г. Москва |
|
11 ноября 2021 г. |
Дело N А41-28908/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от ГУ Госадмтехнадзора МО - Степушина М.А. по доверенности от 18.11.2020 N 341/11, диплом о высшем юридическом образовании;
от администрации г.о. Воскресенск Московской области - Брагина А.В. по доверенности от 30.12.2020 N 2457, диплом о высшем юридическом образовании; (представитель участвует в судебном заседании посредством веб-конференции);
от ООО "УК "Новлянский квартал" - Милованова В.И. по доверенности от 11.01.2021, диплом о высшем юридическом образовании;
от ГЖИ МО - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области и администрации городского округа Воскресенск Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 16 августа 2021 года по делу N А41-28908/21
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новлянский квартал"
к Главному управлению государственного административно-технического надзора Московской области
при участии в деле третьих лиц: Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" и администрации городского округа Воскресенск Московской области
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новлянский квартал" (далее - ООО "УК "Новлянский квартал", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению государственного административно-технического надзора по Московской области (далее - ГУ Госадмтехнадзора МО, заинтересованное лицо, административный орган) о признании недействительным предписания от 12.04.2021 N 18/1182/97 об устранении выявленных нарушений.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" и администрация городского округа Воскресенск Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 августа 2021 года по делу N А41-28908/21 заявление удовлетворено (т. 3 л. д. 30-36).
Не согласившись с данным судебным актом, ГУ Госадмтехнадзора МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Администрация городского округа Воскресенск Московской области также обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ГЖИ МО, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ГУ Госадмтехнадзора МО поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе администрации городского округа Воскресенск Московской области, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель администрации поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе ГУ Госадмтехнадзора МО, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ООО "УК "Новлянский квартал" возражал против доводов, изложенных в апелляционных жалобах, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 05 апреля 2021 года территориальным отделом N 18 Главного управления государственного административно-технического надзора по Московской области вынесено предписание N 18/1182/97 (т. 1 л. д. 8).
Указанным предписанием заявителю предписано в срок до 16.04.2021 очистить от твердых коммунальных отходов территорию по адресу: Московская обл., г. Воскресенск, ул. Новлянская, д. 8, на территории общего пользования, прилегающей к многоквартирному жилому дому со стороны заднего фасада, в сквере.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "УК "Новлянский квартал" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно Положения о порядке составления, выдачи должностными лицами Госадмтехнадзора Московской области предписаний об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства и осуществления контроля за их исполнением, утвержденное распоряжением Госадмтехнадзора Московской области от 16.10.2006 N 6-р (далее - Положение), предписания об устранении нарушений в сфере благоустройства на территории Московской области составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственный административно-технический надзор на территории Московской области, немедленно после выявления правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 Положения, предписание - процессуальный документ, выражающий применение мер административного воздействия на правонарушителя, направленных на устранение допущенных им нарушений и профилактику их совершения.
Согласно пункту 9 Положения, предписание должно содержать: дату, место и время составления предписания; описание нарушения; наименование организации (юридического лица), Ф.И.О. лица, ответственных за устранение соответствующего нарушения; срок устранения нарушения; подпись лица, выдавшего предписание; дату, место и время вручения предписания, а также подпись лица, его принявшего.
В случае неустранения выявленных нарушений должностное лицо Госадмтехнадзора Московской области подготавливает материалы административного дела (акт осмотра территории (объекта), фотографии, протокол об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении, предписание, повторный акт осмотра, фотографии и другие материалы) и направляет их в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 19.5 КоАП РФ (пункт 22 Положения).
Из анализа приведенных положений следует, что предписание должно содержать законные требования, конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. То есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Из приведенных норм следует, что предписание, выдаваемое по результатам осмотра, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего осмотр, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
В связи с изложенным, предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Положениями пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Новлянский квартал" является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Новлянская, д. 8, на основании лицензии от 30.11.2018 N 1665.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ), земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
Согласно пункту 24 Правил N 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно- технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Согласно пункта 26 Правил N 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
д(1)) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
д(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Полагая, что в соответствии с постановлением администрации городского округа Воскресенск Московской области от 07.05.2020 N 1607 "Об утверждении актуализированных титульных списков объектов благоустройства на территории городского округа Воскресенск" (с изм. от 04.12.2020 N 4603), содержание спорной территории закреплено за ООО "УК "Новлянский квартал", 12.04.2021 административным органом вынесено оспариваемое обществом предписание.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ собственник обязан своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности.
Обязанность собственника нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения и участвовать в расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома в силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ возникает перед управляющей организацией.
Пунктом 1 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Коммунальные платежи и плата за содержание и ремонт помещения в многоквартирном доме начисляются, исходя из требований соответствующих нормативно-правовых актов.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В силу части 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома (часть 4 статьи 156 ЖК РФ).
Таким образом, собственники помещений спорного МКД, внося ежемесячно плату за содержание придомовой территории и мест общего пользования, вправе рассчитывать на то, что управляющая организация, выполняя принятые на себя обязательства по управлению спорным МКД, примет все меры к соблюдению требований регионального законодательства о благоустройстве, в том числе в отношении спорной территории.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Единые нормы и требования в сфере благоустройства, в том числе требования к созданию, содержанию, развитию объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Московской области, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству, а также требования к обеспечению чистоты и порядка на территории Московской области установлены Законом Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области".
Представительные органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области утверждают правила благоустройства территории муниципальных образований Московской области в соответствии с требованиями указанного Закона (пункт 4 статьи 2).
В статье 4 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" закреплены основные понятия, используемые в целях указанного закона, такие как "дворовая территория", "общественная территория", "прилегающая территория", "размер прилегающей территории" и "эксплуатирующая организация".
Согласно понятию, определенному в Законе Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" эксплуатирующая организация это - специализированная организация, ответственная за состояние, содержание и эксплуатацию здания, строения, сооружения и (или) оказывающая услуги, связанные с управлением многоквартирным домом.
Дворовой территорией признается сформированная территория, прилегающая к одному или нескольким многоквартирным домам и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, или общественным зданиям и обеспечивающая их функционирование. На дворовой территории, многоквартирных домов размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.
Прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным настоящим Законом; размер прилегающей территории - линейная величина, измеряемая в метрах перпендикулярно от внешних вертикальных поверхностей здания, строения, сооружения, а при наличии выступающих элементов на внешней поверхности по наиболее выступающему элементу, для не имеющего вертикальных поверхностей плоскостного сооружения - от внешнего края покрытия плоскостного сооружения, для земельного участка - от его границ, установленных координатами характерных точек границ земельного участка.
Общественные территории (общественные пространства) - территории общего пользования, предназначенные для прогулок, отдыха, развлечений населения, в том числе площади, пешеходные улицы, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары, зоны отдыха, сады, городские сады, иные зоны рекреационного назначения.
Отношения, возникающие в связи с содержанием общего имущества МКД, в силу части 1 статьи 4 и статьи 8 ЖК РФ в приоритетном порядке регулируются нормами жилищного законодательства.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ).
В силу статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 66 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно.
Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 67 вышеуказанного постановления Пленумов).
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании подпунктов "е" и "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно - гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (подпункт "г" пункта 11 Правил N 491).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Правил N 491, в состав услуг и работ (по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме) не входит, в том числе, уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
Таким образом, в силу приведенных выше положений, собственники помещений в доме не могут нести обязанность по содержанию объектов, расположенных на земельном участке, если в отношении земельного участка не проведен государственный кадастровый учет (межевание) и, соответственно, на который у них не возникло право общей долевой собственности.
Данная позиция подтверждается определениями ВАС РФ от 20.01.2014 N ВАС-15328/13, от 20.07.2020 N 309-ЭС20-9350 по делу N А34-135/2019, постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.08.2015 по делу NА70-12266/2014, решением Московского областного суда от 18 мая 2017 года по делу N 21957/17).
В соответствии с частью 2 статьи 56 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", границы благоустройства (уборки) территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности или иное вещное право на земельный участок, на котором располагаются здания, сооружения, а также прилегающей территории, установленной правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Согласно подпункту "в" пункта 1 части 2 статьи 33.1 Правил благоустройства территории городского округа Воскресенск Московской области, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Воскресенск МО от 27.08.2020 N 255/25, величина нормативного показателя, установленная Законом Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" размер прилегающей территории устанавливается дифференцированно исходя из функционального назначения зданий, строений, сооружений, земельных участков или их групп для многоквартирных жилых домов (малоэтажной многоквартирной жилой застройки, среднеэтажной жилой застройки, многоэтажной жилой застройки) размеры прилегающих территорий для объектов составляют не более 5 метров - от внешней фасадной поверхности, не имеющей входов в жилые секции или нежилые помещения.
В данном случае межевание земельного участка, на котором расположен вышеуказанный многоквартирный жилой дом, не производилось, в связи с чем спорная территория (сквер) не может входить в состав общего имущества указанного выше многоквартирного дома.
Также Правила благоустройства территории городского округа Воскресенск Московской области прямо не возлагают на управляющую организацию обязанность осуществлять уборку общественных территорий за счет средств собственников МКД.
