г. Пермь |
|
12 ноября 2021 г. |
Дело N А71-15136/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М. В.,
судей Гладких Д.Ю., Назаровой В. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коржевой В. А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, общества с ограниченной ответственностью "Эталонмаркет",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 11 августа 2021 года
по делу N А71-15136/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Эталонмаркет" (ОГРН 1165476084146, ИНН 5404032085)
к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики (ОГРН 1021801177100, ИНН 1831044979)
о взыскании задолженности за поставленные по государственному контракту респираторы,
встречному иску Министерства здравоохранения Удмуртской Республики (ОГРН 1021801177100, ИНН 1831044979)
к обществу с ограниченной ответственностью "Эталонмаркет" (ОГРН 1165476084146, ИНН 5404032085),
третье лицо: эксперт Союза "Удмуртской Торгово-Промышленной палаты" Карпачева Светлана Михайловна,
о взыскании штрафа, неустойки, обязании вывезти поставленный товар,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эталонмаркет" (далее - ООО "Эталонмаркет", истец по первоначальному иску) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковыми требованиями к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики (далее - Минздрав УР, ответчик по первоначальному иску) о взыскании задолженности по оплате поставленных в рамках государственного контракта от 24.08.2020 N 08135000001200106720001 респираторов в размере 1 235 156 руб. 25 коп. (с учетом удовлетворения судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайства об уточнении предмета исковых требований).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен эксперт Союза "Удмуртской Торгово-Промышленной палаты" Карпачева Светлана Михайловна.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.05.2021 судом принято к производству для рассмотрения совместно с первоначальным иском встречное исковое заявление Министерства здравоохранения Удмуртской Республики ( с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к ООО "Эталонмаркет" о взыскании 123 515 руб. 62 коп. штрафа, 21 738 руб. 75 коп. неустойки в связи с ненадлежащим исполнением условий контракта от 24.08.2020 N 0813500000120010672000, обязании вывезти товар, поставленный по товарной накладной от 28.08.2020 N233 в количестве 125 000 штук на общую сумму 1 235 156 руб. 25 коп. и не соответствующий условиям аукционной документации N зз-29756-2020 и государственного контракта от 24.08.2020 N 08135000001200106720001, находящихся на складе по адресу: г. Ижевск, ул. Холмогорова 29а, в течение 7 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.08.2021 (резолютивная часть от 04.08.2021) в удовлетворении исковых требований ООО "Эталонмаркет" к Министерству здравоохранения УР отказано.
Встречные исковые требования Министерства здравоохранения УР к ООО "Эталонмаркет" удовлетворены в полном объеме.
С ООО "Эталонмаркет" в пользу Министерства здравоохранения Удмуртской Республики взыскано 145 254 руб. 37 коп., из которых 123 515 руб. 62 коп. штраф и 21 738 руб. 75 коп. неустойка в связи с ненадлежащим исполнением условий государственного контракта N 08135000001200106720001. На ООО "Эталонмаркет" возложена обязанность в течение десяти рабочих дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу вывезти товар, поставленный по товарной накладной от 28.08.2020 N 233 в количестве 125 000 штук на общую сумму 1 235 156 руб. 25 коп., находящийся по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Холмогорова, 29а.
Не согласившись с решением суда, ООО "Эталонмаркет" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит спорный судебный акт отменить, первоначальный иск удовлетворить полностью, в удовлетворении встречного отказать.
По утверждению апеллянта, вопреки выводам суда, ни аукционной документацией, ни условиями государственного контракта не предусмотрено требований о наличии на поставляемом товаре маркировки в соответствии с ГОСТ 12.4.294-2015, ни требования о соответствии указанного ГОСТ в части установления класса защиты FFP2.
Суд не дал правовой оценки доводам о том, что поставленные респираторы полностью соответствуют требованию к назначению - для использования при возможном контакте с наиболее опасными возбудителями заболеваний (туберкулез, атипичная пневмония, "птичий" грипп, грипп).
В проведении экспертизы по вопросу соответствия поставленных респираторов по своим техническим показателям уровню защиты FFP2 по ГОСТ 12.4.294-2015 судом было отказано.
Ссылка суда в решении на заключение N 054-02-01114 от 16.11.2020, составленное третьим лицом, также не позволяет устранить указанное противоречие, так как при подготовке указанного заключения не проводилось технического исследования поставленного товара, выводы сделаны на основании внешнего осмотра и установления факта отсутствия маркировки в соответствии с ГОСТ 12.4.294-2015.
Руководствуясь содержанием ч. 1 и 3 ст. 26 "Общие правил применения документов национальной системы стандартизации" Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", апеллянт отмечает, что поскольку о соответствии респираторов национальному стандарту и ГОСТ 2015 ни производитель, ни ООО "ЭталонМаркет" не заявляли, требования ГОСТ 12.4.294-2015 не являются обязательными для поставленного товара и применению не подлежат.
Ссылаясь на то, что все требования, предъявляемые к поставляемому товару, приведены в аукционной документации и государственном контракте, законом требования к качеству поставляемого товара не предусмотрены, положения пункта 4 статьи 469 ГК РФ, применению в данном случае не подлежат.
