город Воронеж |
|
12 ноября 2021 г. |
Дело N А48-5504/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальный сервис" на решение Арбитражного суда Орловской области от 05.08.2021 по делу N А48-5504/2021 по заявлению Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 7107084990, ОГРН 1047101134475) о привлечении муниципального унитарного предприятия "Коммунальный сервис" г.Ливны (ОГРН 1065743004876, ИНН 5702008377) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща" (ОГРН 1155749005411 ИНН 5753056072),
при участии:
от муниципального унитарного предприятия "Коммунальный сервис" г.Ливны: Дорохов А.А. - представитель по доверенности от 11.01.2021, сроком действия, предъявлен паспорт; Волченкова Л.А. - представитель по доверенности от 11.01.2021, сроком действия, предъявлен паспорт;
от Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Овчаров Д.Л. - представитель по доверенности N 29/32 от 25.08.2021, сроком действия до 31.12.2021, предъявлен паспорт;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща" - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Приокское МРУ Росприроднадзора, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия "Коммунальный сервис" г.Ливны (далее - МУП "Комсервис" г.Ливны, Предприятие) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Определением от 14.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща" (далее - ООО "УК "Зеленая роща", управляющая компания, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 05.08.2021 заявленные требования удовлетворены, МУП "Комсервис" г.Ливны привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб. без конфискации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП "Комсервис" г.Ливны обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении требований.
Ссылается на недоказанность состава вменяемого административного правонарушения, в том числе отсутствие необходимости в лицензировании спорного вида отходов.
От Приокского МРУ Росприроднадзора поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
В отзыве указано, что в перечне отходов, разрешенных к размещению лицензией, отсутствуют такие отходы, как остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе (код по ФККО 7 41 119 11 72 4).
В судебном заседании представители МУП "Комсервис" г.Ливны апелляционную жалобу поддержали. Просили в удовлетворении заявления отказать.
Представитель административного органа возразил против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Просил оставить решение суда без изменения.
ООО "УК "Зеленая роща" в судебное заседание своих представителей не направило, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Приказом управления Росприроднадзора по Орловской области от 19.05.2016 N 231 МУП "Комсервис" г. Ливны была бессрочно выдана лицензия серии 057 N 00088 на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности :
отходы из жилищ несортированные (искл. крупногабаритные), код по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО) 7 31 110 01 72 4, класс опасности для окружающей среды - IV; виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: сбор, транспортирование, размещение;
мусор и смет уличный, код ФККО 7 31 200 01 72 4, класс опасности для окружающей среды - IV; виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: размещение;
мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (искл. крупногабаритные), код ФККО 7 33 100 01 72 4, класс опасности для окружающей среды - IV; виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: сбор, транспортирование, размещение;
мусор и смет производственных помещений малоопасный, код ФККО 7 33 210 01 2 4, класс опасности для окружающей среды - IV; виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: сбор, транспортирование, размещение.
На основании договоров аренды N 17 от 28.01.2019, N 9 от 30.11.2018, N 35 от 28.08.2020 МУП "Комсервис" г.Ливны принадлежат земельные участки площадью 10400 кв. м., 10455 кв. м., 5000 кв. м. и 11828 кв. м. соответственно, для засыпки ТБО, расположенные в 12 км от производственной базы; в 8 км. от г. Ливны на месте выработок бывшего глиняного карьера ЛКСМ вблизи н. п. Здоровецкие Выселки.
Полигон захоронения ТКО включен в ГРОРО (N 57-00030-Х00592-250914). Предприятие наделено статусом Оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
МУП "Комсервис" г. Ливны заключены договора на оказание услуг по захоронению отходов с Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ООО "УК "Зеленая роща"), в том числе:
1. Договор оказания услуг по захоронению отходов от 21.02.2020 N ЕП-2020-3/08, согласно которому МУП "Комсервис" г. Ливны принимает на себя обязательства по захоронению твердых коммунальных отходов и иных отходов IV-V класса опасности на полигоне захоронения ТКО, расположенном по адресу: Орловская область, Ливенский район, вблизи н.п. Здоровецкие Выселки. Срок действия договора с 01.02.2020 по 31.12.2020.
