город Самара |
|
10 ноября 2021 г. |
Дело N А55-31107/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Колодиной Т.И., Буртасовой О.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Добычиной Е.А., с участием: от истца: представитель Адонина Е.К. (доверенность от 24.09.2021 N 109), от ответчика: представитель Вдовина О.П. (доверенность от 14.01.2020), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2021 (судья Шаруева Н.В.) по делу N А55-31107/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" к товариществу собственников жилья "Жигулевские ворота" о взыскании долга,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к товариществу собственников жилья "Жигулевские ворота" (далее - ответчик) о взыскании 145 670 руб. 87 коп. долга (с учетом уточнения размера исковых требований)
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.08.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020, иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16.04.2021 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Ответчик заявил о повороте исполнения, просил взыскать с истца в пользу ответчика 150 980 руб. 87 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2021 в иске отказано, заявление ответчика о повороте исполнения судебного акта удовлетворено.
Истец обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе истец просит решение Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2021 отменить, принять новый судебный акт, иск удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Ответчик в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил апелляционную жалобу удовлетворить, а представитель ответчика возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "ЭкоСтройРесурс" (региональный оператор) и ТСЖ "Жигулевские ворота" (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019 N ТКО-395/УО на условиях типового договора, исходя из пункта 8 (12) постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156) и имеющейся между сторонами переписки, по условиям которого региональный оператор принял на себя обязательство оказывать услуги по погрузке ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, от источников образования и мест накопления ТКО, а также их транспортированию и передаче в места размещения ТКО.
Правилами N 1156 на регионального оператора возложена обязанность обеспечивать транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846, а также Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 N 95 утвержден предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).
Проект договора от 01.01.2019 N ТКО-935/УО-Т на оказание услуг по обращению с ТКО был направлен ответчику, который, в свою очередь, указал на уведомление истца о не согласии с условиями представленного проекта договора, в том числе в части расчета цены услуг, исходя из количества и объемов мусорных контейнеров.
Согласно пункту 8 (12) Правил N 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 4.1 договора учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", производится следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 2.3 договора расчет стоимости оказываемых региональным оператором услуг произведен согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с пунктом 2.6 договора потребитель ежемесячно в полном объеме в безналичной форме оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В период с мая по июль 2019 года региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО с места (площадки) накопления ТКО, расположенных по адресу согласно Приложению N 1 к договору.
У ТСЖ "Жигулевские ворота" отсутствует собственная контейнерная площадка, в связи с чем в договоре предусмотрено условие о коммерческом учете ТКО расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО.
Так как у ответчика образовалась задолженность по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 02.05.2019 по 31.07.2019, истец обратился в суд с иском к ответчику.
Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил из следующего.
ТСЖ "Жигулевские ворота" является эксплуатирующей организацией поселка с индивидуальной жилой застройкой, многоквартирных жилых домов в поселке не, а собственники домовладений не заключали с ним договоров по обращению с ТКО, напротив, направляли заявки региональному оператору для заключения прямых договоров с региональным оператором.
У ТСЖ "Жигулевские ворота" отсутствуют правовые основания для заключения от своего имени и в интересах собственников договора на оказание услуг но обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором ООО "ЭкоСтройРссурс" в соответствии с пп. "б" п. 148(5) Правил N 354.
Принимая во внимание, что действующее законодательство предусматривает возможность заключения договора между региональным оператором и ТСЖ, обслуживающим поселки /микрорайоны с индивидуальной застройкой, только в случае наличия между ТСЖ и собственниками домовладений письменных договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также учитывая, что ТСЖ "Жигулевские ворота" указанных договоров с собственниками домовладений не заключало, между региональным оператором и ТСЖ "Жигулевские ворота" договор N 395/УО от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО нельзя признать заключенным ни на условиях, содержащихся в проекте договора, ни на условиях Типового договора, приложенного к "Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами", утв. Постановлением Правительства РФ N 1156 от 12.11.2016.
Поскольку, решение суда от 05.08.2020, отмененное впоследствии (16.04.2021), было исполнено, что подтверждается инкассовым поручением N 31777 от 18.03.2021, а документы, свидетельствующие о возврате ТСЖ "Жигулевские ворота" денежных средств в сумме 150 980 руб. 87 коп. ООО "ЭкоСтройРесурс" не представлены, заявление о повороте исполнения решения арбитражного суда от 05.08.2020 признано судом первой инстанции подлежащим удовлетворению.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 49, 110, 167-171, 176, 180, 181, 289, 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктами 148 (5), 148 (10), 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", пунктом 2.6 постановления Правительства Самарской области от 06.08.2018 N 449 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в иске и удовлетворил заявление ответчика о повороте исполнения судебного акта.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.08.2021 по делу N А55-31107/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
Т.И. Колодина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31107/2019
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: ТСЖ "Жигулевские ворота"
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16058/2021
19.08.2021 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-31107/19
16.04.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1483/2021
29.10.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13554/20
05.08.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-31107/19