г. Москва |
|
10 ноября 2021 г. |
Дело N А40-20664/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей О.В. Савенкова, В.В. Валюшкиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д. Гапоновым, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества
города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03 июня 2021 года
по делу N А40-20664/21, принятое судьей Ю.А. Скачковой,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Фрегата"
(ОГРН: 1057747685720, 101000, г Москва, переулок Потаповский, 5 стр.1)
к Департаменту городского имущества города Москвы
(ОГРН: 1037739510423; 123112, г Москва, проезд 1-й Красногвардейский, дом 21 строение 1)
третье лицо: Правительство Москвы
о признании права на имущественную поддержку
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Груздев И.А. - ген. директор, приказ N 3-к от 21.09.2021; Сукачев Э.В. по доверенности от 28.12.2020, удостоверение N 8924 от 05.04.2007;
от ответчика: Геворков И.С. по доверенности от 23.12.2020, диплом 1077240559665 от 11.07.2014;
от третьего лица: Геворков И.С. по доверенности от 19.08.2020, диплом 1077240559665 от 11.07.2014;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фрегата" (далее - ООО "Фрегата", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) м о признании права ООО "Фрегата" на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства в виде предоставления льготной ставки арендной платы в размере 4750 руб. кв.м. в год на 2021 год за нежилое помещение по договору аренды от 16.10.2003 N 01-00979/03 нежилых помещений общей площадью 289,2 кв. м, квартал 103, (подвал, пом. I, к. I л/кл. А, 1-ый этаж, пом. I к. 5-9, л/кл. А, 2-ой этаж, пом. I, к. 1-4, 14, 14а, 15,15а, 22, л/кл. А), расположенных по адресу г. Москва, Потаповский пер, дом 5, строение 1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на то, что истец в Межведомственную комиссию не обращался, ввиду чего оснований для предоставления льготных прав истцу не имелось.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были надлежащим образом извещены в суде первой инстанции, считаются надлежаще извещенными.
В заседании суда апелляционной инстанции 08.11.2021 представитель ответчика и третьего лица доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2021 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 16.10.2003 между Департаментом (арендодатель) и ЗАО "Сефитаксервис" (арендатор) заключен договор на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения) находящегося в собственности Москвы N 01-00979/03, общей площадью 289,2 кв. м, расположенного по адресу: город Москва, Потаповский пер, дом 5, строение 1.
На основании протокола-соглашения о переуступке прав на аренду от 05 ноября 2008 года, права и обязанности по договору аренды от 16.10.2003 N 01-00979/03 в полном объеме перешли от ЗАО "Сефитаксервис" к ООО "Фрегата".
Срок действия договора был согласован сторонами и установлен с 01.07.2003 по 16.09.2018.
После истечения срока действия договора аренды истец продолжает (до урегулирования судом разногласий, возникших между ООО "Фрегата" и Департаментом при заключении договора купли-продажи нежилых помещений) пользоваться арендуемым помещением, договор аренды возобновил свое действие на тех же условиях на неопределенный срок.
Согласно пункту 2 дополнительного соглашения от 17.09.2013 к договору, в случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды стороны пришли к соглашению, что ставка арендной платы считается измененной арендодателем в одностороннем порядке.
В этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло. Данное условие является обязательным для сторон и считается согласованным с даты, указанной в нормативном акте.
ООО "Фрегата" 15.01.2021 получило уведомление Департамента о ставке арендной платы с 2021 года (от 21.12.2020 N ДГИ-И33- 6-72045/20-(0)-1), согласно которому, предыдущая ставка арендной платы 4 750 рублей за кв. м в год (без НДС) отменяется, а с 01.01.2021 в соответствии с расчетом действует рыночная ставка арендной платы с учетом коэффициента-дефлятора в 2021 году 18 445 рублей 88 копеек за кв. м в год (без НДС) (к перечислению в год арендная ставка без НДС - 5 334 548 рублей 50 копеек).
Истец не согласен с увеличением ставки арендной платы в связи со следующим.
Истец с 01.08.2016 года является субъектом малого предпринимательства, арендующим помещения менее 300 кв. м. на основании договора аренды, заключенного без проведения торгов, и имеет право на применение льготной ставки, которая предоставлялась ему департаментом в 2020 году и ранее.
Право на применение льготной ставки арендной платы истцом не утрачено.
Поскольку регистрационные данные и статус истца не изменялись, то истец и в 2021 году также, как и в 2020 году (и ранее), имеет право на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства в виде предоставления льготной ставки арендной платы в размере 4 750 рублей кв.м, в год (без НДС) на 2021 года за нежилое помещение по договору аренды от 16.10.2003 N 01-00979/03 нежилых помещений, общей площадью 4 289,2 кв.м.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.
Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (пункт 5 статьи 3 Закона N 209-ФЗ).
В части 1 статьи 16 Закона N 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие). Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона).
