г. Владимир |
|
10 ноября 2021 г. |
Дело N А43-18104/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.09.2021 по делу N А43-18104/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению федерального государственного казенного учреждения "422 Военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 5262313761, ОГРН 1155262001938) о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Нижнего Новгорода от 22.04.2021 N 062S19210012472.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Нижнего Новгорода (далее по тексту - Фонд) в отношении федерального государственного казенного учреждения "422 Военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - Учреждение) провело проверку достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
В ходе проверки установлено, что по электронным каналам связи Учреждением 13.02.2021 в Фонд представлены сведения по форме СЗВ-М "исходная" за январь 2021 года на 1716 застрахованных лиц.
Учреждение 26.02.2021 представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за январь 2021 года в отношении 66 застрахованных лиц, сведения о которых ранее не были представлены.
По результатам проверки составлен акт от 23.03.2021 N 062S18210008400 и принято решение от 22.04.2021 N 062S1921001247, которым Учреждение привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона N27-ФЗ, в виде штрафа в размере 33 000 рублей (500 рублей за каждое застрахованное лицо).
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 03.09.2021 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Фонд указывает, что в соответствии с действующим законодательством предоставление сведений по форме "дополняющая" за пределами срока сдачи отчетности на лиц, в отношении которых сведения ранее не представлялись, приравнивается к несвоевременному представлению сведений с наложением предусмотренных законом санкций.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу считает решение законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учёта, представляемые в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учёта, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах, утверждённой приказом Министерства труда Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее по тексту - Инструкция N 766н), действующей с 19.02.2017.
Представление страхователями в пенсионный орган корректирующих сведений также предусматривается Инструкцией N 766н.
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передаётся в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В силу пункта 39 Инструкции N 766н в случае представления страхователем уточнённых (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточнённые (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчётный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несёт ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
На основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу правовой позиции, закрепленной в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного суда РФ N 4 (2018), утвержденного Президиум ВС РФ 26.12.2018, в случае, если страхователь самостоятельно выявил и исправил ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах, до истечения срока, установленного в уведомлении органа пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, а именно представил в орган пенсионного фонда соответствующие дополнительные сведения, мера публичной ответственности к нему не применяется.
Как следует из материалов дела, в исходной форме отчет СЗВ-М за январь 2021 года Учреждением представлен 13.02.2021 в установленный законом срок.
Учреждение 26.02.2021 представило сведения по форме N СЗВ-М с типом "дополняющая" за январь 2021 года на 66 застрахованных лиц, ранее не указанное в исходной форме.
Поскольку Учреждение 26.02.2021 по собственной инициативе и еще до составления Акта (составлен Фондом только 23.03.2021) представило в Фонд дополнительные сведения на застрахованных лиц, основания для применения к страхователю штрафных санкций отсутствовали.
В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок в представленных им сведениях персонифицированного учета.
При этом ни статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией N 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточнённые/исправленные).
Доказательства, свидетельствующие о выявлении самим Фондом ошибки или неполноты в сведениях и направлении в адрес Управления соответствующего уведомления об их устранении (пункт 37 Инструкции N 766н), в материалы дела не представлены.
В данном случае, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Фондом, Управление реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в Фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к Управлению финансовые санкции, предусмотренные, абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Таким образом, у Фонда не имелось оснований для привлечения Учреждения к ответственности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законности и обоснованности принятого судом судебного акта.
Принимая во внимание, что Федеральный закон N 27-ФЗ предусматривает право страхователей представить скорректированные сведения о застрахованных лицах в органы Пенсионного фонда при обнаружении ошибок в ранее представленных сведениях, и не содержит исключений из этого права для случаев, когда сведения об отдельных застрахованных лицах ранее не были представлены в Пенсионный фонд (абзац пятый статьи 17), то применительно к подпункту 1 пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации реализация данного права страхователем до обнаружения ошибки Пенсионным фондом или до истечения срока, указанного в уведомлении Пенсионного фонда, влечет за собой освобождение от ответственности в виде штрафных санкций.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.09.2021 по делу N А43-18104/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Нижнего Новгорода оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-18104/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "422 ВОЕННЫЙ ГОСПИТАЛЬ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВЕТСКОМ РАЙОНЕ Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА