г. Владимир |
|
11 ноября 2021 г. |
Дело N А11-2696/2021 |
Резолютивная часть постановления 09.11.2021.
Полный текст постановления изготовлен 11.11.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Деева Владимира Рудольфовича на решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.06.2021 по делу N А11-2696/2021,
принятое по заявлению Центрального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении директора муниципального унитарного предприятия Юрьев-Польского района "Водоканал" Деева Владимира Рудольфовича к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Центральное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" (далее - ООО "Энергосбыт Волга") о привлечении директора муниципального унитарного предприятия Юрьев-Польского района "Водоканал" Деева Владимира Рудольфовича (далее - Деев В.Р.) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее -КоАП РФ ).
Управлением установлено, что между ООО "Энергосбыт Волга" (гарантирующий поставщик) и муниципальным унитарным предприятием Юрьев-Польского района "Водоканал" (далее - Предприятие) (абонент) 27.12.2019 заключен договор энергоснабжения N 33200382000283, в соответствии с пунктом 1.1 которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности) абоненту, а также через привлечение третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а абонент обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность), а также оказанные услуги на условиях, определенных настоящим договором.
Во исполнение условий договора ООО "Энергосбыт Волга" в период с марта по май 2020 года поставило Предприятию электрическую энергию, оплату которой потребитель не произвел.
В результате у Предприятия образовалась задолженность перед гарантирующим поставщиком за период с марта по май 2020 года в размере 5 012 400 руб. 14 коп., которая составляет двойной размер среднемесячной величины его обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
ООО "Энергосбыт Волга" направило в адрес абонента уведомление от 15.07.2020 N ЭВ/02/06/254 об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии. Данное уведомление получено Предприятием 31.07.2020.
В течение указанного в уведомлении срока абонент не представил обеспечение исполнения обязательств и не погасил имеющуюся задолженность.
Усмотрев в деянии Деева В.Р. признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ, административный орган 10.03.2021 составил протокол об административном правонарушении N 9.3-1461-Пр/039В-2021.
По выявленному факту Управление обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о привлечении Деева В.Р. к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ.
Решением от 08.06.2021 Арбитражный суд Владимирской области привлек Деева В.Р. к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Деев В.Р. обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что нарушена процедура привлечения его к административной ответственности, поскольку о составлении протокола об административном правонарушении он как директор Предприятия не был извещен, равно как и о рассмотрении дела.
Деев В.Р. пояснил, что предоставление банковских гарантий при неоплате электрической энергии в установленные сроки невозможно в связи с тяжелым материальным положением Предприятия, наличием картотеки на расчетных счетах Предприятия и ограничениях, наложенных налоговыми органами.
Деев В.Р. обращает внимание, что директором Предприятия не является с 25.05.2021.
Управление отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Лица, участвующие в деле, заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определяются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона N 35-ФЗ законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, вышеназванного федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 38 указанного Федерального закона субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
В силу пункта 6 названной статьи Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности). При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые не имеют неисполненных обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Указанная в абзаце первом рассматриваемого пункта обязанность не устанавливается в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые являются органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями.
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В случае если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) предоставляется потребителями электрической энергии, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определёнными гарантирующими поставщиками в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии).
Указанными в настоящем пункте потребителями электрической энергии по согласованию с гарантирующим поставщиком может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем первым пункта 255 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
При определении соответствия указанного потребителя критерию, установленному абзацем первым пункта 255 Основных положений, учитывается задолженность перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтверждённая вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем (абзац второй пункта 255 Основных положений).
Гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 Основных положений критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 255 Основных положений потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) (пункт 256 Основных положений).
Согласно пункту 257 Основных положений величина обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), подлежащего предоставлению потребителем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 255 Основных положений критерию, определяется гарантирующим поставщиком и не может превышать размер задолженности потребителя по оплате электрической энергии (мощности), послуживший основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств.
Потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 Основных положений критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств (пункт 258 Основных положений).
На основании пункта 259 Основных положений срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется гарантирующим поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения потребителем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В случае неисполнения потребителем, соответствующим предусмотренному абзацем первым пункта 255 Основных положений критерию, обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) до истечения срока предоставления обеспечения, предусмотренного указанным в пункте 256 рассматриваемого документа уведомлением, и при наличии у указанного потребителя задолженности перед гарантирующим поставщиком, послужившей основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, гарантирующий поставщик направляет в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сведения, указанные в пункте 262 Основных положений, а также информацию и оригиналы документов (заверенные надлежащим образом копии документов), как указано в пункте 264 Основных положений.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Предприятие относится к числу потребителей, осуществляющих эксплуатацию объектов, ограничение режима потребления объектов электросетевого хозяйства которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
За период с марта по май 2020 года у Предприятия образовалась задолженность, превышающая двукратный размер среднемесячной величины обязательств по оплате электрической энергии (расчет - т.1 л.д.127). Сам факт задолженности и ее размер не оспариваются заявителем апелляционной жалобы.
В связи с наличием у Предприятия задолженности по оплате поставленного энергоресурса ООО "Энергосбыт Волга" направило в его адрес уведомление от 15.07.2020 N ЭВ/02/06/254 об оплате задолженности либо предоставлении обеспечения исполнения обязательства по оплате электрической энергии, поставленной в период с марта по май 2020 года по договору от 27.12.2019 N 33200382000283, в срок не позднее 60 дней со дня получения настоящего уведомления в сумме 5 012 400 руб. 14 коп. на срок 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств.
По состоянию на 15.10.2020 (установленный срок предоставления обеспечения) обязательства по оплате потребленной электроэнергии Предприятием не исполнены, обеспечение исполнения обязательства в адрес ООО "Энергосбыт Волга" не предоставлено.
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц директором Предприятия в период с 24.06.2015 по 25.05.2021 являлся Деев В.Р., именно он был наделен организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, в том числе в его полномочия входило принятие мер по соблюдению установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) при наличии у Предприятия задолженности по оплате электроэнергии.
Своим бездействием Деев В.Р. нарушил требования Федерального закона N 35-ФЗ, пункта 255 Основных положений.
Потребителем не исполнены обязательства по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электроэнергии, не погашена задолженность, послужившая основанием для возникновения у потребителя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, нарушен порядок предоставления обеспечения исполнения обязательств.
Из материалов дела не следует, что Деев В.Р. исчерпал объективные возможности предоставления банковской гарантии либо принял меры по согласованию предоставления государственной или муниципальной гарантии.
Факт совершения Деевым В.Р. как должностным лицом правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ, подтвержден материалами дела (протокол об административном правонарушении от 10.03.2021 N 9.3-1461-Пр/039В-2021, уведомление от 15.07.2020 N ЭВ/02/06/254, акты сверки).
Доказательства, свидетельствующие о том, что Деев В.Р. предпринял все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в бездействии Деева В.Р. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ.
Тяжелое финансовое положение не является основанием для освобождения от административной ответственности за несоблюдение установленных действующим законодательством обязательных требований. Процедура наблюдения введена в отношении Предприятия после вынесения судом первой инстанции решения по настоящему делу.
Вопреки мнению заявителя апелляционной жалобы процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола Деев В.Р. извещался надлежащим образом (т. 1, л.д. 23-26).
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа в отсутствии Деева В.Р.
О времени и месте составления протокола Деев В.Р. извещался надлежащим образом (т. 1, л.д. 23-26). Уведомление от 14.01.2021 направлялось административным органом по адресу места регистрации Деева В.Р. (адресная справка от 26.05.2021 (т. 2. л.д. 23 -оборот)). Почтовое отправление с идентификатором 60000037705390 возвращено отправителю по истечении 7-дневного срока хранения.
Бремя негативных последствий, связанных с неполучением заказной почтовой корреспонденции, отправленной надлежащим образом, лежит на адресате.
Таким образом, административным органом исполнена обязанность по извещению Деева В.Р. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Неполучение Деевым В.Р. почтовой корреспонденции не свидетельствует о нарушении Управлением процедуры составления протокола об административном правонарушении.
Определение Арбитражного суда Владимирской области от 27.04.2021 о рассмотрении дела о привлечении Деева В.Р. к административной ответственности также было направлено в адрес Деева В.Р., о чем свидетельствует находящийся в материалах дела конверт, возвращенный в суд первой инстанции в связи с истечением срока хранения (т. 2 л.д. 3).
По правилам подпункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Деев В.Р. считается надлежащим образом извещенным о начавшемся судебном процессе.
Срок давности привлечения к административной ответственности судом соблюден.
Оснований для признания допущенного Деевым В.Р. нарушения малозначительным судом не установлено. Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Учитывая конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, суд первой инстанции посчитал возможным привлечь Деева В.Р. к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб., что соответствует минимальному размеру санкции.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.06.2021 по делу N А11-2696/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Деева Владимира Рудольфовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-2696/2021
Истец: ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Ответчик: Деев Владимир Рудольфович
Третье лицо: ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