Кроме того, оспариваемое предписание от 12.04.2021 N 18/1182/97 не содержит сведений о том, на каком именно расстоянии от многоквартирного дома находящегося в управлении общества инспектором Госадмтехнадзора выявлено вменяемое правонарушение. Сведений о том, что инспектором проводились замеры территории каким-либо предусмотренным законом способом, данный документ также не содержит.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд первой инстанции в определении от 13 июля 2021 года указал на необходимость сторонам в срок до 30.07.2021 проведения совместного осмотра спорной территории с указанием в акте элементов озеленения с извещением председателя и членов совета МКД (участие председателя и членов совета МКД суд признает обязательным), проверить формирование тарифа, установленного протоколом общего собрания жителей МКД, входит ли в указанный тариф содержание и уборка территории земельного участка, занятого сквером (т. 1 л. д. 72).
28 августа 2021 года проведен осмотр спорной территории, однако, вопреки требований вышеназванного определения (13.07.2021), данный осмотр проведен в отсутствие председателя МКД; при этом сведения о его извещении и об извещении совета МКД в материалы дела не представлены.
Как следует из материалов дела, акт составлялся в одном экземпляре без обсуждения его содержания с представителем управляющей компании, в предоставлении акта для ознакомления законному представителю Общества было отказано, в связи с чем 28.07.2021 обществом в администрацию г.о. Воскресенск Московской области подано заявление об обеспечении генеральному директору акта осмотра от 28.07.2021 для ознакомления и его надлежащего оформления всеми заинтересованными лицами.
Однако акт осмотра 28.07.2021 заинтересованным лицом обществу предоставлен не был.
В связи с указанными обстоятельствами 09.08.2021 ООО "УК "Новлянский квартал" организован и с участием председателя совета МКД и общественности проведен повторный осмотр внутридомовой и спорной территории с использованием лазерного дальномера Condtrol; согласно произведенных замеров определены следующие расстояния:
- от левой части заднего фасада МКД до пешеходной дорожки - 15 м.;
- от правой части заднего фасада МКД до пешеходной дорожки - 11 м.;
- от центральной части заднего фасада МКД до пешеходной дорожки - 13 м.;
- ширина асфальтового покрытия пешеходной дорожки общего пользования - 2,2 м.
Также в результате проведенного 09.08.2021 осмотра установлено, что сквер не огорожен, предназначен для неограниченного круга лиц, то есть относится к общественной территории.
По результатам осмотра составлен акт осмотра территории от 09.08.2021, к которому также приложен фотоматериал.
При этом как было установлено судом первой инстанции управляющей организацией осуществляется уборка и содержание как территории во дворе дома, так и за его пределами на расстоянии от 11 м., 13 м. и 15-м. от фасада дома.
Между тем, постановлением администрации городского округа Воскресенск Московской области от 04.12.2020 N 4603 "О внесении изменений в постановление администрации городского округа Воскресенск Московской области от 07.05.2020 N 1607 "Об утверждении актуализированных списков объектов благоустройства на территории городского округа Воскресенск" содержание указанной в предписании территории закреплено за ООО "УК "Новлянский квартал".
При это из схемы закрепления границ дворовых территорий следует, что спорная территория закреплена за ООО "УК "Новлянский квартал" и ООО "УК "Аквилон", являющейся управляющей организацией многоквартирного дома N 8Б, расположенного по адресу: Московская обл., г. Воскресенск, ул. Новлянская.
Доказательств того, что сквер входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская обл., г. Воскресенкс, ул. Новлянская, д. 8, и ответственным за содержание которой является ООО "УК "Новлянский квартал", заинтересованным лицом в материалы дела не представлено; данное обстоятельство также подтверждается договором управления многоквартирным домом N 8 по адресу: Московская обл., г. Воскресенск, ул. Новлянская.
Кроме того, согласно сведения официального сайта ООО "УК "Новлянский квартал" (https://voskvartal.ru) управляющей организацией установлены тарифы (цены) на коммунальные услуги, утверждённые решением Совета депутатов городского округа Воскресенск от 27.02.2020 N 140/14; согласно сайта ГИС ЖКХ на общем собрании собственников помещений спорого многоквартирного дома также установлены тарифы на коммунальные услуги, при этом в указанные тарифы содержание и уборка территории земельного участка, занятого сквером, не входят.
Доказательств наличия у ООО "УК "Новлянский" квартал" источника финансирования содержания территории земельного участка, занятого сквером, заинтересованным лицом суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах ООО "УК "Новлянский квартал" не является лицом ответственным за содержание имущества, не относящегося к общему имуществу и субъектом вмененного юридическому лицу нарушения.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 августа 2021 года по делу N А41-28908/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-28908/2021
Истец: Администрация ГО Воскресенск МО, ООО "Управляющая компания "Новлянский квартал"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Главное управление Государственного Административно-технического надзора Московской области