город Москва |
|
12 ноября 2021 г. |
Дело N А40-120002/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.11.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Москвина Л.А., Сумина О.С.,
при ведении протокола помощником судьи Петровой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2021
по делу N А40-120002/21
по заявлению индивидуального предпринимателя Ряхиной Д.А. (ОГРНИП 319290100039593)
к Центральной акцизной таможне
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Смирнов И.А. по доверенности от 09.11.2021 N 05-01-23/28425.
установил: решением Арбитражного суда г. МОксвы от 17.08.2021 заявленные индивидуальным предпринимателем Ряхиной Д.А. требований о признании недействительным письма (решения) Центральной акцизной таможне "О представлении информации N от 19.02.2018 N 17-20/06800 и об обязании возвратить излишне уплаченный НДС в размере 3.600.827, 44 руб., удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Индивидуальный предприниматель в судебное заседание не явилась, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что предпринимателем Ряхиной Д.А. в 2019 по декларации на товары N 10009030/231019/0003642 ввезено на территорию Российской Федерации и задекларировано на таможенном посту Акцизный специализированный (ЦЭД) транспортное средство: автомобиль грузовой марки VOLVO модель FH16, VIN номер YV2RZZ0D7DA742082.
После уплаты утилизационного сбора Крекшинским акцизным таможенным постом Центральной акцизной таможни на грузовой автомобиль был оформлен таможенный приходный ордер, на паспорте транспортного средства (ПТС) проставлена отметка об уплате сбора в полном объеме.
После выпуска товаров предпринимателем было установлено, что при определении размера подлежащего уплате утилизационного сбора было использовано неверное значение для расчета суммы уплаты утилизационного сбора, а именно: такая физическая характеристика как "грузоподъемность" не может влиять на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, а утвержденный Правительством РФ порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер утилизационного сбора в отношении транспортного средства с учетом такой их технической характеристики, как "грузоподъемность".
В связи с чем, подлежащий уплате размер утилизационного сбора был пересчитан с использованием характеристики "фактическая масса" транспортного средства.
25.03.2021 предприниматель обратилась в Центральную акцизную таможню с заявлением вх. N 20556 от 30.03.2021 о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесного транспортного средства (шасси) и (или) прицепов к ним с приложением документов, подтверждающих сумму излишне уплаченного сбора в размере 843.000 руб.
По результатам рассмотрения заявления, таможенным органом вынесено решение от 27.04.2021 N 13-12/11214 об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, указав, что основания для признания утилизационного сбора излишне уплаченным отсутствуют.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 27 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации принято постановление от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов. Форма заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним приведена в приложении N 4 к Правилам.
Из содержания п. 29 Правил следует, что заявление подается плательщиком или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте, выданном на самоходную машину, отметку об уплате утилизационного сбора в течение 3 лет со дня уплаты утилизационного сбора с приложением: документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора; документов, позволяющих определить уплату утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату утилизационного сбора; копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, приведенное в приложении N 3 или 4 к Правилам, подается уполномоченным представителем плательщика.
Порядок возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора определяется разделом V Правил.
За каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию (п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм права Правительством Российской Федерации принято постановление от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора и Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Согласно п. 5 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ, при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Соответственно, юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им потребительских свойств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
Согласно разделу II Перечня N 1291 утилизационный сбор уплачивается в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1, N 2, N 3 и т.д.
Из буквального толкования настоящего раздела Перечня N 1291 (в соответствующей редакции на момент декларирования товара) следует, что в целях определения коэффициента, необходимого для расчета суммы утилизационного сбора, имеет значение полная масса транспортного средства.
Из представленных документов (декларации, таможенные приходные ордера -ТПО, ПТС, платежные поручения) следует, что полная масса для расчета утилизационного сбора в отношении транспортного средства предпринимателем рассчитана исходя из сведений об общем фактическом весе и грузоподъемности автотранспортного средства, максимальной массы груза, водителя и полного топливного бака транспортных средств.
Вместе с тем, Правила N 1291, Перечень N 1291 не содержат указаний на необходимость определения полной массы транспортного средства как суммарного показателя его фактической массы и грузоподъемности.
На отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление в п. 6 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка, коэффициент и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
При исчислении размера утилизационного сбора, значение имеют именно физические характеристики транспортного средства. Грузоподъемность транспортного средства, в отличие от его массы, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам автомобиля.
В рассматриваемом случае Закон N 9-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации N 1291 не содержат понятие "полная масса транспортного средства", применение таможней иных определений массы транспортного средства по аналогии недопустимо.
В соответствии с п. 24 Правил N 1291 в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Пунктом 27 Правил N 1291 установлено, что заявление подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением: документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора; документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора; копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, указанное в п. 25 или п. 26 Правил N 1291, подается уполномоченным представителем плательщика.
Заявителем соблюден порядок направления в таможенный орган заявлений, которые оформлены в соответствии с формой, приведенной в Приложении N 4 к Правилам.
Доводы таможенного органа необоснованные и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Как следует из пунктом 1 Правил, утвержденных решением Коллегии ЕЭК от 09.12.2014 N 232, данные правила устанавливают требования к заполнению бланков свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, в том числе требования к структуре номеров указанных документов и формы их бланков (с описанием).
Таким образом, настоящие правила регулируют порядок заполнения документов, но не регулирует отношения по уплате фискальных сборов.
В соответствии с п. 6 TP ТС 018/2011 под разрешенной максимальной массой понимается установленная настоящим Техническим регламентом или иными нормативными правовыми актами в зависимости от конструктивных особенностей максимальная масса транспортного средства; а под технически допустимой максимальной массой - установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.
При этом термины TP ТС 018/2011 подлежат применению в целях использования данного Регламента, тогда как Правила N 1291, Перечень N 1291 не содержат определение понятия "полная масса транспортного средства", равно как не содержат отсылочной нормы к положениям TP ТС 018/2011 в целях определения значения "полная масса транспортного средства".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Центральной акцизной таможни по вопросу о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора не соответствуют закону и иным нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана надлежащая правовая оценка с учетом действующего законодательства, фактических обстоятельств дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2021 по делу N А40-120002/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-120002/2021
Истец: Ряхина Дарья Алексеевна
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