того, Ответчиком в развитие семейной животноводческой фермы были вложены собственные денежные средства в размере 12 600 000 руб. что составляет 40 % от общей стоимости мероприятий связанных со строительством.
Учитывая, что оснований для отказав в предоставлении гранта Комиссией после проверки представленных в составе заявки документов не выявлено, принимая во внимание, что гранд израсходован ответчиком по целевому назначению, Департамент о нецелевом использовании субсидии не заявлял, не оспаривал доказательства, представленные ответчиком в обоснование целевого использования, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для возврата гранта.
Таким образом, отказав в удовлетворении исковых требований Департамента, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Департамент при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платил и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.08.2021 по делу N А75-9566/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9566/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Ответчик: ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО "ОБЬ"