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Субъект Российской Федерации - город Москва принял Закон от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (далее - Закон города Москвы N 60), регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
Данным законом определены формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
В пунктах 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540- ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом N 209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Правительство Москвы, осуществляющее от имени города Москвы 8 полномочия по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, Закона N 209-ФЗ и Закона города Москвы N 60 в декабре 2012 года приняло Постановление N 800-ПП о предоставлении имущественной поддержки в виде установления с 01.10.2013 ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв.м в год следующим группам субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов: арендующим объекты площадью до 300 кв.м; арендующим объекты площадью свыше 300 кв.м, осуществляющим деятельность в области здравоохранения и образования.
На основании Постановления N 800-ПП в данной редакции льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - добросовестным арендаторам объектов площадью до 300 кв.м, не нарушающим условия договоров.
В пункте 2.4 указанного постановления во всех редакциях предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" (далее - Постановление N 812-ПП) с 01.01.2017 установлена ставка арендной платы в размере 4500 рублей за кв.м в год:
- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 постановления);
- субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.2 постановления);
- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий: используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: торговли товарами продовольственных групп; социального питания; бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (пункт 1.3.1 постановления); используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (пункт 1.3.2 постановления).
Постановлением N 812-ПП из пункта 1.1 Постановления N 800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом. Постановление N 800-ПП дополнено пунктом 1(1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в 10 размере 3 500 рублей за кв.м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) данного постановления.
Таким образом, исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4500 рублей за кв.м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3 500 рублей за кв.м.
Как верно отметил суд первой инстанции, пункт 1 Постановления N 800-ПП устанавливает критерием для предоставления названной ставки добросовестным субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, является аренда нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без торгов.
Истец как субъект малого предпринимательства, арендующий объект нежилого фонда площадью до 300 квадратных метров, находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, имеет право пользоваться имущественной поддержкой в виде установления ставки арендной платы в размере 4 750 руб. за кв. м в год без обращения в Межведомственную комиссию.
Соответствие ООО "Фрегата" критериям Постановления Правительства N 800- ПП от 25.12.2012 для получения льготной ставки арендной платы установлено предоставлением департаментом имущественной поддержки истцу в виде установления ставки арендной платы в размере 4 750 руб. за кв. м в год в 2020 году.
ООО "Фрегата" в 2020 году (и ранее) пользовалось имущественной поддержкой в виде предоставления льготной ставки арендной платы за I кв. м., установленной в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП. Арендные отношения истца и ответчика не прекращались, договор не был расторгнут и является действующим. Установленный Постановлением Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП порядок не требует соблюдения заявительного порядка и получения положительного заключения межведомственной комиссии, поскольку такое право предоставляется автоматически.
Следовательно, на субъекты малого предпринимательства соответствующие критериям, установленным в пункте 1.1 Постановления Правительства N 800-ПП (арендующим объекты площадью до 300 кв.м.), и претендующие на имущественную поддержку в виде установления ставки арендной платы в размере 4 750 руб. за 1 кв. м в год, действие п. 2.1. Постановления N 800-ПП не распространяется.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Департамента о том, что без обращения в Межведомственную комиссию истец не имеет права на получение права на льготную ставку.
Департамент указывает на необходимость приостановления судом производства по делу с учетом того, что договор аренды от 16.10.2003 N 01-00979/03 расторгнут уведомлением от 24.11.2020 N ДГИ-И-84380/20, а арендная плата договором аренды и дополнительным соглашением к нему установлена на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы, тогда как вопрос о признания одностороннего расторжения договора правомерным рассматривался по делу N А40-2405/21, судебный акт по которому не вынесен.
Суд первой инстанции указанные доводы отклонил с учетом того, что уведомление ответчика от 24.11.2020 N ДГИ-И-84380/20 об одностороннем отказе от договора аренды от 16.10.2003 N 01-00979/03 обжаловано истцом в Арбитражный суд города Москвы, тогда как ООО "Фрегата" 23.05.2017 обратилось в Департамент с заявлением N 33-5-74913/17-(0)-0 о выкупе помещения, в порядке реализации своего права на предоставление государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы".
Заявление ООО "Фрегата" о выкупе арендуемого имущества было получено и принято Департаментом, что подтверждает наличие у истца оснований на возмездное отчуждение недвижимого имущества из государственной собственности города Москвы. 03.09.2018.
Департамент направил с письмом N 33-5-74913/17-(0)-14 проект договора купли-продажи.
ООО "Фрегата" 01.10.2018 подписало (с протоколами разногласий о размере выкупной цены) и направило в адрес Департамента экземпляры подписанного договора купли-продажи с протоколами разногласий к указанному договору. После получения отказа департамента в подписании протокола разногласий, ООО "Фрегата" обратилось с иском об урегулировании разногласий в Арбитражный суд города Москвы.
В настоящее время по делу N А40- 266061/18-60-2130 об урегулировании разногласий, возникших между ООО "Фрегата" и Департаментом при заключении договора купли- продажи нежилых помещений, общей площадью 289,2 кв. м, расположенных по адресу: город Москва, Потаповский пер, дом 5, строение 1, требования истца удовлетворены решением Арбитражного суда города Москвы от 02 апреля 2021 года.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2021 года решение Арбитражного суда города Москвы от 02 апреля 2021 года по делу N А40- 266061/18-60-2130 оставлено без изменения.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 июня 2021 года по делу N А40-20664/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-20664/2021
Истец: ООО "ФРЕГАТА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