город Воронеж |
|
10 ноября 2021 г. |
Дело N А48-4364/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Алферовой Е.Е.,
Коровушкиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Солосовского Сергея Борисовича: Захаров Г.Н., представитель по доверенности от 01.10.2021, диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция";
от Министерства обороны Российской Федерации: Ефремов А.М., представитель по доверенности от 13.11.2020 N 207/4/201д, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция";
от Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области" на решение Арбитражного суда Орловской области от 23.08.2021 по делу N А48-4364/2021 по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Солосовского Сергея Борисовича (ИНН 575300062990, ОГРНИП 314574904400142) к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Орловской области" (ИНН 5753019070, ОГРН 1025700831320) о взыскании задолженности в размере 35 171 руб.,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Солосовский Сергей Борисович (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Орловской области" (далее - Военный комиссариат Орловской области, ответчик) о взыскании задолженности по договору на изготовление и установку надгробного памятника в размере 35 171 руб.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 28.05.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 23.08.2021 с Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области" в пользу индивидуального предпринимателя Солосовского Сергея Борисовича взыскана задолженность в размере 35 171 руб., а также судебные расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что при подаче пакета документов на возмещение понесенных на изготовление и установку памятников расходов истцом не были представлены удостоверение ветерана боевых действий, ведомость выдачи данного удостоверения, прейскурант выполненных работ, а также им было приложено повторное свидетельство о смерти. Ввиду отсутствия в военном комиссариате электронной базы данных о произведенных выплатах до 2000 года при наличии в пакете документов повторного свидетельства о смерти необходимо прикладывать объяснительную, устанавливающую причину получения повторного свидетельства, а также справку о том, что ранее компенсация не выдавалась. Непредставление истцом указанных документов является нарушением пунктов 38, 40 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5.
Также ответчик отмечает, что с момента возвращения документов для доработки истец повторно в военный комиссариат не обращался. Данное обстоятельства свидетельствует, по мнению ответчика, о злоупотреблении со стороны истца правом. Возврат без исполнения материалов на возмещение расходов по изготовлению и установке надгробного памятника ветерану боевых действий не является отказом в таком возмещении, а был обусловлен лишь невыполнением требований к пакету документов.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве третье лицо поддерживает доводы апелляционной жалобы ответчика, указывает на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, полагает необходимым отменить судебный акт суда первой инстанции, отказав истцу в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области" не явился, лицо, участвующее в деле, извещено о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке. От ответчика в материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей истца и третьего лица, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 12.08.2019 между Шелковниковой А.П. (заказчик), являющейся матерью умершего военнослужащего Шелковникова Б.Б., и ИП Солосовским С.Б. (исполнитель) был заключен договор N 918 (т. 1 л.д. 12) на изготовление и установку надгробного памятника, согласно пункту 1.1 которого исполнитель обязуется изготовить из собственных материалов и установить надгробный памятник на могиле умершего (погибшего) военнослужащего, участника, инвалида ВОВ.
Согласно пункту 2.1 договора исполнитель гарантирует заказчику своевременно изготовить и установить по выбранному проекту типовой надгробный памятник на месте погребения умершего (погибшего) Шелковникова Б.Б., место захоронения д. Юшково Урицкого района, вариант памятника - гранит.
Проект надгробного памятника (с указанием стандарта, материала, технических условий, цены, и пр.), а также стоимость его изготовления и установки оформляется при заключении договора наряд - заказом.
Установка памятника производится после приемки его заказчиком в согласованные сторонами сроки и оформляется наряд - заказом.
Согласно пункту 2.2.4 договора заказчик, имеющий право на льготы, доверяет исполнителю получение (истребование) от его имени денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации для возмещения расходов, связанных с изготовлением, установкой надгробного памятника на месте погребения умершего (ей) (погибшего (ей)), что является гарантией оплаты работ, предусмотренной пунктом 1.1 настоящего договора.
Согласно квитанции N 565074 (т. 1 л.д. 16) стоимость работ, а именно: установка памятника (стелы), подставки (тумбы) и цветника из гранита; изготовление названных атрибутов захоронения; граверные работы составила 37 321 руб.
17.10.2019 между Шелковниковой А.П. и ИП Солосовским С.Б. был подписан акт приема сдачи выполненных работ (л.д. 18) о том, что весь комплекс работ по изготовлению и установке памятника выполнен в полном объеме. Стороны замечаний или возражений не имеют.
В дальнейшем, комиссия, созданная при Военном комиссариате (Урицкого, Сосковского и Шаблыкинского районов Орловской области), с выходом на место захоронения составила акт проверки подлинности и качества выполненных работ по изготовлению и установке надгробного памятника умершему ветерану боевых действий Шелковникову Борису Борисовичу. По итогам проверки установлено, что заказ выполнен своевременно и качественно, подлежит возмещению согласно действующему законодательству (т. 1 л.д. 19).
В связи с выполнением обязательств по вышеуказанному договору истец обратился в Военный комиссариат Орловской области за возмещением расходов, связанных с оказанием ритуальных услуг.
Письмом от 04.12.2019 Военный комиссариат Орловской области возвратил ИП Солосовскому С.Б. документы, связанные с возмещением затрат на изготовление и установку надгробного памятника ветерану боевых действий Шелковникову Б.Б., без исполнения в связи с тем, что в представленных документах отсутствует объяснительная по вопросу получения повторного свидетельства о смерти, удостоверение "Ветеран боевых действий" либо ведомость выдачи данного удостоверения, справка о том, что ранее компенсация не производилась (т. 1 л.д. 17).
