10 ноября 2021 г. |
Дело N А84-3654/2021 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кузняковой С.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" на решение Арбитражного суда города Севастополя, принятое 02 августа 2021 года по делу N А84-3654/2021 путем подписания резолютивной части (.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2021 года.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю о назначении административного наказания, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, прокуратуры Гагаринского района города Севастополя, ТСН садоводческое некоммерческое товарищество "Интеграл",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" (далее по тексту - общество, заявитель, ООО "Севастопольэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - заинтересованное лицо, Крымское УФАС России) от 19.05.2021 N 082/04/9.21-599/2021 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
По рассмотренному в упрощенном порядке данному делу Арбитражным судом города Севастополя принято решение путем подписания 02 августа 2021 года резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) об отказе в удовлетворении заявления.
Резолютивная часть решения принятого по делу судебного акта размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в картотеке арбитражных дел (https://www.kad.arbitr.ru.), открытой для публичного просмотра. Мотивированное решение по настоящему делу изготовлено судом 10 августа 2021 года.
Не согласившись с принятым решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования и отменить оспариваемое постановление. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение норм материального права. Полагает, что в его действиях не имеется признаков вменяемого административного правонарушения, так как со стороны общества не имело место навязывание услуг, не предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что административный орган не согласен с ее доводами, так как заявитель нарушил абз. 3 п. 19 Правил N 861.
Апелляционная жалоба, информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещены арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru.
В соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Гагаринского района города Севастополя на основании решения от 25.02.2021 N 71 проведена проверка ООО "Севастопольэнерго" за период с 25.02.2021 по 24.06.2021 в части исполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики и тарифном регулировании, по результатам которой прокуратурой Гагаринского района города Севастополя в отношении общества постановлением от 31.03.2021 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Проведенной проверкой установлено, что 17.08.2020 ООО "Севастопольэнерго" в рамках осуществления мероприятий по технологическому присоединению ТСН СНТ "Интеграл" были выданы технические условия N 1546-20, в которых в нарушение п. 25 (5) Правил N 861 были включены требования к товариществу о применении прибора учета электрической энергии, обладающего функцией передачи данных открытым протоколом через интерфейс связи RS-485, с возможностью подключения к интеллектуальной системе учета электрической энергии. Обязанность по обеспечению прибора учета и установка прибора учета возложена на сетевую организацию, а, следовательно, включение подобного требования в технические условия является услугой (обязательством), которая не предусмотрена Правилами N 861, что запрещено п. 19 Правил N 861.
08.04.2021 материалы дела об административном правонарушении направлены в адрес Крымского УФАС России.
19.05.2021 Крымским УФАС России, в присутствии представителя общества, вынесено постановление по делу N 082/04/9.21-599/2021, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (части 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.
В абзаце 1 и 2 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") определено, что гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила N 861 определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Пунктом 6 Правил N 861 определено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ТСН СНТ "Интеграл" обратилось в ООО "Севастопольэнерго" с заявкой на осуществление технологического присоединения от 13.08.2020, на основании которой были выданы технические условия от 17.08.2020 N 1546-20.
В пунктах 11.3 указанных технических условий было указано: "Выполнить мероприятия по организации учета электрической энергии в соответствии с требованиями раздела 10 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442", а также "Применить приборы учета электрической энергии с классом точности 2,0 и выше, с функций передачи данных открытым протоколом через интерфейс связи электрической энергии (мощности), и контролем величины максимальной мощности (укомплектованным встроенным реле нагрузки)".
24.12.2020 между ООО "Севастопольэнерго" и ТСН СНТ "Интеграл" был подписан акта об осуществлении технологического присоединения N 1546/20 и акт о выполнении технических условий N 1546/20, акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии N ТП-8461.
30.03.2021 председатель ТСН СНТ "Интеграл" в объяснениях прокуратуре Гагаринского района города Севастополя указал, что прибор учета "Энергомера" модель СЕ 303 S34 74 был приобретен в связи с получением технических условий от ООО "Севастопольэнерго" и соответствующего требования в данных технических условиях об установке прибора учета.
Подпунктом п.п. "в" п. 25.1 Правил N 861 (в редакции, действующей на момент выдачи технических условий ТСН "Интеграл") установлено, что в технических условиях для заявителей, должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности. При этом согласно п. 25(5) Правил N 861 в обязательства сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению входит в том числе обеспечение учета электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов в соответствии с разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, за исключением обеспечения учета в отношении многоквартирного дома и помещений многоквартирных домов, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества.
Пунктом 19 Правил N 861 запрещено навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
Однако, пунктом 11.3 технических условий от 17.08.2020 N 1546-20, выданных ООО "Севастопольэнерго" ТСН СНТ "Интеграл", фактически заявитель обязал ТСН СНТ "Интеграл" установить прибор учета, что входит в обязанности сетевой организации, то есть самого общества. Данное обстоятельство подтверждается и объяснениями председателя ТСН СНТ "Интеграл" от 30.03.2021.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что при выдаче технических условий от 17.08.2020 N 1546-20 ООО "Севастопольэнерго" допущено нарушение требований п. 25(5) и абз. 3 п. 19 Правил, выраженных в навязывании тех обязательств потребителю, которые не предусмотрены для него требованиями законодательства в сфере электроэнергетики.
Таким образом, наличие в действиях ООО "Севастопольэнерго" события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, является доказанным.
В силу требований статей 1.5, 1.6 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что следует из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО "Севастопольэнерго" предприняло исчерпывающие меры по недопущению нарушения п. 25(5) и абз. 3 п. 19 Правил N 861, в материалы дела не представлено.
В данном случае, отсутствуют основания полагать, что нарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заявителя при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Более того, в технические условия от 17.08.2020 N 1546-20 были внесены изменения от 23.04.2021 N 1546-20И, которыми пункты 7, 10, 11.2-11.7 ТУ приняты в новой редакции.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, представленные обществом письмо ТСН СНТ "Интеграл" от 28.08.2020 N 01, платежное поручение от 26.04.2021 N 1858, договор компенсации расходов от 21.04.2021 N 310/04-21, акт приема-передачи от 21.04.2021 N 1 свидетельствуют об оперативном и быстром исправлении допущенного нарушения, но никак ни об отсутствии в действиях заявителя вины в совершенном административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений прав и законных интересов заявителя при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, судом не установлены. Также в настоящем случае отсутствуют предусмотренные ст. 4.1.1. КоАП РФ основания для замены административного штрафа предупреждением.
Административный орган, учитывая характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, правомерно избрал наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб., то есть ниже низшего предела с учетом ст. 4.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления административного органа.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы выводы суда не опровергают, не свидетельствуют о неполном исследовании материалов дела и фактически сводятся к несогласию заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Иное толкование норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, правовым основанием к отмене принятого по делу судебного акта не является.
Нормы материального права применены судом по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно статьям 65, 71 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции по указанным в апелляционной жалобе доводам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался поскольку при подаче апелляционной жалобы на решения суда о привлечении к административной ответственности уплата государственной пошлины не предусматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя, принятое 02 августа 2021 года по делу N А84-3654/2021 путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства (мотивированное решение составлено 10 августа 2021 года) оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3654/2021
Истец: ООО "Севастопольэнерго"
Третье лицо: Прокуратура Гагаринского района города Севастополя, СНТ СНТ "Интеграл", Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю