г. Пермь |
|
12 ноября 2021 г. |
Дело N А60-21219/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Гуляевой Е.И., Дружининой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,
при участии:
от истца - не явились,
от ответчика - Дубасова Л.В., представитель по доверенности, паспорт, диплом, Плешкова С.А., представитель по доверенности, паспорт, диплом,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 августа 2021 года
по делу N А60-21219/2021
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (ОГРН 1026605251287, ИНН 6661089658)
к акционерному обществу "Транснефть-Прикамье" (ОГРН 1021601763820, ИНН 1645000340)
о внесении изменений в договоры аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - истец, Министерство, Минприроды СО) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Транснефть-Прикамье" (далее - ответчик, общество, АО "Транснефть-Прикамье") о внесении изменений в договоры аренды лесного участка от 27.07.2018 N 119/18-з, от 27.07.2018 N 118/18-з, от 27.07.2018 N 120/18-з, от 27.07.2018 N 121/18-з, от 28.08.2018 N 138/18-з, от 25.10.2018 N 170/18-з, от 29.06.2018 N 97/18-з в редакции дополнительных соглашений к договорам аренды от 27.07.2018 N 119/18-з, от 27.07.2018 N 118/18-з, от 27.07.2018 N 120/18-з, от 27.07.2018 N 121/18-з, от 28.08.2018 N 138/18-з, от 25.10.2018 N 170/18-з, от 29.06.2018 N 97/18-з. В качестве правового обоснования заявленных требований истец ссылается на положения статей 424, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.08.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство обжаловало решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование жалобы заявитель выражает несогласие с выводом суда об отсутствии оснований для пересчета арендной платы за прошлые периоды. Указывает, что в расчетах платы неверно применен коэффициент к ставкам арендной платы, в связи с чем, по мнению заявителя, имеются основания для внесения изменений в условия договоров в части порядка расчета арендной платы. Ссылаясь на то, что участки используются под нефтепроводы, заявитель считает неверным вывод суда о том, что вся земля лесных участков, переданных в аренду, является просекой.
В апелляционный суд от общества "Транснефть-Прикамье" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик выразил несогласие с доводами жалобы, считает их необоснованными; просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ответчика возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение оставить без изменения.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 29.06.2018 между Департаментом лесного хозяйства Свердловской области (арендодатель) и АО "Транснефть-Прикамье" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 97/18з, по условиям которого (пункт 1.1 договора) арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего договора.
Согласно пункту 1.2 договора, лесной участок, предоставляемый по настоящему договору, имеет следующие характеристики: площадь 0,1023 га; местоположение: Свердловская область, Нижнетуринский городской округ, Верхотурское лесничество, Нижнетуринское участковое лесничество, Нижнетуринский участок в квартале 17 (часть выдела 3), состоящий из части лесного (земельного) участка с учетным номером /3, сформированной на земельном участке с кадастровым номером 66:17:0101023:1039, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 000080-2018-06; категория защитности: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (зеленые зоны); вид разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Арендатору передается лесной участок с целью эксплуатации объекта: "Монтаж задвижки на линейной части МН "Сургут - Полоцк" Ду 1200, 963 км. Пермское РНУ. Реконструкция" (пункт 1.3 договора).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 29.06.2018.
Пунктом 6.1 договора установлен срок его действия - 49 лет с даты государственной регистрации права аренды лесного участка.
27.07.2018 между Департаментом лесного хозяйства Свердловской области (арендодатель) и АО "Транснефть-Прикамье" (арендатор) заключены договоры аренды лесного участка N 118/18-з, N 119/18-з, N 120/18-з и N 121/18-з, согласно которым арендодатель обязуется предоставить, а арендатор - принять во временное пользование сроком на 49 лет лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 договора.
Согласно пункту 2 договора аренды N 118/18-з, лесной участок имеет следующие характеристики: площадь 2,3998 га; местоположение: Свердловская область, Кушвинский городской округ, Кушвинское лесничество, в кварталах 6 (части выделов 27, 28, 56) Азиатского участка Азиатского участкового лесничества, зарегистрированный в государственном лесном реестре с номером учетной записи 000035-2018-02, с кадастровым номером 66:53:0101001:638.
Согласно пункту 2 договора аренды N 119/18-з, лесной участок имеет следующие характеристики: площадь 2,9801 га; местоположение: Свердловская область, Кушвинский городской округ, Кушвинское лесничество, в кварталах 5 (часть выдела 27), 6 (части выделов 44, 26) Азиатского участка Азиатского участкового лесничества, зарегистрированный в государственном лесном реестре с номером учетной записи 000033-2018-02, в едином государственном реестре недвижимости с кадастровым номером 66:53:0101001:637.
Согласно пункту 2 договора аренды N 120/18-з, лесной участок имеет следующие характеристики: площадь 1,0680 га; местоположение: Свердловская область, Кушвинский городской округ, Кушвинское лесничество, в кварталах 6 (часть выдела 56), 7 (части выделов 31, 38) Азиатского участка Азиатского участкового лесничества, зарегистрированный в государственном лесном реестре с номером учетной записи 000036-2018-02, в едином государственном реестре недвижимости с кадастровым номером 66:53:0101001:643.
Согласно пункту 2 договора аренды N 121/18-з, лесной участок имеет следующие характеристики: площадь 2,3998 га; местоположение: Свердловская область, Кушвинский городской округ, Кушвинское лесничество, в кварталах 4 (части выдела 14), 5 (часть выдела 27) Азиатского участка Азиатского участкового лесничества, зарегистрированный в государственном лесном реестре с номером учетной записи 000037-2018-02, с кадастровым номером 66:53:0101001:636.
В пунктах 4 договоров аренды N N 118/18-з - 121/18-з указано, что арендатору передается лесной участок в целях использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (эксплуатация МН "Сургут-Полоцк").
По актам приема-передачи от 27.07.2018 данные лесные участки переданы арендатору.
Срок действия указанных договоров аренды определен его участниками на 49 лет с даты государственной регистрации права аренды лесных участков (пункты 22 договоров аренды N 118/18-з, N 119/18-з, N 120/18-з, N 121/18-з).
28.08.2018 между Департаментом лесного хозяйства Свердловской области (арендодатель) и АО "Транснефть-Прикамье" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 138/18-з, в соответствии с пунктом 1 которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор - принять во временное пользование сроком на 49 лет лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора.
Согласно пункту 2 договора аренды N 138/18-з, лесной участок имеет следующие характеристики: площадь 6,4309 га; местоположение: Свердловская область, Кушвинский городской округ, Кушвинское лесничество, в кварталах 2 (часть выдела 16), 3 (части выдела 10), 4 (часть выдела 12) Азиатского участка Азиатского участкового лесничества, зарегистрированный в государственном лесном реестре с номером учетной записи 000034-2018-02, в едином государственном реестре недвижимости с кадастровым номером 66:53:0101001:635.
В пункте 4 договора аренды N N 138/18-з указано, что арендатору передается лесной участок в целях использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (эксплуатация МН "Сургут-Полоцк").
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 28.08.2018.
Срок действия данного договора аренды определен его участниками на 49 лет с даты государственной регистрации права аренды лесного участка (пункт 22 договора аренды N 138/18-з).
25.10.2018 между Департаментом лесного хозяйства Свердловской области (арендодатель) и АО "Транснефть-Прикамье" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 170/18з, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего договора.
Согласно пункту 1.2 договора, лесной участок, предоставляемый по настоящему договору, имеет следующие характеристики: площадь 0,7430 га; местоположение: Свердловская область, городской округ Красноуральск, Кушвинское лесничество, Красноуральское участковое лесничество, Красноуральский участок в кварталах 75 (части выделов 17, 21, 22), 40 (части выделов 20, 22) состоящий из сформированной на земельном участке с кадастровым номером 66:51:0000000:24 части лесного (земельного) участка с учетным номером /201, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 000144-2018-10; категория защитности: ценные леса (нерестоохранные полосы лесов); эксплуатационные леса; вид разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Арендатору передается лесной участок с целью реконструкции объекта: "МН Холмогоры-Клин через р. Тура на 1222 км. Д-1220, осн. Нитка ПРНУ. Реконструкция" (пункт 1.3 договора).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 25.10.2018.
Пунктом 6.1 договора установлен срок его действия - 5 лет с даты государственной регистрации права аренды лесного участка.
Истец считает, что с учетом:
- положений Постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 1318 "О применении коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 1318),
- пункта 8 примечаний к таблице 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности",
- разъяснений Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза), направленных органам исполнительной власти субъектов РФ письмом от 20.11.2017 N ВШ-05-54/16764, касающихся применения понижающего коэффициента 0,5 к ставкам платы,
в договоры аренды лесных участков N N 97, 118, 119, 120, 121, 138, 170 должны быть внесены изменения в редакции дополнительных соглашений.
Поскольку АО "Транснефть-Прикамье" отказалось от подписания дополнительных соглашений к указанным выше договорам аренды, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований Министерства, суд первой инстанции руководствовался статьями 422, 424, 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65, 105 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и исходил из отсутствия оснований для изменения условий договоров аренды, поскольку данные договоры, а также нормативно-правовые акты, устанавливающие новые коэффициенты к ставкам платы, не содержат положений о необходимости распространения предлагаемых истцом условий на предыдущее время.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В пункте 1 статьи 450 ГК РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу пункта 2 статьи 451 ГК РФ, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 этой статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ).
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что лесные участки по договорам аренды N N 97, 118, 119, 120, 121, 138 предоставлены в аренду АО "Транснефть-Прикамье" с целью эксплуатации магистрального нефтепровода (МН) "Сургут - Полоцк", по договору аренды N 170 - под реконструкцию объекта: "МН Холмогоры-Клин" через р. Тура на 1222 км. Д-1220, осн. нитка ПРНУ. Реконструкция".
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 28.02.2020 подтверждается окончание реконструкции МН "Холмогоры-Клин" (кадастровый номер объекта 60:00:0000000:886). Следовательно, все предоставленные в аренду лесные участки по договорам аренды фактически использовались для эксплуатации МН.
В разделе II указанных выше договоров аренды определен размер (приложение N 3 к договорам) и порядок внесения арендной платы (приложение N 4).
Пунктом 5 раздела II договоров аренды N N 118, 119, 120, 121, 138 предусмотрено, что арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 1363).
Указано также, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка.
При этом в случае изменения ставок платы и (или) коэффициента индексации к ставкам платы арендодатель обязан в течение 3 месяцев со дня изменения размера арендной платы производить перерасчет арендной платы и в письменной форме уведомить арендатора об изменении размера арендной платы и о сумме, подлежащей уплате (п.п. "и" п. 9 разд. III договоров).
Пунктами 2.1 и 2.2 раздела II договоров аренды N 97, 170 предусмотрено, что арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), и подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы.
При этом в случае изменения ставок платы, коэффициентов к ставкам платы арендодатель обязан в течение 14 дней со дня изменения размера арендной платы производить перерасчёт арендной платы и в письменной форме уведомить арендатора об изменении размера арендной платы и о сумме, подлежащей уплате (п.п. "и", "к" п. 3.2. разд. III договоров).
Таким образом, в случае изменения ставок платы, коэффициентов индексации к ставкам платы договорами аренды лесных участков установлена обязанность Министерства пересчитывать арендную плату и уведомлять общество об изменении арендной платы.
Заключение дополнительных соглашений в случае изменения ставок платы, коэффициентов индексации указанными договорами не предусмотрено.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Министерством не представлено доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных статьями 450 и 451 ГК РФ (существенного нарушения обществом договоров аренды лесных участков и существенного изменения обстоятельств).
При рассмотрении дела судом не установлено обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность изменения договоров.
Согласно статье 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
Обосновывая необходимость внесения изменений в договор аренды, истец ссылается на нормативные акты, устанавливающие новые коэффициенты к ставкам платы, влияющие на размер арендной платы, начиная с 2021 по 2023 годы.
Между тем, из пунктов 1 дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков и Приложений N 1 к указанным дополнительным соглашениям следует, что истцом произведен расчет арендной платы, подлежащей уплате ответчиком за период с 2018 по 2023 годы.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Указанные выше договоры аренды лесных участков, а также нормативно-правовые акты, устанавливающие новые коэффициенты к ставкам платы, не содержат положений о необходимости распространения предлагаемых истцом условий на предыдущее время.
Таким образом, основания для пересчета арендной платы за прошлые периоды и для внесения изменений в спорные договоры путем обязания ответчика заключить дополнительные соглашения на указанных истцом условиях отсутствуют.
В части 1 статьи 73 ЛК РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2 статьи 73 ЛК РФ).
При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 статьи 73 ЛК РФ).
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объекта лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно абз. 4 п. 8 примечаний к таблице 16 Постановления N 310 при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями, к ставке платы применяется коэффициент 0,5.
В исковом заявлении Министерство ссылается на письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 20.11.2017 N ВШ-05-54/16764 (далее - письмо Рослесхоза от 20.11.2017) с разъяснениями в части применения понижающего коэффициента 0,5 к ставкам платы за лесной участок.
Согласно письму Рослесхоза от 20.11.2017 понижающий коэффициент 0,5 применяется к лесным участкам, занятым просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями; данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку указанное письмо не является нормативным актом, изданным в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, обязательным к исполнению для неопределенного круга лиц, рассчитанным на неоднократное применение, направленным на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, толкование Рослесхозом положений Постановления N 310 не может иметь правового значения и правовых последствий для ответчика.
Расположенные в границах предоставленных в аренду лесных участков магистральные нефтепроводы "Сургут-Полоцк" и "Холмогоры-Клин" являются линейными объектами.
Статьей 105 ЗК РФ для безопасной эксплуатации магистральных нефтепроводов устанавливаются зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ):
- охранная зона;
- зона минимальных расстояний до магистральных трубопроводов.
Согласно п. 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29.04.1992 и Постановлением Госгортехнадзора от 22.04.1992 N 9) (далее - Правила охраны) охранная зона устанавливается в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метров от оси трубопровода с каждой стороны.
При этом в силу п.п. "б", п. 4.4 указанных Правил охранная зона не предназначена для размещения деревьев и кустарников.
Согласно п.п. "а" п. 8 Приказа Минприроды России от 10.07.2020 N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов осуществляется: прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов.
В Приложении N 3 к договорам аренды лесных участков содержится информация о категории земель и о преобладающей породе:
- категория земель - нелесные;
- преобладающая порода - нефтепровод.
В разделе 1 Приложения N 2 "Характеристики лесного участка" указано, что земли, предоставленные в аренду, являются нелесными землями.
В разделе 2 "Характеристика насаждений" Приложения N 2 отсутствуют характеристики лесных насаждений в связи с отсутствием самих насаждений на арендуемом лесном участке.
Оценив представленные в дело доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, проанализировав условия договоров аренды с учетом обстоятельств дела, учитывая, что в границах спорных лесных участков находятся магистральные нефтепроводы, границы предоставленных в аренду лесных участков фактически совпадают с границами охранных зон, установленных для магистральных нефтепроводов, исходя из того, что в материалы дела не представлено доказательств нахождения на участках древесной растительности, суд пришел к обоснованному выводу, что вся земля лесных участков, переданных в аренду, является просекой. Иного Министерством не доказано, из материалов дела не следует.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Министерством не представлено доказательств того, что на землях, переданных в аренду обществу, произрастают древесные породы лесных насаждений, а также доказательств, по которым можно было бы установить, по каким фактическим обстоятельствам арендуемые ответчиком участки не подпадают под лесные участки, в отношении которых применяется коэффициент 0,5.
Таким образом, применение коэффициента 0,5 в расчетах арендной платы при использовании лесных участков, предоставленных по указанным договорам, является обоснованным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец не представил доказательств существенного изменения обстоятельств и наличия условий для изменения договора в судебном порядке, предусмотренных пунктами 2, 4 статьи 451 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для внесения изменений в условия договоров аренды.
Вопреки доводам жалобы, наличие всех необходимых условий, свидетельствующих о необходимости внесения изменений в договоры, истцом в настоящем случае не доказано.
При изложенных обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении требований истца.
Оснований не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции не имеется.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на верно установленных обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, и применимых нормах права. Оценка представленных в дело доказательств в совокупности, произведенная судом апелляционной инстанции в порядке статьи 71 АПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и доводов сторон, не позволила суду апелляционной инстанции прийти к иным выводам.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Материалами дела подтверждается обоснованность применения при установлении размера платы за пользование спорными лесными участками коэффициента 0,5 на основании положений абзаца четвертого пункта 8 примечаний к таблице 16 Постановления N 310. Как верно указано судом первой инстанции, иного истцом не доказано.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 25.02.2014 N 15534/13, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта. Соответственно оснований для распространения нового порядка расчета арендной платы на предыдущие периоды не имеется.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с оценкой судом обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержат указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 августа 2021 года по делу N А60-21219/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-21219/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО ТРАНСНЕФТЬ - ПРИКАМЬЕ