Отказ ответчика от возмещения указанных расходов в добровольном порядке послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению. Судебная коллегия считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, исходя из следующего.
Правовое регулирование предоставления государственных гарантий умерших лиц, уволенных со службы, закреплено положениями Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, а также на изготовление и установку надгробных памятников".
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), погребение погибших (умерших) участников ВОВ, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что оплата расходов на погребение, в том числе на изготовление и установку надгробия, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, производится за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу).
В пункте 35 приказа Министра обороны РФ от 13.01.2008 N 5, который утверждает Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (далее - Порядок погребения), предусмотрено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Порядка погребения погибших военнослужащих для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотографию или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
В соответствии с пунктом 39 Порядка погребения оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после изготовления. Оплата расходов по установке надгробного памятника производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего). Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации.
Нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников и их установку для прочих определены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку военных памятников" (в редакции от 21.05.2020 N 723) в размере до 35 171 руб.
В соответствии с пунктом 36 Порядка погребения, родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников.
В силу статей 5, 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", лицо, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов. Соответствующие государственные органы обязаны оплатить таким лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим), принадлежавшим к перечисленным категориям лиц.
Как усматривается из материалов дела и не опровергается ответчиком, ИП Солосовским С.Б. 17.10.2019 был изготовлен и установлен надгробный памятник Шелковникову Б.Б.
Размер фактически понесенных затрат на изготовление и установку памятников составил 37 921 руб.
Материалами делу подтверждается, что по состоянию на дату изготовления и установки памятника Шелковникову Б.Б. в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О ветеранах", данный гражданин обладал правовым статусом ветерана боевых действий, а именно принимал участие в боевых операциях с 11.02.1985 по 10.05.1987 в составе в/ч 41920 на территории Демократической республики Афганистан, что подтверждается справкой, выданной Военным комиссаром (Урицкого, Сосковского и Шаблыкинского районов Орловской области) и Справкой Центрального архива Министерства обороны РФ (л.д. 14-15), в связи с чем в силу статьи 24 Федерального закона "О ветеранах" увековечивание памяти осуществляется за счет средств государства.
Кроме того, в указанной справке от 27.11.2019 отражено, что компенсация, предусмотренная действующим законодательством на изготовление и установку надгробного памятника умершему Шелковникову Б.Б., не выплачивалась.
Затраты на изготовление и установку памятника заявлены к возмещению с учетом размера выплаты и индексации определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460. Размер выплаты, определен в сумме 35 171 руб.
Допрошенный в судебном заседании суда первой инстанции в качестве свидетеля начальник отдела социального обеспечения Военного комиссариата Орловской области Обуховский В.Л. указал, что требования о предоставлении дополнительной информации о необходимости получения заявителями дубликатов документов связаны с тем, что у ответчика отсутствовала на момент обращения электронная база данных о произведенных выплатах, что не позволило установить, выплачивалась ли ранее заявленная компенсация, поскольку на подлиннике свидетельства о смерти производится отметка о ее выплате. Также отсутствовали иные документы.
Показания свидетеля Обуховского В.Л. не опровергают установленные по делу факты, подтверждающие наличие у родственников умершего Шелковникова Б.Б. права на компенсацию в размере 35 171 руб. расходов на изготовление и установку надгробного памятника.
Представителем ответчика и свидетелем Обуховским В.Л. подтверждено в судебном заседании, что ранее указанных выплат родственникам участника боевых действий Шелковников Б.Б. произведено не было.
Правом на получением указанной компенсации истец обладает в силу статей 5, 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и условий пункта 2.2.4 договора на изготовление и установку надгробного памятника от 12.08.2019 N 918, заключенного между ним и Шелковниковой А.П.
Таким образом, истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников, в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной в Постановлении Президиума от 28.07.2009 N 5622/09.
Поскольку понесенные истцом расходы в связи с изготовлением и установкой надгробного памятника ветеранам ветерану боевых действий (Шелковниову Б.Б) подтверждены материалами дела в том числе, фотографией с места захоронения и ответчиком не возмещены, их взыскание с ответчика в судебном порядке является законным и обоснованным.
При этом позиция ответчика о злоупотреблении правом истцом при обращении с иском спустя 2 года с момента возврата Военным комиссариатом документов на возмещение понесенных расходов, суд отклоняет, с учетом обращения истца в пределах срока исковой давности (статьи 196 ГК РФ), а также в связи с предусмотренной Конституцией РФ гарантии судебной защиты прав и свобод лиц (статей 45, 46). Сам по себе факт обращения истца в суд спустя 2 года с момента возврата Военным комиссариатом документов на возмещение понесенных расходов без повторного обращения в военный комиссариат за таким возмещением не свидетельствует о злоупотреблении правом в понимании статьи 10 ГК РФ.
Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о непредставлении истцом полного списка документов на получение компенсации возмещения затрат по изготовлению и установке памятников.
Вопреки доводам апелляционной жалобы при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции истец представил весь пакет документов, необходимый для возмещения понесенных расходов.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что при оценке представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции были нарушены положения статьи 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 23.08.2021 по делу N А48-4364/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Е.Е. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-4364/2021
Истец: ИП Солосовский Сергей Борисович
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