г. Киров |
|
10 ноября 2021 г. |
Дело N А17-5886/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Кононова П.И., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Вохмянина П.С., действующего на основании доверенности от 15.10.2021.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу областного бюджетного учреждения здравоохранения "Кинешемская центральная районная больница"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.08.2021 по делу N А17-5886/2021
по заявлению областного бюджетного учреждения здравоохранения "Кинешемская центральная районная больница" (ИНН 3703007051, ОГРН 1023701273144)
к Управлению Федерального казначейства по Ивановской области (ИНН 3728015865; ОГРН 1023700551710)
о признании недействительным пункта 1 представления,
УСТАНОВИЛ:
областное бюджетное учреждение здравоохранение "Кинешемская центральная районная больница" (далее - заявитель, ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ивановской области (далее - ответчик, УФК по Ивановской области, Управление, надзорный орган) о признании недействительным представления от 24.03.2021 N 33-22-24/1045 в части пункта 1.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 30.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что спорные выплаты не являются выплатами стимулирующего характера, а представляют собой дополнительные выплаты к выплатам стимулирующего характера, предусмотренным Постановлением Правительства Ивановской области от 30.12.2015 N 642-п. Кроме того Учреждение полагает, что спорные выплаты осуществлены на основании регионального нормативного документа - Порядка N 619-п, а не на основании федерального нормативного-правового акта.
УФК по Ивановской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу опровергает заявленные в ней доводы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 05.10.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 06.10.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
УФК по Ивановской области явку представителя в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя Управления.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказов от 29.12.2020 N 345 и от 25.01.2021 N 23, в связи с поручением Федерального казначейства 11.12.2020 N N 07-04-05/17-25838, специалистами УФК по Ивановской области в отношении ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ" проведена внеплановая выездная проверка осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" в части использования средств дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р. Проверяемый период - 2020 год.
В ходе проведения проверки Управлением установлено, среди прочего, что в нарушение статьи 78.1 БК РФ, пункта 81 статьи 217 НК РФ, пунктов 1, 2, 6 Порядка N 619-п ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ" в декабре 2020 года с сумм дополнительных выплат стимулирующего характера, начисленных медицинским работникам Учреждения за ноябрь, декабрь 2020 года, не подлежащих обложению НДФЛ, удержан и перечислен в налоговый орган НДФЛ в сумме 232 950,00 рублей, что повлекло недоплату дополнительных выплат стимулирующего характера работникам ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ" в той же сумме.
Результаты проверки подробно отражены в акте внеплановой выездной проверки от 04.02.2021.
24.03.2021 по итогам проверки в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктом 7 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 N 1095 (далее - Федеральный стандарт N 1095), УФК по Ивановской области в адрес Учреждения выдано представление N 33-22-24/1045, которым Учреждению предложено, среди прочего, в срок до 01.07.2021 устранить выявленное нарушение путем возмещения его работникам неправомерно удержанной суммы НДФЛ в размере 232 950,00 рублей (пункт 1).
Полагая, что упомянутое представление в части пункта 1 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимых для признания пункта 1 представления недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).
В силу пункта 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета (абзац 1). Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (абзац 2).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений; контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов; контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета; контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
Представление Управления от 24.03.2021 оспаривается Учреждением только в части пункта 1, которое содержит указание на нарушение статьи 78.1 БК РФ, пункта 81 статьи 217 НК РФ, пунктов 1, 2, 6 Порядка N 619-п, выразившееся в том, что в декабре 2020 года Учреждение с сумм дополнительных выплат стимулирующего характера, начисленных его медицинским работникам за ноябрь, декабрь 2020 года, не подлежащих обложению НДФЛ, удержало и перечислило в налоговый орган НДФЛ в сумме 232 950,00 рублей, что повлекло недоплату дополнительных выплат стимулирующего характера работникам ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ" в той же сумме.
В силу пункта 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества (абзац 1).
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (абзац 2).
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации (абзац 3).
Как усматривается из обстоятельств дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р установлено выделение Минфину России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году бюджетные ассигнования в размере 10 000 000 тысяч рублей на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (далее - Распоряжение N 3118-р). Согласно названному Распоряжению размер дотаций бюджету Ивановской области составил 53 458,1 тысяч рублей.
Постановлением Правительства Ивановской области от 10.12.2020 N 619-п утвержден Порядок предоставления дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (далее - Порядок N619-п), определяющий порядок и условия осуществления обозначенных дополнительных выплат.
В силу пункта 3 Порядка N 619-п дополнительные выплаты устанавливаются на ноябрь - декабрь 2020 года и исчисляются из расчета фактически отработанных работником смен в календарном месяце согласно табелю учета рабочего времени за смены работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию скорой медицинской помощи и специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (участвовал в оказании медицинской помощи, обеспечивал оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти смены, только у одного работодателя только по одному трудовому договору (абзац 1).
Дополнительные выплаты устанавливаются дополнительно к выплатам стимулирующего характера, предусмотренным постановлением Правительства Ивановской области от 30.12.2015 N 642-п "О системе оплаты труда работников государственных учреждений Ивановской области, подведомственных Департаменту здравоохранения Ивановской области" (абзац 2).
Дополнительные выплаты, предусмотренные настоящим Порядком, учитываются в расчете средней заработной платы для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска работникам, которым в соответствии с настоящим Порядком такие выплаты предоставлялись в 2020 году (абзац 3).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Ивановской области от 10.12.2020 N 619-п финансовое обеспечение осуществления дополнительных выплат осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Департаменту здравоохранения Ивановской области, источником финансового обеспечения которых являются средства дотации бюджету Ивановской области на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, на цели, указанные в пункте 1 настоящего постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.12.2020 между Департаментом здравоохранения Ивановской области и ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ" заключено соглашение N 420 о порядке и условиях предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели, предметом которого явилось предоставление Учреждению из бюджета Ивановской области субсидии в сумме 2 698 457 рублей 56 копеек в соответствии с целевым направлением расходования средств субсидии, указанным в разделе 3 соглашения (пункт 2.1.1).
В качестве направления расходования субсидии данным соглашением указано на осуществление дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (раздел 3).
Субсидия на иные цели для осуществления дополнительных выплат медицинским и иным работникам в 2020 году зачислена на лицевой счет ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ" платежным поручением от 21.12.2020 N 679489 в сумме 2 698 457 рублей 56 копеек (КБК 005 0909 01Б0358480 612 доп. код 20-58480-00000-00000).
Приказами ОБУЗ "Кинешемская ЦРБ" от 21.12.2020 N 1197 "Об установлении дополнительных выплат медицинским и иным работникам" и от 22.12.2020 N 1202 "Об установлении дополнительных выплат медицинским и иным работникам" на основании протоколов заседании комиссии от 21.12.2020 N 2 и от 22.12.2020 N 4 медицинским работникам Учреждения установлены дополнительные выплаты на общую сумму 2 029 860 рублей 47 копеек (вид расходов 111).
Учреждение перечислило дополнительные выплаты на счета своих медицинских работников в соответствии с реестрами на зачисление в сумме 1 792 101 рублей 82 копейки (платежные поручения от 22.12.2020 N N 697084, 697087, 697088,697089, 697090, 697096, 697098, 697100, от 24.12.2020 N 726480, от 25.12.2020 N 752757).
При этом платежными поручениями от 22.12.2020 N N 697085, 697095 Учреждением налоговому органу перечислен НДФЛ, начисленный с дополнительных выплат за ноябрь, декабрь 2020 года, в общей сумме 232 950,00 рублей.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, предусмотрен в статье 217 НК РФ.
Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) внесены изменения, в частности, в пункт 81 статьи 217 НК РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона N 172-ФЗ указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.
Согласно пункту 81 статьи 217 НК РФ доходы в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Таким образом, с 01.01.2020 не облагаются НДФЛ выплаты стимулирующего характера, если выполняются все следующие условия:
- выплаты назначены за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку;
- получатель участвовал в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции;
- деньги перечисляются на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации;
- источник финансирования - бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации.
Как следует из акта внеплановой проверки от 04.02.2021 в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р, распоряжением Департамента здравоохранения Ивановской области от 21.12.2020 N 1080 "О распределении бюджетных ассигнований на дополнительные выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции" в целях осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (далее - дополнительные выплаты стимулирующего характера, медицинские работники), Департамент здравоохранения Ивановской области заключил с Учреждением соглашение о порядке и условиях предоставления из областного бюджета субсидии на иные цели от 21.12.2020 N 420 в размере 2 698 457 рублей 56 копеек.
Источником субсидии являлась дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации в рамках подпрограммы "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами".
Таким образом, финансовое обеспечение дополнительных выплат осуществлялось в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Департаменту здравоохранения Ивановской области, источником финансового обеспечения которых являлись средства дотации бюджету Ивановской области на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, на цели, указанные в пункте 1 Постановления Правительства Ивановской области от 10.12.2020 N 619-п.
Суд первой инстанции, установив, что дополнительные выплаты медицинским и иным работникам медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения Ивановской области, произведены в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 10.12.2020 N 619-п, за счет средств дотаций, выделенных на основании Распоряжения N 3118-р (за счет средств федерального бюджета), сделал правильный вывод о том, что соответствующие дополнительные выплаты подпадают под пункт 81 статьи 217 НК РФ и не подлежат обложению НДФЛ.
При таких обстоятельствах обжалуемым решением обоснованно отказано Учреждению в удовлетворении заявленных требований. Основания для иной оценки представленных в материалы дела доказательств суд апелляционной инстанции не установил.
Настаивая на недействительности представления Управления от 24.03.2021 в части пункта 1, заявитель жалобы ссылается на то, что спорные выплаты не являются выплатами стимулирующего характера (как указано в пункте 81 статьи 217 НК РФ) и представляют собой дополнительные выплаты к выплатам стимулирующего характера, предусмотренным Постановлением Правительства Ивановской области от 30.12.2015 N 642-п.
Минфин России в письмах от 22.04.2021 N 03-04-07/30491, от 23.06.2021 N 03-04-09/49447 неоднократно указывал, что вопрос обложения налогом на доходы физических лиц выплат медицинским и иным работникам, производимых за счет средств дотаций, выделенных в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации N 3118-р, следует рассматривать с учетом правового статуса данных выплат, установленного соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на основании которых производятся указанные выплаты.
Как указано выше, в силу пункта 1 Порядка N 619-п его положениями определены порядок и условия осуществления дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (далее - Порядок, работники, дополнительные выплаты).
Дополнительные выплаты предоставляются работникам, осуществляющим трудовую деятельность в государственных учреждениях здравоохранения Ивановской области, подведомственных Департаменту здравоохранения Ивановской области (далее - учреждения), в которых оказывается скорая медицинская помощь и специализированная медицинская помощь в стационарных условиях, направленная на диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции.
С учетом изложенных положений Порядка N 619-п спорные выплаты адресованы лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, следовательно, не облагаются НДФЛ. Доводы Учреждения об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Довод заявителя о том, спорные выплаты осуществлены на основании регионального нормативного документа - Порядка N 619-п, а не на основании федерального нормативного-правового акта, в связи с чем положения пункта 81 статьи 217 НК РФ был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правильно отклонен им на основании следующего.
Порядок N 619-п, по своей сути, утвержден в связи с изданием Распоряжения N 3118-р в целях осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
При этом сам по себе Порядок N 619-п не является основанием для осуществления рассматриваемых дополнительных выплат, он лишь определяет порядок, условия и размеры этих выплат медицинским и иным работникам в Ивановской области; основанием для произведения спорных выплат явились федеральные нормативные документы.
Таким образом, суд первой инстанции правильно заключил, что дополнительные выплаты медицинским и иным работникам медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения Ивановской области, производимые в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 10.12.2020 N 619-п, за счет средств дотаций, выделенных на основании Распоряжения N 3118-р, подпадают под пункт 81 статьи 217 НК РФ и не подлежат обложению НДФЛ.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на письмо Минфина России от 18.01.2021 N 03-04-09/1964 не опровергает изложенный выше вывод, поскольку в данном письме также разъяснено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде выплат стимулирующего характера, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, следует признать обоснованными выводы суда первой инстанции о законности пункта 1 оспариваемого представления от 24.03.2021.
Таким образом, повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные участвующими в нем лицами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи и в совокупности с подлежащими применению положениями действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в данном случае совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания недействительным пункта 1 оспариваемого представления.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.08.2021 по делу N А17-5886/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.08.2021 по делу N А17-5886/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу областного бюджетного учреждения здравоохранения "Кинешемская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-5886/2021
Истец: ОБУЗ "Кинешемская центральная районная больница"
Ответчик: УФК по Ивановской области
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд