город Омск |
|
12 ноября 2021 г. |
Дело N А75-4226/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Еникеевой Л.И., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11727/2021) индивидуального предпринимателя Гнусаревой Аллы Александровны на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.08.2021 по делу N А75-4226/2021 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Гнусаревой Аллы Александровны (ОГРНИП 308860207900021, ИНН 860214841145) к Администрации города Сургута (ОГРН 1028600603525, ИНН 8602020249, адрес: 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Энгельса, дом 8) о признании незаконными действий по исключению объектов из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ город Сургут, а также об обязании включить объекты в действующую на территории города Сургута схему размещения нестационарных торговых объектов.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Гнусарева Алла Александровна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Гнусарева А.А.) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к администрации города Сургута (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконными действий по исключению принадлежащих предпринимателю трех киосков периодической печати, расположенных по адресам: микрорайон Железнодорожников, ул. Грибоедова, д.1, (остановка, нечетная сторона); хоззона, ул. Маяковского, остановка "УВД", четная сторона; микрорайон 5, пр. Ленина, д.59, из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ город Сургут, утвержденной постановлением Администрации от 03.04.2012 N 2199, а также об обязании включить указанные объекты в действующую на территории города Сургута схему размещения нестационарных торговых объектов.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.08.2021 по делу N А75-4226/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Гнусарева А.А. обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, утвержденный Приказом Департамента экономического развития ХМАО - Югры от 24.12.2010 N 1-нп, не содержит оснований, при которых ранее включенные схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) объекты могут быть исключены из нее лишь по решению органа самоуправления.
Податель жалобы считает, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований и дал опенку законности расположения НТО предпринимателя, не оценив законность исключения их Администрацией г. Сургута из схемы размещения.
Администрацией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
По результатам проведенных аукционов между Администрацией и предпринимателем были три договора аренды земельных участков:
- N 718 от 11.10.2012 в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101192:145 площадью 10 кв. м, расположенном по адресу: г. Сургут, ул. Маяковского, остановка "УВД", четная сторона (т.1, л.д. 29-33);
- N 717 от 11.10.2012 в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101228:80 площадью 10 кв. м, расположенном по адресу: г. Сургут, ул. Грибоедова (т.1, л.д. 34-38);
- N 379 от 20.05.2013 в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101115:186 площадью 10 кв.м, расположенном по адресу: г. Сургут, пр.Ленина, д.59 (остановка "Бизнесцентр") (т1, л.д. 39-43).
Все указанные договоры заключены под размещение киосков для продажи газетно-журнальной продукции сроком на 4 года 11 месяцев.
Условиями договоров аренды предусмотрено, что по истечении срока договоров действие договоров прекращается и арендатор обязан вернуть земельные участки арендодателю в состоянии не хуже первоначального со сносом киоска за счет собственных средств.
В последующем между Администрацией и предпринимателем заключены договоры на размещение НТО на территории города Сургута (т.1, л.д. 69-79):
- от 03.08.2018 на размещение объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Сургута на земельном участке площадью 10 кв.м, расположенном по адресу г. Сургут, ул.Маяковского, остановка "УВД", четная сторона, срок до 31.12.2019;
- от 19.07.2018 на размещение объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Сургута на земельном участке площадью 10 кв.м, расположенном по адресу г. Сургут, ул. Грибоедова, д.1 (остановка, нечетная сторона), срок до 31.12.2019;
- от 23.05.2018 на размещение объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Сургута на земельном участке площадью 10 кв.м, расположенном по адресу г. Сургут, г. Сургут, пр.Ленина, д.59, срок до 31.12.2019.
В соответствии с указанными договорами на размещении НТО предприниматель в случае расторжения договора либо одностороннего отказа уполномоченного органа от исполнения договора обязан в течение тридцати календарных дней со дня расторжения договора произвести демонтаж и вывоз нестационарного торгового объекта, а также привести часть земельного участка, которая была занята объектом и/или являлась необходимой для его размещения и/или использования, в первоначальное состояние (с вывозом отходов и благоустройством соответствующих территорий).
Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Сургута осуществлялось на основании схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ город Сургут, утвержденной постановлением Администрации от 03.04.2012 N 2199 (далее - Схема размещения).
В соответствии с постановлением Администрации от 30.12.2020 N 10117 внесены изменения Схему размещения, в новой редакции утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов.
В новой редакции Схемы размещения от 30.12.2020 исключены следующие объекты, ранее используемые Предпринимателем:
- киоск периодической печати по адресу: микрорайон Железнодорожников, ул. Грибоедова, д.1, (остановка, нечетная сторона);
- киоск периодической печати по адресу: хоззона, ул. Маяковского, остановка "УВД", четная сторона;
- киоск периодической печати по адресу: микрорайон 5, пр.Ленина, д.59.
Заявитель со ссылкой на длительность правоотношений с Администрацией и часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) считает действия Администрации в части внесения изменений в Схему размещения незаконными, что послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение от 20.08.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории города Омска, осуществляется на основании схемы размещения НТО объектов на территории города Омска (далее - схема размещения) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"(далее - Закон N 381-ФЗ).
Частью 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что НТО является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения НТО установлены статьей 10 Закона N 381-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу пункта 2 той же статьи порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Постановлением Администрации "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Сургута N от 09.11.2017 N 9589 (Постановление N 9589) утверждено Приложение N 1 - Положение о размещении торговых объектов на территории города Сургута (далее - Положение о размещении торговых объектов).
В силу пункта 2 раздела 1 Положения о размещении торговых объектов оно распространяется на нестационарные торговые объекты на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 раздела 3 Положения о размещении торговых объектов предусмотрено, что размещение НТО осуществляется на основании схемы размещения, утвержденной муниципальным правовым актом, с заключением договоров на размещение НТО.
Как уже указывалось ранее, между Администрацией и заявителем были заключены три договора на размещение НТО (киоск "Периодическая печать":
- от 03.08.2018 на размещение объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Сургута на земельном участке площадью 10 кв.м, расположенном по адресу г. Сургут, ул.Маяковского, остановка "УВД", четная сторона, срок до 31.12.2019;
- от 19.07.2018 на размещение объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Сургута на земельном участке площадью 10 кв.м, расположенном по адресу г. Сургут, ул. Грибоедова, д.1 (остановка, нечетная сторона), срок до 31.12.2019;
- от 23.05.2018 на размещение объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Сургута на земельном участке площадью 10 кв.м, расположенном по адресу г. Сургут, г. Сургут, пр.Ленина, д.59, срок до 31.12.2019.
Срок действия трех указанных договоров на размещение нестационарных торговых объектов, заключенных с предпринимателем, был согласован сторонами до 31.12.2019.
Названный срок размещения нестационарных торговых объектов предпринимателя по указанным адресам был закреплен в Схеме размещения.
Согласно пункту 19.6 раздела III Положения о размещении НТО после прекращения договора на размещение место подлежит освобождению от нестационарного торгового объекта в течение 30-и календарных дней со дня прекращения договора на размещение хозяйствующим субъектом самостоятельно за счет собственных финансовых средств.
В связи с окончанием срока действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов (киоск "Периодическая печать") правовые основания для размещения спорных объектов на данных земельных участках у заявителя прекратились.
Указанное также следует из вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.04.2021 по делу N А75-19081/2020, от 22.04.2021 по делу N А75-362/2021 и от 21.05.2021 по делу N А75-20845/2020, в рамках которых удовлетворены требования Администрации и на предпринимателя возложена обязанность освободить переданные ранее по договорам на размещение нестационарных торговых объектов земельные участки от расположенных на них нестационарных торговых объектов (киоск "Периодическая печать") и привести земельные участки в первоначальное положение.
При этом действующее законодательство не предусматривает возможности продления срока действия договора на размещение НТО.
Как следует из материалов дела, основанием для исключения НТО предпринимателя из схемы размещения НТО послужило несоответствие места их размещения Положению о размещении торговых объектов
Так, в силу пункта 6 Положения о размещении торговых объектов установлены прямые запреты, согласно которым не допускается размещение НТО:
1) в арках зданий, на элементах благоустройства, площадках (детских, предназначенных для отдыха, спортивных), транспортных стоянках;
2) на тротуарах, газонах и прочих объектах озеленения;
3) на инженерных сетях и коммуникациях, в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций (за исключением остановочных комплексов с торговой площадью (автопавильонов), а также субъектов, получивших согласование на размещение нестационарного торгового объекта у организаций, являющихся собственниками или балансодержателями данных сетей и коммуникаций.
4) в красных линиях (полосах отвода) автомобильных дорог общего пользования;
5) в случае если размещение нестационарных торговых объектов уменьшает ширину пешеходных зон до трех метров и менее;
6) в случае если расстояние от края проезжей части до нестационарного торгового объекта составляет менее трех метров;
7) в случае если размещение нестационарных торговых объектов препятствует свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной инфраструктуры (объекты энергоснабжения и освещения, колодцы, краны, гидранты).
Согласно пункту 4 части 5 статьи 16 Правил благоустройства территории города Сургута, утвержденных решением Думы города от 26.12.2017 N 206-VI ДГ (далее - Правила благоустройства) не допускается размещение некапитальных строений и сооружений, в том числе передвижных объектов торговли, в красных линиях (полосах отвода) автомобильных дорог общего пользования, кроме остановочных павильонов с торговой площадью (автопавильонов) и киосков специализации "Периодическая печать", "Распространение (реализация) лотерейных билетов", в отношении вторых и третьих данное положение распространяется на период до 31.12.2019.
Таким образом, действующими на территории муниципального образования нормативными правовыми актами был установлен период, в течение которого допускалось размещение нестационарных торговых объектов - киосков специализации "Периодическая печать" в красных линиях (полосах отвода) автомобильных дорог общего пользования - до 30.12.2019.
Согласно разделу IV Положения о размещении НТО контроль за размещением нестационарных торговых объектов согласно схеме размещения на территории муниципального образования городской округ город Сургут осуществляет контрольное управление Администрации.
В соответствии с обращением отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации от 15.07.2020 N 56-02- 763/0 контрольным управлением Администрации в рамках предоставленных полномочий произведен выезд и осмотр земельных участков, предоставленных ранее Предпринимателю для размещения трех упомянутых нестационарных торговых объектов.
По результатам осмотра установлено следующее:
- в границах красных линий автомобильной дороги в заездном "кармане" остановочной площадки в Микрорайоне Железнодорожников со стороны дома N 1 по улице Грибоедова в городе Сургуте размещен нестационарный торговый павильон "Пресса". Установлен факт использования земельного участка без прав, предусмотренных законодательством, составлен соответствующий акт;
- в границах красных линий автомобильной дороги в заездном "кармане" остановочной площадки остановочного комплекса "УБР" - остановка наземного транспорта в 5 микрорайоне со стороны дома 59 по проспекту Ленина в городе Сургуте размещен нестационарный торговый павильон "Пресса". Установлен факт использования земельного участка без прав, предусмотренных законодательством, составлен соответствующий акт;
- в границах красных линий автомобильной дороги в заездном "кармане" остановочной площадки остановочного комплекса "УВД", расположенного в хоззоне Северо-Восточного жилого района в городе Сургуте размещен нестационарный торговый павильон "Пресса". Установлен факт использования земельного участка без прав, предусмотренных законодательством, составлен соответствующий акт.
Кроме того, согласно Порядку разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, утвержденному приказом департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.12.2010 N 1-нп, схемы размещения нестационарных торговых объектов разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, разработанная схема размещения утверждается правовым актом органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования, изменения в схему размещения вносятся не чаще одного раза в год в порядке, установленном для ее разработки и утверждения.
Согласно пункту 7.2 Положения о размещении НТО внесение изменений в Схему размещения осуществляется по инициативе структурных подразделений Администрации, в случаях представленного анализа уполномоченных органов по размещению нестационарных торговых объектов на территории города (в том числе о необходимости внесения изменений в части мест размещения, хозяйствующих субъектов - владельцев нестационарных торговых объектов, специализации объекта), оформленного актом уполномоченного органа.
На основании указанных выше нормативных правовых актов Администрацией в пределах предоставленных ей полномочий принято постановление от 30.12.2020 N 10117 "О внесении изменения в постановление Администрации города от 03.04.2012 N 2199 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ город Сургут".
В силу изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что действия Администрации города Сургута по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ город Сургут, утвержденной постановлением Администрации города Сургута от 03.04.2012 N 2199, в части исключения принадлежащих предпринимателю трех нестационарных торговых объектов, расположенных по адресам: микрорайон Железнодорожников, ул. Грибоедова, д.1, (остановка, нечетная сторона); а также по адресу: хоззона, ул. Маяковского, остановка "УВД", четная сторона; по адресу: микрорайон 5, пр. Ленина, д.59, являются законными и обоснованными.
Доводы подателя жалобы со ссылкой на положения части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, запрещающие пересмотр мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения схемы, подлежат отклонению, поскольку названные положения не должны расцениваться как абсолютная обязанность органов местного самоуправления по сохранению фактически размещенных объектов в утверждаемой схеме размещения нестационарных объектов.
Согласно пункту 11 стать 1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату заключения с Предпринимателем договоров на размещение нестационарных торговых объектов) красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Заявителем не оспаривается, что три упомянутых объекта расположены в пределах красных линий (полосах отвода) автомобильных дорог общего пользования, что является основанием для прекращения правоотношений с Предпринимателем по размещению спорных нестационарных торговых объектов и для внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов с 31.12.2019.
Длительность правоотношений, на которую ссылается заявитель, в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку изначально при включении указанных трех объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов Предпринимателю было известно о временном характере такого размещения, поскольку объекты находятся в границах красных линий автомобильных дорог.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на предпринимателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.08.2021 по делу N А75-4226/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Л.И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4226/2021
Истец: Гнусарева Алла Александровна, ИП Гнусарева Алла Александровна
Ответчик: Администрации города Сургута
Третье лицо: ООО ТОРГОВО-РОЗНИЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ИНФОРМПЕЧАТЬ", Сухинина-Гончан Татьяна Юрьевна