В письменном отзыве, представленном Минздравом УР, доводы апеллянта опровергнуты.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения соответствующей информации в сети Интернет в Картотеке арбитражных дел, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, каких-либо заявлений, ходатайств процессуального характера не направили. Неявка представителей указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.07.2020 Министерством здравоохранения Удмуртской Республики на официальном сайте размещено извещение N 081350000120010672 на закупку респираторов, размещена документация об электронном аукционе N зз-29756-2020.
В соответствии с частью 2 документации о закупке (Описание объекта закупки: Техническое задание) поставке в рамках договора подлежали респираторы, со следующими показателями: кратность применения - однократное; маркировка - FFP2 NR D - второй класс защиты (в соответствии с ГОСТ 12.4.294-2015 (EN 149:2001+А1:2009) Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей. Общие технические условия (Переиздание с Поправкой)); размер - универсальный, подходит для любого типа лица; назначение - для использования при возможном контакте с любыми патогенными возбудителями (грипп, атипичная пневмония); плотное прилегание к лицу - наличие.
31.07.2020 обществом "Эталонмаркет" направлена заявка на участие в аукционе в электронной форме (извещение N 081350000120010672).
31.07.2020 организатором аукциона внесены изменения в документацию об аукционе в электронной форме N зз-29756-2020 Поставка респираторов, в соответствии с которыми таблица 1 Части II "Описание объекта закупки: Техническое задание" изложена в новой редакции (л.д. 81 т. 2). В силу измененной редакции части 2 документации о закупке (Описание объекта закупки: Техническое задание) поставке в рамках договора подлежали респираторы, со следующими показателями: кратность применения - однократное или многократное; размер - универсальный, подходит для любого типа лица; назначение - для использования при возможном контакте с наиболее опасными возбудителями заболеваний (туберкулез, атипичная пневмония, "птичий" грипп, грипп); плотное прилегание к лицу - наличие.
По результатам проведенного аукциона между истцом (поставщик) и ответчиком (покупатель) заключен Государственный контракт N 08135000001200106720001 от 24.08.2020 года (далее - контракт), по условиям которого (п. 1.1), поставщик обязался в порядке и сроки, предусмотренные договором, осуществить поставку медицинских изделий Поставка респираторов (респиратор KN95 FFP2 NR) (код ОДКБ 2 - 32.50.50.190) (далее - Оборудование) в соответствии со спецификацией, а заказчик обязался в порядке и сроки, предусмотренные договором, принять и оплатить поставленное оборудование и надлежащим образом оказанные услуги.
В соответствии со спецификацией N 1 предметом поставки является респиратор (Респиратор KN95 FFP2 NR, Шаньдун Баоцзинь Медикал Эквипмент, Китай) в количестве 125 000 шт.
Поставка оборудования осуществляется поставщиком в место доставки в соответствии с отгрузочной разнарядкой (планом распределения) (приложение N 3 к договору) на условиях, предусмотренных п. 1.3. договора, однократно, в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки от заказчика, которая направляется поставщику в письменной форме (п. 5.1. контракта).
Цена контракта составила 1 235 156 руб. 25 коп., включая НДС (п. 2.2. контракта, п. 1 дополнительного соглашения N 1).
Во исполнение принятых на себя обязательств истец по товарной накладной N 233 от 28.08.2020 осуществил поставку товара.
В связи с наличием на упаковке с товаром надписи "маски немедицинские", и отсутствием приложенного регистрационного удостоверения, получатель отказался от приемки товара.
В целях устранения выявленных замечаний, истцом по первоначальному иску произведена замена упаковок с товаром, а также представлено регистрационное удостоверение на респиратор медицинский одноразовый нестерильный KN95 от 19.06.2020 N РЗН 2020/10943.
Уведомлением от 03.12.2020 N 15764/02-15 Министерством здравоохранения Удмуртской Республики указано о несоответствии поставленного товара условиям контракта, заявлен мотивированный отказ от подписания акта приема-передачи товара, предложено заменить товар товаром, соответствующим аукционной документации и контракту, в срок до 07.12.2020.
Уведомлением от 07.12.2020 N 15913/02-15 Министерством заявлено об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
28.01.2021 Министерство обратилось в адрес Общества с требованием об освобождении площадей получателя от поставленного товара.
Уклонение ответчика от оплаты товара послужило обществу "Эталонмаркет" основанием для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании долга за поставленный в рамках государственного контракта товар.
В свою очередь, Министерство здравоохранения обратилось в арбитражный суд со встречным иском к ООО "Эталонмаркет" о взыскании 123 515 руб. 62 коп. штрафа, 21 738 руб. 75 коп. неустойки в связи с ненадлежащим исполнением условий контракта от 24.08.2020 N 0813500000120010672000, обязании вывезти товар, поставленный по товарной накладной от 28.08.2020 N 233 в количестве 125 000 штук на общую сумму 1 235 156 руб. 25 коп. и не соответствующий условиям аукционной документации N зз-29756-2020 и государственного контракта от 24.08.2020 N 08135000001200106720001, находящихся на складе по адресу: г. Ижевск, ул. Холмогорова 29а, в течение 7 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, аргументы и возражения сторон, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 309, 454, 469, 520, 525, 527, нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пришел к выводу о поставке обществом товара ненадлежащего качества, не соответствующего как требованиям ГОСТ 12.4.2945-2015, так и условиям договора, а равно отсутствия у покупателя обязанности по оплате такого товара, необоснованности первоначального иска и справедливости встречного.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией проверены и признаны несостоятельными ввиду их несоответствия совокупности представленных в материалы дела Минздравом УР доказательств.
Так, утверждение апеллянта о том, что вопреки выводам суда, ни аукционной документацией, ни условиями государственного контракта не предусмотрено требований о наличии на поставляемом товаре маркировки в соответствии с ГОСТ 12.4.294-2015, ни требования о соответствии указанного ГОСТ в части установления класса защиты FFP2, опровергается описанием объекта закупки, содержащимся в техническом задании (Таблица 1, т. 2 л.д.182), согласно которому (п.1.2) объект закупки должен иметь маркировку FFP2 NR D - второй класс защиты (в соответствии с ГОСТ 12.4.294-2015 (EN 149:2001+А1:2009)Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей. Общие технические условия (Переиздание с Поправкой).
Несоответствие товара условиям аукционной документации подтверждено экспертизой товара, проведенной Союзом "Удмуртская торгово-промышленная палата" (заключение от 054-02-01114 от 16.11.2021).
Как установлено судом первой инстанции, на основании представленного фотографического снимка, поставленный обществом "Эталонмаркет" товар не соответствует требованиям к маркировке, установленным ГОСТ 12.4.294-2015, маркировка, обозначающая класс FFP2 на поставленные респираторы не нанесена, как не нанесена и иная обязательная маркировка (л.д. 101 т. 2).
Данный факт истцом по первоначальному иску не опровергнут и не оспорен.
Регистрационное удостоверение от 19.06.2020 N РЗН 2020/10943, представленное обществом "Эталонмаркет", не содержит указаний на класс защиты FFP2.
В соответствии с экспертным заключением N 054-02-01114 от 16.11.2020, составленным экспертом Союза "Удмуртская ТорговоПромышленная палата" Карпачевой Светланой Михайловной по заказу Министерства здравоохранения Удмуртской Республики, предъявленные на экспертизу респираторы в количестве 91 коробки/125 000 штук, поступившие в адрес АУЗ УР Станция скорой медицинской помощи МЗ УР по счетуфактуре (УПД) N233 от 28.08.2020, по государственному контракту N08135000001200106720001 от 24.08.2020, заключенному между Министерством здравоохранения Удмуртской Республики, г. Ижевск и ООО "Эталонмаркет", г. Новосибирск, не соответствуют требованиям документации об аукционе (номер извещения 0813500000120010672) по назначению, т.е. не могут быть использованы при возможном контакте с наиболее опасными возбудителями заболеваний (туберкулез, атипичная пневмония, птичий грипп, грипп) (л.д. 256-258 т. 2).
Из письма Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 26.04.2021 N 10-22791/21 следует, что в регистрационном досье на спорное медицинское изделие информация о классе защиты (FFP2) отсутствует, в связи с чем, медицинское изделие "Респиратор медицинский одноразовый нестерильный KN 95", поставленный в рамках контракта не может быть реализовано как изделие, соответствующее классу защиты (FFP2) (л.д. 7-8 т. 3).
С учетом изложенного правомерным является вывод суда о том, что поставленные истцом респираторы не зарегистрированы как респираторы, соответствующие классу защиты FFP2, требование о соответствии которому установлено документацией об аукционе в электронной форме N зз-29756-2020, а равно поставленные товары не соответствуют условиям конкурсной документации, не отвечают характеристикам объекта закупки, являвшегося предметом спорного договора.
С учетом установленных обстоятельств, принятого Минздравом УР решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (опубликовано в Единой информационной системе 08.12.2020); оставленного обществом "Эталонмаркет" без удовлетворения уведомления Минздрава УР о несоответствии поставленного товара условиям контракта и содержащегося в нем предложения в срок до 07.12.2020 заменить переданный товар на товар надлежащего качества; предусмотренных условиями контракта: штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательства; пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, а также правомерности требования об обязании поставщика забрать товар, не отвечающий условиям контракта и не имеющий для заказчика потребительскую ценность, встречные исковые требования, \являющиеся правомерными, справедливо удовлетворены судом.
Иного апеллянтом, в основу жалобы которого положены всесторонне исследованные судом первой инстанции обстоятельства дела, не доказано.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, который принят на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу. Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя в силу ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 августа 2021 года по делу N А71-15136/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
М.В. Бородулина |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15136/2020
Истец: ООО "Эталонмаркет"
Ответчик: Министерство здравоохранения Удмуртской Республики
Третье лицо: Карпачева Светлана Михайловна