город Омск |
|
10 ноября 2021 г. |
Дело N А46-7844/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Еникеевой Л.И., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11211/2021) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда от 09.08.2021 по делу N А46-7844/2021 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359, адрес: 644043, Омская область, город Омск, улица Красный путь, дом 3) к крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Балуево" (ОГРН 1025501974651, ИНН 5532002270, адрес: 646419, Омская область, Саргатский район, село Новотроицк, улица 30 лет Победы, 7, 2) о взыскании 1 369 500 руб.
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Черновой Ирины Анатольевны по доверенности от 14.01.2021 N 145; Белянинной Маргариты Игоревны по доверенности от 14.10.2021 N 6899;
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Минсельхозпрод Омской области, Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Балуево" (далее- КФХ "Балуево", ответчик) о взыскании 1 369 500 руб.
Решением Арбитражного суда от 09.08.2021 по делу N А46-7844/2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что КФХ "Балуево" не достигнут показатель результативности в размере 100 процентов, предусмотренный подпунктом 2 пункта 22.1 Порядка N 252-п: не обеспечено создание новых постоянных рабочих мест, что является основанием для возврата бюджетных средств, полученных ответчиком в виде гранта.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчиком в материалы дела и не представлен.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя истца, установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
Индивидуальным предпринимателем главой КФХ "Балуево" Балуевым Александром Алексеевичем 10.08.2017 в Минсельхозпрод Омской области подана заявка на участие в конкурсе для предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм.
По результатам рассмотрения указанной заявки Минсельхозпродом Омской области и индивидуальным предпринимателем Балуевым А.А. 26.09.2017 заключено соглашение N 12-СЖФ о предоставлении из областного бюджета грантов на развитие семейных животноводческих ферм (далее- соглашение).
Средства гранта в общей сумме 3 000 000 руб. зачислены 20.10.2017 на счет индивидуального предпринимателя Балуева А.А. N 40601810850042060004, открытый в Управлении Федерального казначейства по Омской области (далее также - УФК по Омской области).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 22.1 Порядка предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм, утверждённого постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п (далее также - Порядок N 252-п), показателем результативности является, в том числе количество новых постоянных рабочих мест, созданных в КФХ (единиц).
Согласно показателям результативности, указанным в приложении N 1 к соглашению, количество новых постоянных рабочих мест, созданных КФХ, осуществлявших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств государственной поддержки, составляет плановое значение показателя результативности - 4 новых рабочих места.
Из предоставленного в Минсельхозпрод Омской области отчета о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2021 (далее - отчет) новые рабочие места индивидуальным предпринимателем Балуевым А.А. не созданы.
Посчитав, что индивидуальным предпринимателем Балуевым А.А. не достигнут показатель результативности в размере 100 процентов, предусмотренный подпунктом 2 пункта 22.1 Порядка N 252-п, не обеспечено создание новых постоянных рабочих мест, Минсельхозпрод Омской области 26.02.2021 направил в адрес указанного лица уведомление о возвращении средств областного бюджета, полученных в виде гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
Отсутствие выплат в названном размере повлекло обращение Минсельхозпрода Омской области в Арбитражный суд Омской области с соответствующим исковым заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 09.08.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно при их использовании по целевому назначению.
Требование Минсельхозпрода Омской области о взыскании с бюджетных средств, полученных ответчиком в виде гранта, мотивировано ненадлежащим исполнением индивидуальным предпринимателем Балуевым А.А. обязательств, предусмотренных соглашением, в части обеспечения достижения значений показателя результативности "количество новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших грантовую поддержку в году получения гранта". Правовым последствием указанного, по мнению истца, является возврат суммы субсидии в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в сумме 1 369 500 р.
Согласно пункту 2 Порядка N 252-п целью предоставления грантов на развитие фермы является софинансирование затрат глав КФХ, связанных с развитием на территории сельских поселений Омской области семейных животноводческих ферм, включая: 1) разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм; 2) строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм; 3) строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства; 4) комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж; 5) покупку сельскохозяйственных животных в сельскохозяйственных организациях всех форм собственности и (или) у индивидуальных предпринимателей, включая КФХ.
Подпунктом 6 пункта 22 Порядка N 252-п закреплено, что условиями предоставления грантов на развитие фермы является, в том числе создание не менее 3 постоянных рабочих мест в КФХ в течение 2 лет со дня предоставления гранта на развитие фермы.
В соответствии с пунктом 27 Порядка N 252-п в случае недостижения главой КФХ показателей результативности, указанных в пункте 22.1 настоящего Порядка, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения указанных обстоятельств направляет уведомление о возврате гранта на развитие фермы в размере, пропорционально невыполненным показателям.
Согласно пункту 3.4 соглашения одним из условий представления субсидии является достижение конкретных показателей результативности в соответствии Порядком N 252-п и соглашением.
В соответствии с приложением N 1 к соглашению плановым значением показателя результативности "количество новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших грантовую поддержку в году получения гранта" является значение 4.
Как усматривается из представленного индивидуальным предпринимателем Балуевым А.А. в Минсельхозпрод Омской области отчета по состоянию на 12.01.2021, ответчиком постоянные рабочие места в указанном количестве не созданы.
Вместе с тем, факта нецелевого использования ответчиком денежных средств, полученных в качестве гранта, в ходе проверки Министерством не установлено, что также следует из решения Арбитражного суда Омской области от 24.11.2020 по делу N А46-9074/2020, оставленного без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021, которым с индивидуального предпринимателя Балуева А.А. пользу Минсельхозпрода Омской области взыскано 261 000 руб. денежных средств, полученных в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Достижение значения показателя результативности в части создания новых постоянных рабочих мест в количестве 4 единиц (то есть 100%), исходя из описанных в деле N А46-9074/2020 фактических обстоятельств, по достижении 24 месяцев со дня предоставления субсидии, как указано в пункте 5.3.5 соглашения, уже рассматривалось на предмет установления обстоятельств целевого (нецелевого) расходования средств предоставленного вспоможения.
Необходимость создания рабочих мест в каждом отчётном периоде Минсельхозпродом Омской области не обоснована, такая необходимость не предусмотрена Порядком N 252-п и условиями соглашения. Оценка возможности сохранения соответствующих рабочих мест в следующих за рассмотренным в деле N А46-9074/2020 периодах, по верному замечанию суда первой инстанции,, также нивелируется, поскольку изначально требуемое значение показателя результативности достигнуто не было..
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении исковых требований Министерства, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Министерство при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платило и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда от 09.08.2021 по делу N А46-7844/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Л.И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7844/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: КРЕСТЬЯНСКОЕ/ФЕРМЕРСКОЕ/ХОЗЯЙСТВО "БАЛУЕВО" в лице Балуева А.А.