2. Договор оказания услуг по захоронению отходов от 28.12.2020 N ЕП-2021-3/08, согласно которому МУП "Комсервис" г. Ливны принимает на себя обязательства по захоронению твердых коммунальных отходов и иных отходов IV-V класса опасности на полигоне захоронения ТКО, расположенном по адресу: Орловская область, Ливенский район, вблизи н.п. Здоровецкие Выселки. Срок действия договора с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Из справки МУП "Комсервис" г. Ливны от 01.06.2021 N 152 об объемах транспортирования и размещения отходов за 2020-2021 годы следует, что в 2020 году захоронено 30830 т. отходов, транспортировано - 31785 т. отходов; в 2021 году (январь-апрель) захоронено 7915 т. отходов, транспортировано -9128 т. отходов.
Согласно справки МУП "Комсервис" г. Ливны от 01.06.2021 N 155 схема потоков движения отходов соблюдается согласно территориальной схемы от ООО "Экопласт".
Приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16.09.2019 N 443 утверждена Территориальная схема обращения с отходами (Далее - Территориальная схема), в том числе с твердыми коммунальными отходами Орловской области, согласно которой отходы с объекта обработки ООО "Экопласт" направляются на размещение на полигон захоронения ТКО МУП "Комсервис" г. Ливны
ООО "Экопласт" (письмо от 02.06.2021 N 07/7795) отправило на захоронение в 2020 году следующие виды отходов:
остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе IV класса опасности (код по ФККО 7 41 119 11 72 4) в количестве 25468,9 т;
остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе практически не опасные V класса опасности (код по ФККО 741 119 12 72 5) в количестве 3147,8 т.
Согласно представленных ООО "УК "Зеленая роща" сведений (письмо от 07.06.2021 N 07/7998), МУП "Комсервис" г. Ливны в 2020 году передано для размещения отходов производства и потреблении:
остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе IV класса опасности (код по ФККО 7 41 119 11 72 4) в количестве 25468,9 т от ООО "Экопласт"; в количестве 1323,7 т от ООО "Экоград", итого 26792,6 т;
остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе практически не опасные V класса опасности (код по ФККО 7 41 119 12 72 5) в количестве 3147,8 т от ООО "Экопласт"; в количестве 889,8 т от ООО "Экоград", итого 4037,6 т.
Согласно информации ООО "Экопласт" (от 09.06.2021 N 07/8123) вывозило хвостовую часть остатков сортировки с объекта обработки:
в марте 2021 года всего- 2147,61 т, в т.ч. по коду ФККО 7 41 119 11 72 4 (остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе IV класса опасности) в количестве 1911,38 т; по коду ФККО 7 41 119 12 72 5 (остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе) в количестве 236,23 т;
в апреле 2021 года всего- 2553,44 т, в т.ч. по коду ФККО 7 41 119 11 72 4 (остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе IV класса опасности) в количестве 2272,56 т; по коду ФККО 7 41 119 12 72 5 (остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе) в количестве 280,88 т;
в мае 2021 года всего- 2320,67 т, в т.ч. по коду ФККО 7 41 119 11 72 4 (остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе IV класса опасности) в количестве 2065,40 т; по коду ФККО 7 41 119 12 72 5 (остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе) в количестве 255,27 т.
Согласно Территориальной схеме, вышеуказанные отходы (остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе IV класса опасности (код по ФККО 7 41 119 11 72 4)) переданы для размещения на полигон захоронения ТКО г. Ливны МУП "Комсервис" г. Ливны от ООО "Экопласт".
На основании распоряжения от 30.04.2021 N 244-р с целью реализации п.89 Плана проведения плановых проверок Приокским МРУ Росприроднадзора была проведена плановая выездная проверка МУП "Комсервис" г.Ливны за соблюдением обязательных требований в области, в том числе осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-1V классов опасности.
В ходе проведения проверки 27.05.2021 составлен протокол N Ют-БшА осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в присутствии двух понятых и представителя Предприятия по доверенности.
