город Ростов-на-Дону |
|
12 ноября 2021 г. |
дело N А32-18485/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко А.М.
при участии:
от истца - представитель Раковский Р.В. по доверенности от 30.06.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента имущественных отношений Краснодарского края и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2021 по делу N А32-18485/2021
по иску ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства"
к ответчику - Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ГКУ Краснодарского края "Краснодаравтодор", филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края
об исправлении реестровой ошибки
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю со следующими требованиями:
1) признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:15, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:758, реестровой ошибкой, подлежащей исправлению путем осуществления учета изменении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:15 в следующих координатах:
Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:15 | |
уточненные координаты, м | |
X |
Y |
23:12:0614000:6 | |
524580.77 |
1417617.10 |
524537.84 |
1417600.64 |
523078.21 |
1417042.99 |
523078.21 |
1417042.70 |
523077.47 |
1417042.70 |
522888.02 |
1416970.32 |
522881.61 |
1416967.52 |
522880.10 |
1416947.21 |
522894.44 |
1416953.51 |
524544.28 |
1417583.83 |
524592.21 |
1417602.21 |
23:12:0614000:7 | |
521931.04 |
1416449.61 |
521933.61 |
1416450.97 |
522804.60 |
1416910.50 |
522826.25 |
1416922.15 |
522825.20 |
1416922.02 |
522823.94 |
1416941.24 |
522796.41 |
1416926.53 |
521863.79 |
1416434.44 |
521864.24 |
1416433.27 |
521932.44 |
1416453.74 |
2) указать, что решение по настоящему делу является основанием для осуществления Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:15 и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, а также подготовки кадастровым инженером межевого плана.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Краснодаравтодор" (определение от 30.04.2021), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по Краснодарскому краю), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (определение от 12.07.2021).
Решением от 06.09.2021 иск удовлетворен, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:15, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:758, реестровой ошибкой, подлежащей исправлению путем осуществления учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:15 в координатах указанных в решении. Суд указал, что решение является основанием для осуществления Управлением Росреестра по Краснодарскому краю учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:15 и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, а также подготовки кадастровым инженером межевого плана.
Решение мотивировано тем, что ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" направило в адрес департамента акт согласования границ спорного земельного участка и документ, подтверждающий наличие реестровой ошибки, а именно межевой план. В разделе заключения кадастрового инженера, направленного департаменту межевого плана, указано, что реестровая ошибка заключается в неверном определении департаментом местоположения своих границ на местности.
Факт постановки земельного участка департаментом на кадастровый учет и государственной регистрации на него права не подтверждает наличие/отсутствие реестровых ошибок в сведениях о местоположении его границах.
В соответствии со справкой кадастрового инженера Головнева А.С. N 01/230821 от 23.08.2021 (т. 2 л.д. 101-102) земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:15 предназначен для размещения автомобильной дороги "Подъезд к п. Южный".
Согласно техническому паспорту автомобильной дороги регионального значения "Подъезд к п. Южный" (т. 2 л.д. 69-79) 0,139 км указанной дороги находится на совмещенных участках, в том числе 0,029 км - участок совмещения с автомобильной дорогой "Подъезд к г. Кореновск", 0,110 км - участок совмещения с федеральной автомобильной дорогой "Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск". Участки совмещения не входят в участок обслуживания дорожной организации, привлекаемой Краснодарским краем.
В материалы дела представлена схема пересечения оси дорог федерального и краевого значения, кадастровым инженером определен участок совмещения в размере 110 метров, исходя из графического изображения которого следует, что съезды с автомобильной дороги федерального значения не входят в участок обслуживания краевой дороги (то есть отсутствует фактическое владения спорными съездами субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем), следовательно, отсутствует спор о праве.
Экспертом определен каталог координат границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:15, смежных с границами земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:758, в соответствии с которым надлежит установить смежную границу указанных земельных участков.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края и Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Департамент указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:15 поставлен на кадастровый учет в 2004 году, находится в собственности краснодарского края, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ГКУ "Краснодаравтодор". Департамент не располагает сведениями о допущенной кадастровой ошибке при формировании данного земельного участка. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости пересечение границ спорного земельного участка и участка с кадастровым номером 23:12:0000000:758, находящегося в собственности Российской Федерации, отсутствуют. Исполнение обжалуемого решения приведет к уменьшению площади земельного участка, что нарушает права и законные интересы Краснодарского края как его собственника. Исправление реестровой ошибки не должно изменять основные характеристики земельного участка (площадь, месторасположение его границ и проч.). Таким образом, возникшие разногласия сводятся к спору о праве на часть спорного земельного участка. По мнению заявителя, исполнение решения приведет к фактическому изъятию части земельного участка, принадлежащего Краснодарскому краю. В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" истцом избран ненадлежащий способ защиты.
В апелляционной жалобе Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края указало на незаконность решения, просило его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что между сторонами имеется спор о праве на часть земельного участка. В результате исполнения решения уменьшится площадь спорного земельного участка, а объект недвижимого имущества краевого значения будет расположен на земельном участке, принадлежащем Российской Федерации. Удовлетворение иска влечет нарушение принципа единства земельного участка и объектов недвижимости, приведет к возникновению иной реестровой ошибки. Границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0614000:6 и 23:12:0614000:7, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:12:0000000:15 сформированы с учетом объекта недвижимости - автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Подъезд к п. Южный", находящейся в собственности Краснодарского края и расположенного на спорном земельном участке. Исправление реестровой ошибки не должно изменять основные характеристики земельного участка (площадь и его месторасположение). В данном случае имеется спор и праве, связанный с установлением границ земельного участка, истцом избран ненадлежащий способ защиты. Вывод о том, что в технической документации на федеральную автомобильную дорогу имеется съезд, необоснован, так как техническая документация не является правоустанавливающей.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Департамента имущественных отношений Краснодарского края и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края не явились.
Заявители, а также третьи лица - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ГКУ Краснодарского края "Краснодаравтодор" (определение от 30.04.2021), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по Краснодарскому краю) извещены о рассмотрении дела в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда российской Федерации от 17.02.2011 N 12.
Представитель истца в заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя истца, пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:758 площадью 217835 кв.м по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, федеральная автомобильная дорога IP253 "Майкоп-Лабинск-Кореновск", принадлежит Российской Федерации, право собственности зарегистрировано 05.06.2014 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости - т. 1 л.д. 147-148). Земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" 02.02.2016. На земельном участке расположена автомобильная дорога А-160 Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск (км 19+800 -км 50+683; км 80+825 - км 82+654; км 88+842 - км 112+023; км 112+023 -км 132+854).
ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" заказало проведение работ по уточнению месторасположения границ земельного участка, работы проведены ООО "ГЕО Инвест-Информ" на основании государственного контракта от 02.09.2019 N 824. ООО "ГЕО Инвест-Информ" подготовило межевой план и заключение об установлении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:15 (т. 1 л.д. 37-144).
В ходе проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:758, установлена необходимость согласования смежных границ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25.08.2019 N 99/2019/280196739 (т. 1 л.д. 149-150) земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:15 (единое землепользование) принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ГКУ Краснодарского края "Краснодаравтодор".
Границы земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:15, внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" направило межевые планы и акты согласования местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0000000:758, 23:12:0000000:15, в адрес Департамента имущественных отношений Краснодарского края (письмо от 03.08.2020 - т. 1 л.д. 22-23).
Письмом от 06.08.2020 N 52-37-05-26524/20 Департамент в согласовании местоположения границ земельного участка отказал (т. 1 л.д. 24).
В связи с отказом Департамента в согласовании границ земельного участка, ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статей 301, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Согласно части 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" реестровая ошибка - это воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В части 4 статьи 61 названного Федерального закона установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество и представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Согласно заключению ООО "ГЕО Инвест-Информ" от 27.11.2019 в границах земельного участка 23:12:0000000:15 внесенных в Единый государственный реестр недвижимости, выявлены дорожные инженерные устройства и обстановка автомобильной дороги А-160 Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск км 4+200 - км 132+854, а именно: укрепление обочины, съезды, дорожные знаки.
Согласно техническому паспорту автомобильной дороги федерального значения N 00 ОП ФЗ А-160 от 01.01.2012 конструктивный элемент "укрепление обочины" (ведомость укрепления обочин Э-17), конструктивный элемент "съезды" (ведомость съездов, Э-18), конструктивный элемент "дорожные знаки" (Ведомость наличия и технического состояния дорожных знаков на дороге).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" к элементам автомобильной дороги относится: земляное полотно, дорожная одежда, обочины, откосы, кюветы, водоотводные лотки, ливнестоки, канавы, дренаж, укрепительные сооружения, площадки отдыха и стоянки автотранспорта с эстакадами для осмотра днища автомобилей, упорными стенками и навесами (беседками), переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания, железнодорожные переезды, сигнальные столбики (тумбы), эстакады (подходы к автодорожным мостам и путепроводам с укрепительными сооружениями и без них), лестничные сходы, автобусные остановки и автопавильоны (с заездными карманами и посадочными площадками), очистные сооружения, водопропускные трубы, скотопрогоны, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, знаки дорожные, светофоры и средства для регулирования уличного движения прочие.
Таким образом, съезд, укрепление обочины, дорожные знаки - неотъемлемые составные части автомобильной дороги.
Согласно письму Минэкономразвития России от 17.10.2014 N 22780-ИМ/Д23, если на земельном участке располагаются принадлежащие третьим лицам объекты недвижимости при выполнении кадастровых работ по уточнению границы такого земельного участка необходимо исключать из состава указанного земельного участка части, занятые соответствующими объектами недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действовавшей до 01.01.2017) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (действовавшей до 01.01.2017) ошибкой в государственном кадастре недвижимости, является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Указанные нормы утратили силу с 01.01.2017 (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).
В настоящее время к указанным правоотношениям применяются нормы Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
Единый государственный реестр недвижимости - это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (пункт 2 статьи 1 названного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме, который включает в себя реестр объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Исходя из положений пункта 6 статьи 72 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" с 01.01.2017 сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статьи 4 Закона о регистрации участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В пункте 3 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В пункте 4 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете, в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.
При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (пункт 2 статьи 43 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Таким образом, в соответствии со статьей 43 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено одновременное внесение сведений об уточнении местоположения всех границ смежных земельных участков.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 06.02.2017 N 310-ЭС16-10203 требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.
Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости).
Такой подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, в соответствии с которой резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости.
Вместе с тем внесение в ЕГРН сведений об установленных на основании судебного акта границах земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:758 будет невозможно без исключения или исправления содержащихся в реестре ошибочных сведений о местоположении границ смежного земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:15 (единое землепользование), поскольку возникнет пересечение границ этих участков.
В пункте 7 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что исправление реестровой ошибки сводится к внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка.
В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и пункте 2 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" даны разъяснения, согласно которым иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Согласно справке кадастрового инженера Головнева А.С. от 31.07.2020 N 1/31072020 (т. 1 л.д. 145-146), уточняемый земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:758 по части границ н11-н12, н375-н377 граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером 23:12:0000000:15.
Часть границы н11-н12, н375-н377, является общей только для двух участков - 23:12:0000000:15 и 23:12:0000000:758, соответственно данная часть границы не является общей смежной границей с иными земельными участками.
В заключении от 27.11.2019, выполненного ООО "ГЕО Инвест-Информ", определен способ исправления реестровых ошибок в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:15 выявленных при производстве работ.
Исправление реестровых ошибок в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:15 целесообразно произвести одновременно с исправлением сведений о местоположении границ земельного участка под автомобильной дорогой с кадастровым номером земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:758 в соответствии с пунктом 2 статьи 43 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Указанное исправление реестровых ошибок возможно либо на основании личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей в акте согласования местоположения границ, либо на основании вступившего в законную силу решения суда
Экспертом определен каталог координат границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:15, смежных с границами земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:758, в соответствии с которым надлежит установить смежную границу указанных земельных участков.
Факт оформления земельного участка под недвижимым имуществом, департаменту не принадлежавшем, не порождает возникновение у него прав и обязанностей в отношении такого имущества, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии спора о праве, обоснован.
В соответствии со справкой кадастрового инженера Головнева А.С. N 01/230821 от 23.08.2021 (т. 2 л.д. 101-102) земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:15 предназначен для размещения автомобильной дороги "Подъезд к п. Южный".
Согласно техническому паспорту автомобильной дороги регионального значения "Подъезд к п. Южный" (т. 2 л.д. 69-79) 0,139 км указанной дороги находится на совмещенных участках, в том числе 0,029 км - участок совмещения с автомобильной дорогой "Подъезд к г. Кореновск", 0,110 км - участок совмещения с федеральной автомобильной дорогой "Майкоп-Усть-Лабинск-Кореновск". Участки совмещения не входят в участок обслуживания дорожной организации, привлекаемой Краснодарским краем.
В материалы дела представлена схема пересечения оси дорог федерального и краевого значения, кадастровым инженером определен участок совмещения в размере 110 метров, исходя из графического изображения которого следует, что съезды с автомобильной дороги федерального значения не входят в участок обслуживания краевой дороги (то есть отсутствует фактическое владения спорными съездами субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем), следовательно, отсутствует спор о праве.
При этом автомобильная дорога регионального значения "Подъезд к п. Южный" внесена в Единый государственный реестр недвижимости с кадастровым номером 23:12:0000000:228, в том числе на спорной части земельного участка, что не соответствует фактическому нахождению объекта на местности, документам технической инвентаризации, а также противоречит нормам постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, исходя из которого съезды с автомобильной дороги являются неотъемлемой частью указанной дороги.
Кроме того, суд первой инстанции отдельно отметил, что понятие "выезд" с автомобильной дороги не установлен действующим законодательством.
Таким образом, в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отношении границ данного сооружения имеются признаки наличия реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:758 с одновременным исправлением местоположения границ смежного земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:15, не приводит к появлению новой реестровой ошибки в сведениях об автомобильной дороге регионального значения "Подъезд к п. Южный".
Исправление местоположения границ земельных участков осуществляется на основании межевого плана, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921. Работы по исправлению сведений о зданиях, строениях, сооружениях осуществляется на основании технического плана, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 N 953.
Подача заявлений об исправлении ошибок в сведениях о земельных участках и сооружениях осуществляется отдельно.
Согласно статье 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" расположение сооружения (автомобильной дороги) в границах земельного участка, не предназначенного для его размещения, не является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета.
Таким образом, кадастровым инженером указано, что исправление сведений о земельном участке и сооружении являются отдельными процедурами, осуществляемыми на основании отличных друг от друга документов. Производство работ по исправлению местоположения сооружения и земельного участка одновременно не представляется возможным.
Аналогичные выводы содержатся в сложившейся судебной практике (постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021 по делу N А32-48791/2020 и от 05.08.2021 по делу N А32-127/2021).
На основании пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 5 раздела IV приложения 1 к постановлению к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости год завершения строительства автомобильной дороги - 1930.
Поскольку Гражданский кодекс РСФСР 1922 года не содержал специальных норм о моменте возникновения прав на вновь созданную недвижимость, право собственности на вновь созданные до введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации объекты возникало с момента их создания, независимо от какой-либо регистрации.
Для устранения реестровой ошибки в орган регистрации одновременно с заявлением предоставляется документ, подтверждающий наличие реестровой ошибки. Так, к указанным документам относятся: межевой план, технический план, акт обследования и иные документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета с описанием в чем именно заключается реестровая ошибка.
Как указано выше, ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" направило в адрес департамента акт согласования границ спорного земельного участка и документ, подтверждающий наличие реестровой ошибки, а именно межевой план.
В разделе заключения кадастрового инженера, направленного департаменту межевого плана, указано, что реестровая ошибка заключается в неверном определении департаментом местоположения своих границ на местности.
Факт постановки земельного участка департаментом на кадастровый учет и государственной регистрации на него права не подтверждает наличие/отсутствие реестровых ошибок в сведениях о местоположении его границах.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Кодекса), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130).
Обеспечение принципа достоверности сведений Единого государственного реестра недвижимости, закрепленного в части 1 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.
Наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений об установленных смежных границах не отвечает принципам единства технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории Российской Федерации, общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Требования, заявленные истцом, направлены на исключение из Единого государственного реестра недвижимости недостоверных сведений об объектах недвижимости, не отвечающим частям 1 и 7 статьи 1 и статьи 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" и нарушающим права истца.
Из заключения кадастрового инженера и справки кадастрового инженера от 31.07.2020 N 1/31072020 следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:758 по части границ н11-н12, н375-н377 граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером 23:12:0000000:15. Часть границы н11-н12, н375-н377, является общей только для двух участков - 23:12:0000000:15 и 23:12:0000000:758, соответственно данная часть границы не является общей смежной границей с иными земельными участками. Кадастровым инженером определен способ исправления реестровых ошибок в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:15 выявленных при производстве работ. Исправление реестровых ошибок в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:15 целесообразно произвести одновременно с исправлением сведений о местоположении границ земельного участка под автомобильной дорогой с кадастровым номером земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:758, согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". Также экспертом определен каталог координат границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:15, смежных с границами земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:758, в соответствии с которым надлежит установить смежную границу указанных земельных участков.
Каких-либо противоречий либо сомнений в обоснованности указанного заключения, судом первой инстанции не установлено, заявителями жалоб не представлено.
Ходатайства о назначении судебной экспертизы в период рассмотрения дела в суде первой инстанции не заявлялись.
В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
С учетом данной позиции Верховного суда Российской Федерации, судебные расходы не отнесены на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в данной части решение не обжалуется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2021 по делу N А32-18485/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18485/2021
Истец: Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства", ФКУ Упрдор "Черноморье"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Краснодарский край в лице Департамента имущественных отношений Краснодарского края, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: ГКУ КК "Краснодаравтодор", Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Краснодаравтодор", Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Министерство транспорта и дорожного хозяйства КК, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом В КК и РА, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю