город Омск |
|
10 ноября 2021 г. |
Дело N А46-9053/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Еникеевой Л.И., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11557/2021) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26.08.2021 по делу N А46-9053/2021 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359, адрес: 644043, Омская область, город Омск, улица Красный путь, дом 3) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кикимбаевой Индире Боранбаевне (ОГРНИП 317554300003689, ИНН 552501017967) о возврате 937 500 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Черновой Ирины Анатольевны по доверенности от 14.01.2021 N 145; Беляниной Маргариты Игоревны по доверенности от 14.10.2021 N 6899;
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кикимбаевой Индиры Боранбаевны - лично, предъявлен паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Минсельхозпрод Омской области, Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кикимбаевой Индире Боранбаевне (далее - ИП глава КФХ Кикимбаева И.Б., ответчик) о взыскании 937 500 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.08.2021 по делу N А46-9053/2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что ИП главой КФХ Кикимбаевой И.Б. не достигнуто значение показателя результативности, установленного Министерством в Соглашении: не выполнено обязательство по созданию 8 новых постоянных рабочих мест; по состоянию на 01.01. 2021 ответчиком фактически создано только 3 новых рабочих места. Недостижение показателей результативности, по мнению Министерства, указывает на неэффективное расходование ответчиком бюджетных средств, полученных в виде гранта.
Отзыв на апелляционную жалобу ИП главой КФХ Кикимбаевой И.Б. в материалы дела и не представлен.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.
ИП глава КФХ Кикимбаева И.Б. возразила на доводы апелляционной жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя истца, ответчика, установил следующие обстоятельства.
ИП главой КФХ Кикимбаевой И.Б. 16.08.2017 в Минсельхозпрод Омской области подана заявка на участие в конкурсе для предоставления грантов из областного бюджета на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам.
По результатам рассмотрения указанной заявки между Минсельхозпродом Омской области и ИП главой КФХ Кикимбаевой И.Б. 26.09.2017 заключено соглашение N 24-НФ о предоставлении из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - соглашение).
Пунктом 3.3 соглашения определено, что направлением расходов предоставления субсидии является приобретение животноводческого помещения (коровника) в количестве 1 шт. и приобретение крупного рогатого скота (коровы) в количестве 31 шт.
20.10.2017 средства гранта в общей сумме 3 000 000 руб. зачислены на счёт предпринимателя N 40601810850042060004, открытый в Управлении Федерального казначейства по Омской области (далее также - УФК по Омской области).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 17 и пунктом 17.1 Порядка предоставления грантов из областного бюджета на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам, утверждённого постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п (далее - Порядок предоставления грантов), одним из условий предоставления гранта является достижение значений показателей результативности, установленных Министерством; показателем результативности является, в том числе, количество новых постоянных рабочих мест, созданных в КФХ (единиц).
Согласно показателям результативности, указанным в приложении N 1 к соглашению, количество новых постоянных рабочих мест, созданных КФХ, осуществлявших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств государственной поддержки, составляет 8 новых рабочих мест.
Согласно предоставленному в Минсельхозпрод Омской области отчёту о достижении значений показателей результативности (далее также - отчёт) по состоянию на 01.01.2021 (текст содержит опечатку в дате), индивидуальным предпринимателем главой КФХ Кикимбаевой И.Б. фактически создано 3 новых рабочих места.
В соответствии с пунктом 24 Порядка предоставления грантов в случае недостижения главой КФХ показателей результативности, указанных в пункте 17.1 Порядка, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения указанных обстоятельств направляет уведомление о возврате гранта на развитие фермы в размере, пропорционально невыполненным показателям.
Посчитав, что индивидуальным предпринимателем Кикимбаевой И.Б. не достигнуто плановое значение показателя результативности, предусмотренное приложением N 1 к соглашению в части количества подлежащих созданию новых рабочих мест, Минсельхозпрод Омской области 01.03.2021 направил в адрес указанного лица уведомление о возвращении средств областного бюджета, полученных в виде гранта, в размере, пропорциональном невыполненным показателям, а именно в сумме 937 500 руб.
Неосуществление ответчиком выплаты в названном размере послужило основанием для обращения Минсельхозпрода Омской области в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 26.08.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Исходя из положений статьи 28, пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ), субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Вместе с тем данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий и их использования не по целевому назначению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно при их использовании по целевому назначению.
Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств регламентирован статьей 78 БК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Частью 2 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в числе прочего, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из части 3 статьи 78 БК РФ следует, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, требование Минсельхозпрода Омской области мотивировано ненадлежащим исполнением ИП главой КФХ Кикимбаевой И.Б. обязательств, предусмотренных соглашением, в части обеспечения достижения значений показателя результативности "количество новых постоянных рабочих мест, созданных КФХ, осуществляющих проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств государственной поддержки", который применительно к соглашению, заключённому с Кикимбаевой И.Б., установлен в размере 8 рабочих мест, в то время как по состоянию на 01.01.2021 предпринимателем создано 3 новых рабочих места.
Правовым последствием указанного, по мнению Министерства, является возврат суммы субсидии в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в сумме 937 500 руб. на основании пункта 24 Порядка предоставления грантов.
Вместе с тем, согласно подпункту 5 пункта 17 Порядка предоставления грантов условием предоставления грантов на развитие КФХ и единовременной помощи является, в том числе, создание не менее одного постоянного рабочего места на каждый 1 млн. руб. гранта, но не менее одного нового постоянного рабочего места на один грант в течение 18 месяцев.
Согласно отчёту ИП главы КФХ Кикимбаевой И.Б. от 01.01.2021 с момента получения гранта до 01.01.2021 ИП Кикимбаевой И.Б. создано 3 новых рабочих места.
Кроме того, из представленных ИП главой КФХ Кикимбаевой И.Б. в материалы дела документов (договор оказания услуг б/н от 01.04.2020, договор оказания услуг б/н от 01.06.2021, договоры оказания услуг б/н от 16.08.2021) следует, что ИП Кикимбаевой И.Б. в рамках развития КФХ создано ещё 3 новых рабочих места, поскольку соглашение не содержит условий, согласно которым рабочие места могут заполняться предпринимателем только посредством заключения трудовых договоров.
Системное толкование положений Трудового кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что работниками являются граждане, выполняющие работу на основании трудового или гражданско-правового договоров, и оба вида оснований выполнения работ учитываются при составлении работодателем и заказчиком работ отчётности для целей обязательного социального страхования работников.
Из условий соглашения не следует, что ИП глава КФХ Кикимбаева И.Б. обязана заключить именно трудовые договоры, а не договоры на оказание услуг, в соглашении указано на обязанность создания постоянного рабочего места.
Согласно штатному расписанию от 28.12.2020 в крестьянском (фермерском) хозяйстве Кикимбаевой И.Б. созданы 8 новых постоянных рабочих места: 2 доярки, 4 разнорабочих, 2 скотника.
В настоящее время работу в крестьянском (фермерском) хозяйстве Кикимбаевой И.Б. выполняют: 1 доярка и 2 разнорабочих.
При этом ИП главой КФХ Кикимбаевой И.Б. ведется работа по поиску работников на вакансии разнорабочих, скотника, доярки.
Так, представленными в материалы дела скриншотом страницы в сети "Интернет" объявления о поиске работников, справкой Министерства труда и социального развития Омской области от 25.06.2021 N 1760002/2118 о постановке на учёт в КУ ЦЗН Кормиловского района для поиска работников для заполнения свободных рабочих мест) подтверждается, что Кикимбаевой И.Б. предпринимаются зависящие от неё действия по поиску работников для выполнения трудовых обязанностей на основании трудовых договоров по незанятым рабочим местам, свободным в соответствии со штатным расписанием КФХ Кикимбаевой И.Б. N 1 от 28.12.2020, однако до настоящего времени лица, желающие заключить соответствующие договоры и выполнять трудовые обязанности на постоянной основе, не найдены.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7.2 соглашения срок его действия установлен до 26.09.2022, при этом какие-либо промежуточные контрольные сроки достижения установленных для предпринимателя показателей результативности использования гранта соглашением не предусмотрены.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления грантов целью предоставления грантов на развитие КФХ является софинансирование затрат начинающих фермеров по созданию и развитию на территории сельских поселений Омской области КФХ, включая, в том числе, приобретение сельскохозяйственных животных в сельскохозяйственных организациях всех форм собственности и (или) у индивидуальных предпринимателей, включая КФХ, приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу пункта 3.3 соглашения направлением расходов предоставления субсидии, выделенной Кикимбаевой И.Б., является приобретение животноводческого помещения (коровника) в количестве 1 шт. и приобретение крупного рогатого скота (коровы) в количестве 31 шт.
Представленными в материал дела договором купли-продажи сельскохозяйственных животных от 26.11.2018 б/н, актом приёма-передачи сельскохозяйственных животных по договору от 26.11.2018, товарной накладной от 26.11.2018 N 1, платёжным поручением от 27.11.2018 N 1, подтверждается фактическое приобретение предпринимателем за счёт средств гранта крупного рогатого скота - коров в количестве 31 шт.; договором купли-продажи от 26.10.2017, актом приёма-передачи от 26.10.20217, платёжным поручением от 07.11.2017 N 2, от 08.11.2017 N 6 подтверждается приобретение предпринимателем за счёт средств гранта одного коровника с молокоприводом.
Таким образом, денежные средства, полученные в качестве гранта, в полном объёме использованы ИП главой КФХ Кикимбаевой И.Б. по целевому назначению, факта нецелевого использования субсидии на основании материалов дела не установлено и Министерством не выявлено.
При этом прирост объёма сельскохозяйственной продукции, произведённой КФХ Кикимбаевой И.Б., составил 124%.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том. что недостижение предпринимателем установленного соглашением показателя результативности "количество новых постоянных рабочих мест, созданных КФХ, осуществляющих проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств государственной поддержки" (8 единиц) в данном случае обусловлено объективными причинами предпринимательского риска, в связи с чем не может расцениваться в качестве свидетельствующего о пренебрежительном отношении ответчика к исполнению принятых на себя по соглашению обязательств или о невозможности достижения целей предоставления гранта.
В рассматриваемом случае действия, совершённые ИП главой КФХ Кикимбаевой И.Б. в рамках исполнения соглашения, заключённого с Министерством, отвечают целям государственной программы субсидирования развития крестьянского (фермерского) хозяйства и не могут расцениваться в качестве ненадлежащего исполнения предпринимателем принятых на себя обязательств по использованию гранта.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, создание ответчиком 6 новых рабочих мест вместо 8 (как это предусмотрено соглашением) само по себе не может рассматриваться в качестве обстоятельства, свидетельствующего о нецелевом расходовании средств предоставленной субсидии или о необходимости возложения на ответчика обязательства возвратить средства гранта в бюджет, поскольку целью предоставления таких средств (как об этом прямо указано и в Порядке предоставления грантов, и в самом соглашении) является приобретение сельскохозяйственных животных и сельскохозяйственного оборудования, необходимого для увеличения объёмов производства сельскохозяйственной продукции, и соответствующие требования выполнены главой КФХ надлежащим образом.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении исковых требований Министерства, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Министерство при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платило и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 26.08.2021 по делу N А46-9053/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Л.И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9053/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП КИКИМБАЕВА ИНДИРА БОРАНБАЕВНА