В указанном протоколе отражено, что в период с 12:30 по 13:50 27.05.2021 транспортное средство с гос. номером М193СО мрки FAB осуществляло выгрузку отходов на рабочей карте полигона захоронения г. Ливны. Согласно журнала учета поступивших на полигон захоронения г. Ливны отходов данное транспортное средство транспортировало отходы ООО "Экопласт".
Осмотр проведен с применением средств фотофиксации.
Также 27.05.2021 проверяющими в присутствии двух понятых и представителя ответчика по доверенности был проведен отбор проб отходов на определение класса опасности, перемещенные ООО "Экопласт" на захоронение (протокол взятия проб и образцов от 27.05.2021 N 2-3-ОТ).
Отбор образцов и проб проведен с применением средств фотофиксации.
Пробы направлены на исследование в филиал "ПЛАТИ по Орловской области" ФГБУ "ПЛАТИ по ЦФО".
Согласно заключению по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний к протоколу от 02.06.2021 N 98-ВД отход относится к четвертому классу опасности.
Таким образом, по результатам проверки административным органом было выявлено, в том числе, осуществление деятельности по размещению отходов - остатков сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе с кодом ФККО 7 41 119 11 72 4 в отсутствие соответствующего разрешения.
Результаты проверки отражены в акт от 10.06.2021 N 244-р/57-2021.
10.06.2021 Приокским МРУ Росприроднадзора в присутствии законного защитника МУП "Коммунальный сервис" г.Ливны Волченковой Л.А. по доверенности от 11.05.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 57-02-188/2021.
Предприятию вменяется осуществление деятельности по размещению отходов - остатков сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе (код ФККО 7 41 119 11 72 4) в отсутствие соответствующей лицензии, что является нарушением ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; п.30 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Приокское МРИ Росприроднадзора обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении МУП "Комсервис" г.Ливны к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление, составивший протокол.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если его наличие прямо предусмотрено действующим законодательством.
Субъектами данного правонарушения являются граждане, юридические и должностные лица.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ, Закон о лицензировании) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
По смыслу части 2 статьи 2 Закона N 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе являются отходами 4 класса опасности, следовательно, деятельность по их хранению, транспортированию, утилизации подлежит лицензированию в общеустановленном порядке.
По указанным основаниям судом обосновано отклонен довод МУП "Комсервис" г.Ливны об отсутствии у него обязанности по лицензированию обращения с соответствующим видом бытовых отходов.
Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 утверждено Положение "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (документ утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановлением Правительства РФ от 18.09.2021).
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 утверждено новое Положение "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Положение).
Согласно п.5 Положения для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и 8 муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявление о предоставлении лицензии в соответствии с порядком, установленным статьей 13 Закона N 99-ФЗ, в котором указывает: "для работ по размещению отходов I - IV классов опасности; виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности".
Из содержания лицензии от 19.05.2016 серия 057 N 00088 не усматривается, что в перечень соответствующих видов отходов включены остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе (код ФККО 7 41 119 11 72 4).
Также не представлено сведений об обращении Предприятия в Приокское МРУ Росприроднадзора (лицензирующий орган) за внесением изменений в лицензию.
Факт нарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: договорами оказания услуг; информацией региональных операторов; актами сдачи-приемки отходов; протоколом взятия проб и образцов от 27.05.2021; заключением филиала "ЦЛАТИ по Орловской области" ФНБУ "ЦЛАТИ по ЦФО"; протоколом осмотра от 27.05.2021 N Ют-БшА; актом проверки от 10.06.2021 N 244-р/57-2021; протоколом об административном правонарушении от 10.06.2021 N 57-02-188/2021.
Таким образом, административным органом доказано наличие в деянии лица объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Наказание назначено в минимальном размере, установленном санкцией ч.2 ст.14.1 КоАП РФ для юридических лиц - 40 000 руб.
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии правовых оснований для назначения Предприятию наказания ниже низшего предела санкции в порядке частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и замены назначенного административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ, а также наличии исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Срок привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
В связи с чем, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 05.08.2021 по делу N А48-5504/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-5504/2021
Истец: ПРИОКСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: МУП "КОММУНАЛЬНЫЙ СЕРВИС" Г.ЛИВНЫ
Третье лицо: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЗЕЛЕНАЯ РОЩА"