г. Санкт-Петербург |
|
09 ноября 2021 г. |
Дело N А56-32814/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: предст. Нестеров М.В. - доверенность от 15.09.2021
от заинтересованного лица: предст. Асланов Р.Т. - доверенность от 10.01.2021, предст. Федькушова М.А. - доверенность от 10.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27247/2021) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2021 по делу N А56-32814/2021 (судья Петрова Т.Ю.), принятое
по иску (заявлению) товарищества собственников жилья "Новатор"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании недействительным предписания от 29.01.2021 N 04/21/36-р
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Новатор" (далее - ТСЖ "Новатор", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 29.01.2021 N 04/21/36-р.
Решением суда первой инстанции от 15.06.2021 заявленные Товариществом требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Инспекция направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 15.06.2021 и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы, ссылаясь на положения частей 9.2 и 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает на то, что поскольку многоквартирный жилой дом по адресу: г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, д. 80 корп. 3 не оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии и решение общего собрания по данному вопросу отсутствует, следовательно, Товарищество, обязано производить расчет платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества, в соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 26.05.2017 N 50-р, которым установлены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме оборудованном лифтами - 0,94 кВт.ч в месяц на кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Податель жалобы также полагает, что Товарищество неправомерно указывает в платежных документах сумму двух обязательных платежей "вознаграждение председателю правления" и "налог на фонд оплаты труда", что составляет 1,78 руб./кв.м, тогда как согласно смете расходов и доходов ТСЖ "Новатор", утвержденной протоколом от 15.04.2020 N 1-2020 размер платы "вознаграждение председателю правления" установлен в размере 1,37 руб./кв.м.
В дополнениях к апелляционной жалобе Инспекция также ссылается на то, что вся система учета, распределения и регулирования находится в многоквартирном доме по адресу: г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, д. 80 корп. 2, следовательно, указанный прибор учета электроэнергии не отвечает требованиям к коллективному (общедомовому) прибору учета, при этом Товарищество для расчета платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества многоквартирного дома использует площади всех жилых и нежилых помещений в двух многоквартирных домах (корп. 2 и корп. 3). Податель жалобы также ссылается на то, что постановлением мирового судьи судебного участка N 58 Санкт-Петербурга от 24.06.2021 N 5-329/2021-58 Товарищество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания Инспекции от 29.01.2021 N 04/21/36-р.
В судебном заседании 05.10.2021 представители Инспекции поддержали доводы апелляционной жалобы; представитель Товарищества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 18.01.2021 N 04/21/36-Р Инспекцией в отношении заявителя проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращениях от 18.12.2020 N ОБ-2040-46/20-0-0 и от 29.12.2020 N ОБ-2040-48/20-0-0, по результатам которой составлен акт проверки от 29.01.2021 N04/21/36-Р, в котором отражены следующие нарушения:
1) размер обязательного платежа "вознаграждение председателю правления ТСЖ", выставленного к оплате за май-июнь 2020 собственникам квартир N N 21, 22, 29, 58 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, б-р Новаторов, д. 80, корп.3, в размере 1,78 руб./кв.м не соответствует размеру платы, определенному органом правления Товарищества на основе сметы доходов и расходов на 2020 год, утвержденной на общем собрании членов ТСЖ "Новатор" (протокол от 15.04.2020 N 1-2020), что является нарушением пункта 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N491);
2) размер расходов на оплату электрической энергии ("э/эн. МОП"), потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, б-р Новаторов, д. 80, корп. 3, за июнь-август 2020 для собственников квартир N N 21, 22, 29, 58 при отсутствии коллективного прибора учета в многоквартирном доме определен без учета норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 26.05.2017 N 50-р (нарушение части 9.3 статьи 156 ЖК РФ, пункта 29 Правил N491).
По результатам проверки Инспекцией выдано ТСЖ "Новатор" предписание от 29.01.2021 N 04/21/36-Р об устранении вышеуказанных нарушений.
Полагая вынесенное Инспекцией предписание незаконным, Товарищество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Товариществом требования, признал недействительным предписание Инспекции от 29.01.2021 N 04/21/36-Р в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции и отмены решения суда первой инстанции от 15.06.2021 в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества.
В соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Пунктом 33 Правил N 491 определено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органа управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Применительно к рассматриваемой ситуации и с учетом вышеприведенных нормативных положений, общее собрание членов Товарищества, являющееся высшим органом управления Товарищества, должно утверждать размер обязательных платежей за содержание общего имущества на основании ежегодно утверждаемой сметы доходов и расходов, и утвержденный общим собрание размер платы является обязательным также для собственников, которые не являются членами Товарищества.
Пунктом 1 оспариваемого предписания Товариществу вменено устранение нарушения пункта 33 Правил N 491, выразившегося в том, что размер обязательного платежа "вознаграждение председателю правления ТСЖ", выставленного к оплате за май-июнь 2020 года собственникам квартир NN 21, 22, 29, 58 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, б-р Новаторов, д. 80, корп.3, в размере 1,78 руб./кв.м не соответствует размеру платы, определенному органом правления Товарищества на основе сметы доходов и расходов на 2020 год, утвержденной на общем собрании членов ТСЖ "Новатор" (протокол от 15.04.2020 N 1-2020).
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, пунктом 13 сметы доходов и расходов ТСЖ "Новатор" на 2020 год, утвержденной протоколом общего собрания членов ТСЖ "Новатор" от 15.04.2020 N 1-2020, утверждена величина ежемесячного тарифа "вознаграждение председателю правления" в размере 1,37 руб./кв.м. При этом, пунктом 13.1 сметы также определен размер обязательного налога на фонд оплаты труда в размере 0,41 руб./кв.м (который подлежит взысканию с выплаченного председателю вознаграждения, в соответствии с положениями налогового законодательства и законодательства об обязательных страховых взносах).
Таким образом, суммировав указанные в пунктах 13 и 13.1 сметы доходов и расходов суммы, получается размер платы 1,78 руб./кв.м, что соответствует общему размеру платы по графе "вознаграждение председателю", отраженному в квитанциях за май-июнь 2020 года, которые должны быть оплачены собственниками жилья. Поименованные в пунктах 13 и 13.1 сметы доходов и расходов ТСЖ "Новатор" на 2020 год тарифы были утверждены в полном объеме общим собранием членов ТСЖ "Новатор", оформленным протоколом от 15.04.2020 N 1-2020, а соответственно являются обязательными к уплате как членами Товарищества, так и собственниками квартир, которые не являются членами Товарищества в силу положений пункта 33 Правил N 491 и части 6 статьи 155 ЖК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Товариществом не допущено нарушенияй требований пункта 33 Правил N 491, в связи с чем пункт 1 предписания от 29.01.2021 N 04/21/36-Р признан недействительным.
Пунктом 2 оспариваемого предписания Товариществу вменено нарушение части 9.3 статьи 156 ЖК РФ, пункта 29 Правил N 491, выразившееся в том, что размер расходов на оплату электрической энергии ("э/эн. МОП"), потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, б-р Новаторов, д. 80, корп.3, за июнь-август 2020 года для собственников квартир NN 21, 22, 29, 58 при отсутствии коллективного прибора учета в многоквартирном доме определен без учета норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 26.05.2017 N 50-р.
В соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 9.3 статьи 156 ЖК РФ при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции из пояснений представителя Товарищества, в управлении ТСЖ "Новатор" находятся 2 многоквартирных дома: корпус 2 и корпус 3 дома 80 по бульвару Новаторов, объединенных единой инженерно-энергетической системой, оснащенной общими системами учета холодного водоснабжения, теплоснабжения и энергоснабжения (общедомовые нужды). При этом вся система учета, распределения и регулирования находится в корпусе 2; там же находятся подкачивающие насосы, которые работают для корпуса 2 и 3. В корпусе 3 дома 80 по бульвару Новаторов не установлены какие-либо узлы учета энергоресурсов. Данные обстоятельства Инспекцией в ходе проведения проверки не опровергнуты.
Как следует из материалов дела, пунктом 4.5 сметы доходов и расходов ТСЖ "Новатор" на 2020 год, утвержденной протоколом общего собрания членов ТСЖ "Новатор" от 15.04.2020 N 1-2020, установлено, что размер платы по статье "электроэнергия МОП" определяется по общедомовому счетчику с применением городского тарифа.
Учитывая изложенное, при расчете платы за электрическую энергию ("э/эн. МОП"), потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, б-р Новаторов, д. 80, корп.3, за июнь-август 2020 года, Товариществом были применены показания общего для корпусов 2 и 3 прибора учета, установленного в корпусе 2 дома 80 по бульвару Новаторов. При этом, Товариществом при расчете за электроснабжение на общедомовые нужды также применена общая площадь корпусов 2 и 3 дома 80 по бульвару Новаторов, что соответствует решению общего собрания членов ТСЖ "Новатор", оформленному протоколом от 15.04.2015 N 1-2015, которым принято решение утвердить фактически используемую систему расчета, при которой все расчеты выполнены относительно суммарной площади жилых и нежилых помещений корпуса 2 и корпуса 3 (вопрос 2 бюллетеня 2).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что с учетом особенностей коммуникаций корпусов 2 и 3 дома 80 по бульвару Новаторов Товарищество правомерно рассчитывает размер расходов на оплату электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, не установив нарушения Товариществом требований пункта 29 Правил N 491 и пункта 9.3 статьи 193 ЖК РФ, правомерно признал недействительным также пункт 2 предписания от 29.01.2021 N04/21/36-Р.
Добровольное исполнение Товариществом предписания от 29.01.2021 N 04/21/36-Р в части пункта 1 не свидетельствует о его законности и не лишает Товарищество права на обжалование данного предписания.
Ссылки Инспекции на постановление мирового судьи судебного участка N 58 Санкт-Петербурга от 24.06.2021 N 5-329/2021-58, которым Товарищество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания Инспекции от 29.01.2021 N 04/21/36-р, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В материалы дела не представлены доказательства вступления данного постановления от 24.06.2021 N 5-329/2021-58 в законную силу (представлена копия постановления без отметок о вступлении в силу).
Кроме того в силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Правовая квалификация, данная судом общей юрисдикции при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности совершенному заявителем деянию, с учетом статьи 69 АПК РФ не является обязательной для арбитражного суда; арбитражный суд не связан выводами суда общей юрисдикции о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм (пункт 16.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 308-АД15-8967 по делу NА32-38213/2014, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2019 N 306-КГ18-19998 по делу N А65-7944/2017).
Таким образом, положения части 3 статьи 69 АПК РФ не предусматривают преюдициального значения постановления мирового судьи, вынесенного по делу об административном правонарушении, для арбитражного суда, рассматривающего дело.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Товариществом требования в полном объеме.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции и отмены решения суда от 15.06.2021 не имеется
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 июня 2021 года по делу N А56-32814/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-32814/2021
Истец: ТСЖ НОВАТОР
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга, Государственная инспекция Санкт-Петербурга