г. Москва |
|
12 ноября 2021 г. |
Дело N А41-33163/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от ООО "Спецсталь": Лютикова Н.А. по доверенности от 14.06.2021 N 06/14;
от Шереметьевской таможни: Чикишева Е.А. по доверенности от 31.12.2020 N 05-17/38259,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни
на решение Арбитражного суда Московской области
от 30 августа 2021 года по делу N А41-33163/21,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецсталь"
к Шереметьевской таможне
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецсталь" (далее - ООО "Спецсталь", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным решения от 08.02.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, прошедшие таможенное оформление по ДТ N 10005030/12112020/0342901 и об обязании таможенного органа возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 августа 2021 года по делу N А41-33163/21 заявление удовлетворено (т. 3 л. д. 35-38).
Не согласившись с данным судебным актом, Шереметьевская таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Шереметьевской таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Шереметьевской таможни возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках исполнения контракта от 11.09.2020 N MVT-092020 обществом на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезен товар "трубки бесшовные круглого сечения из никелевых сплавов".
В целях таможенного оформления ввозимого товара в таможенный орган представлена ДТ N 10005030/12112020/0342901.
После выпуска товаров таможней проведена проверка документов и сведений, по итогам которой должностное лицо таможни пришло к выводу об отклонении заявленной величины таможенной стоимости декларируемых товаров от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, декларантом не подтверждена структура таможенной стоимости товара.
08 февраля 2021 года таможней принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10005030/12112020/0342901 (т. 1 л. д. 11-15).
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Спецсталь" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
С 01.01.2018 таможенная стоимость товаров определяется в соответствии положениями главы 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение N 1 к договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017; далее - ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктами 9, 10, 13 и 14 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров определяется декларантом. Определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Положения настоящей главы не могут рассматриваться как ограничивающие или ставящие под сомнение права таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров.
Таможенные органы осуществляют контроль таможенной стоимости в порядке и формах, установленных разделом VI ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 313 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Порядок проверки документов и сведений при проведении таможенного контроля таможенной стоимости до выпуска товаров установлен статьями 324, 325 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 325 ТК ЕАЭС, при проведении контроля таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях:
1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения;
2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств.
Согласно пункту 9 статьи 325 ТК ЕАЭС, документы и (или) сведения, запрошенные в соответствии с пунктами 1 и 4 настоящей статьи, должны быть представлены лицами, у которых они запрошены, одним комплектом (одновременно) по каждому запросу. Одновременно с запрошенными таможенным органом документами и (или) сведениями лицами, у которых они запрошены, могут быть представлены иные документы и (или) сведения в целях подтверждения достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 325 ТК ЕАЭС, в случае выпуска товаров под обеспечение документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом для завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений могут быть представлены декларантом после выпуска товаров в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений завершается таможенным органом не позднее 30 календарных дней со дня представления запрошенных документов и (или) сведений, а если такие документы и (или) сведения не представлены в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, - со дня истечения такого срока.
В соответствии с пунктом 18 статьи 325 ТК ЕАЭС, при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом в соответствии с пунктами 4 и 15 настоящей статьи, либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не представлены в установленные настоящей статьей сроки, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
Таможенный орган в обосновании оспариваемого решения о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары, ссылается на то, что представленные документы и пояснения относительно стоимости товаров не являются достоверными и количественно определенными, а также документально подтвержденными.
Как следует из материалов дела, обществом при таможенном декларировании представлены декларации, содержащая сведения соответствующие статье 106 ТК ЕАЭС и представлены документы, подтверждающие эти сведения в соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС, а также в ответ на решение о проведении дополнительной проверки, с учетом запроса, представлены следующие копии документов:
- контракт от 11.09.2020 N MVT-092020;
- спецификации 1-1, 1-2 от 11.09.2020, инвойс от 05.11.2020N MVT-220/1, упаковочный лист от 05.11.2020 N MVT-092020/1, сертификат качества;
- заявление на перевод в иностранной валюте от 15.09.2020 N 9, от 15.11.2020 N 14;
- договор на транспортно-экспедиционное обслуживание от 07.01.2020 N 2321;
- приложение N 6 к договору от 07.01.2020 N 2321;
- заявку на перевозку груза от 05.11.2020 N 6 по маршруту Beijing (Пекин) - Москва SVO на условиях FCA;
- авианакладную N 999-79078904;
- страховой полис от 10.11.2020N 07-5-47-838/2020;
- счет на оплату от 10.11.2020 N ПО за организацию транспортно-экспедиционных услуг;
- учредительные документы общества;
- заверенные переводы указанных в графе 44 ДТ документов;
- подтверждение заказа товара (с переводом);
- выписки по счету клиента в долларах за 15.09.2020 и 05.11.2020;
- счет на оплату страховой премии к полису N 07-5-47-838/2020;
- акт выполненных работ от 16.11.2020 N 83;
- платежное поручение от 10.11.2020 N 308 по оплате организации транспортно- экспедиционных услуг и страхование груза;
- выписку по лицевому счету общества за 10.11.2020;
- оборотно-сальдовые ведомости по счету 41 и 60 за 13.11.2020;
- информационное письмо экспедитора от 18.01.2021 N 18/01-1;
- информационное письмо поставщика товара от 12.11.2020 N MVT-13/1 (с переводом).
Также к вышеуказанной декларации на товары обществом представлены пояснения по вопросам согласования сторонами предмета поставки (исх. письма от 13.11.2020 N А125, от 18.01.2021 N А126) (т. 1 л. д. 87-98).
Товары отгружены из Китая авиационным транспортом на условиях FCA Пекин.
Согласно условий Инкотермс 2010 - FCA Пекин возлагает на продавца обязанности по отгрузке товара на транспорт в месте отправки и выполнение экспортного оформления с уплатой пошлин, но без затрат на транспорт.
Организацию перевозки груза по ДТ N 10005030/12112020/0342901 общество поручило ООО "ДИМАКС" в рамках заключенного договора на транспортно- экспедиционное обслуживание от 07.01.2020 N 2321, согласно которому экспедитор заключает договоры и производит все расчеты с перевозчиками от своего имени, в интересах клиента, в том числе договора на страхование груза, с последующим возмещением этих расходов клиентом.
Стоимость услуг по организации перевозки и транспортно-экспедиционного обслуживания грузов определяется приложением "О порядке расчетов и стоимости услуг", установленному в Приложении N 1 и является неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 6.1 договора на транспортно-экспедиционное обслуживание от 07.01.2020 N 2321).
Согласно пункту 1.4 приложения N 6 "О порядке расчетов и стоимости услуг" к договору на транспортно-экспедиционное обслуживание от 07.01.2020 N 2321, клиент производит оплату счетов экспедитора в рублях путем перечисления денежных средств на расчетный счет последнего. Стоимость услуг, определенная в валюте, конвертируется по курсу ЦБ РФ - 3% на день выставления счета.
В соответствии с пунктом 1.1 приложения 6 "О порядке расчетов и стоимости услуг" к договору на транспортно-экспедиционное обслуживание от 07.01.2020 N 2321, стоимость услуг, определенная заявкой от 05.11.2020 N 6 международной перевозки груза по маршруту FCA Пекин-Москва, SVO аэропорт составила 2019,64 USD плюс страхование груза 3 618 руб. 32 коп.
Дополнительного вознаграждения экспедитору за данную перевозку и за услуги по страхованию груза договором на транспортно-экспедиционное обслуживание от 07.01.2020 N 2321сторонами не предусмотрено.
Счет от 10.11.2020 N 110 на оплату услуг на общую сумму 163 695 руб. 08 коп. выставлен экспедитором от 10.11.2020. Курс доллара США на 10.11.2020 ЦБ РФ установлен в сумме 76.9515 руб. за 1 USD.
Таким образом, счет от 10.11.2020 N 10 выставлен экспедитором включая 60 076 руб. 76 коп. - плата за организацию международной перевозки груза по маршруту FCA Пекин- Москва, SVO аэропорт (2019,64 USD х 76,9515 + 3% = 160 076 руб. 76 коп.), 3 618 руб. 32 коп. - оплата за страхование груза.
Платежным поручением от 10.11.2020 N 308 оплачены услуги экспедитора.
Актом оказанных услуг от 16.11.2020 N 83 на сумму 163 695 руб. 08 коп., подписанным сторонами без замечаний, подтверждается, что экспедитор принял платеж в этой сумме, подтвердив данный факт в информационном письме от 18.01.2021 N 15/01-1, предоставленному таможенному органу в ходе таможенного контроля (исх. письмо от 18.01.2021 N А126).
Как правильно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что в пункте 4.8 договора на транспортно-экспедиционное обслуживание от 07.01.2020 N 2321 предусмотрена выплата вознаграждения экспедитору, не свидетельствует о несении декларантом дополнительных затрат по транспортировке товара.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49) разъяснено, что в соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из пункта 9 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49 при оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
В то же время выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС.
При изложенных обстоятельствах правомерность применения обществом избранного метода определения таможенной стоимости товаров подтверждается материалами дела.
Следовательно, таможенный орган не доказал выявленный им риск недостоверности (более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные/однородные товары, стоимости перевозки, транспортных расходов), явившийся причиной проведения дополнительной проверки, а следовательно, у таможни отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения о необходимости внести изменения (дополнения) в сведения, заявленные в декларации на товары, прошедшие таможенное оформление по ДТ N 10005030/12112020/0342901.
При декларировании товаров в таможенный орган представлена декларация, содержащие сведения соответствующие статье 106 ТК ЕАЭС и представлены документы, подтверждающие эти сведения в соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС, доказательства обратного таможней не представлено, в то время как обществом в материалы дела заявлены необходимые документы и достоверно доказано их представление в таможенный орган. Указанные документы, выражающие содержание сделки, содержат полную ценовую и иную информацию, относящуюся к количественно определенным характеристикам товара, информацию об условиях его поставки и оплаты, транспортных расходах.
Таким образом, вопреки доводам таможни представленные обществом документы и пояснения относительно стоимости товаров являются достоверными и количественно определенными, а заявленный обществом метод определения стоимости декларируемых товаров - документально подтвержденным.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое решение таможенного органа является незаконным и подлежит отмене.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 августа 2021 года по делу N А41-33163/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-33163/2021
Истец: ООО "Спецсталь"
Ответчик: Шереметьевская таможня
Третье лицо: ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